Проект 651Э (NATO – “Julliett”).
Модификация проекта 651.
1. Количество подводных лодок проекта - 1.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (1) |
||||||
1 |
512 |
25.09.1979 |
30.01.1985 |
1986 |
19.04.1990 - пер. в БС-68 |
|
4. История проекта:
В 60-х годов в Советском Союзе
рассматривались различные варианты повышения боевой эффективности
многочисленных дизель-электрических подводных лодок. Одним из следствий этих
работ было создание вариантов переоборудования ДЭПЛ в атомные подводные лодки
за счет оснащения их вспомогательной ядерной энергетической установкой.
Предполагалось, что в случае обострения международной обстановки удастся в
сравнительно короткие сроки резко повысить боевой потенциал подводного флота,
трансформировав наиболее современные и мощные из уже
построенных ДЭПЛ в АПЛ. Однако на практике вспомогательной атомной
энергетической установкой была оснащена лишь одна большая дизель-электрическая
подводная лодка 651-го проекта.
Высокий боевой потенциал кораблей 651-го
проекта в сочетании с желанием вернуть им утерянные (с переходом на свинцовые
аккумуляторы) тактические качества, очевидно, и обусловили приоритетность
оснащения созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой
установкой ВАУ-6 подводных лодок именно этого типа.
Модульная установка мощностью 600
кВт помещалась в цилиндрическом контейнере, который располагался под прочным
корпусом, в кормовой части корабля. Малые размеры контейнера требовали внесения
минимальных изменений в конструкцию легкого корпуса. Дополняя “штатную”
энергетическую установку ДЭПЛ, вспомогательная атомная установка обеспечивала
возможность длительного плавания в подводном положении (правда, с относительно
низкой скоростью). Для кратковременного движения под водой с большой скоростью
должны были задействоваться аккумуляторы.
Проект подводной лодки с вспомогательной атомной энергетической установкой был разработан горьковским ЦКБ “Лазурит” под руководством главного конструктора Н.И. Кваши. В 1985 году на заводе “Красное Сормово” по проекту 651Э была переоборудована одна из ранее построенных ПЛ 651-го проекта.
Испытания и опытная эксплуатация корабля позволили отработать конструкцию и в условиях реальных плаваний оценить целесообразность использования малогабаритных атомных энергетических установок для увеличения боевых возможностей ДЭПЛ. Следует отметить, что создание подобных установок, до сих пор не имеющих мировых аналогов, является отечественным приоритетом. Исследования в данном направлении велись и в других странах (в частности, в Канаде), однако не привели к каким-либо конкретным результатам.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
Кроме скоростных характеристик, практически аналогичны ТТХ ПЛ проекта 651.
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Санкт-Петербург, 1996г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018