Проект 651 (NATO – “Julliett”).
Модификации проекта: 651К и 651Э.
Нереализованные модификаци: 683 и 603.
1. Количество подводных лодок проекта - 16.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод имени С. Орджоникидзе (ССЗ №189) (2) |
||||||
1 |
552 |
16.11.1960 |
31.07.1962 |
10.12.1963 |
25.07.1977 - пер. в Б-156 |
|
2 |
553 |
25.10.1961 |
31.01.1964 |
30.12.1964 |
25.07.1977 - пер. в Б-124 |
|
ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" (ССЗ №112) (14) |
||||||
3 |
511 |
15.10.1961 |
15.12.1962 |
31.10.1965 |
25.07.1977 - пер. в Б-24 |
|
4 |
512 |
25.01.1962 |
30.04.1963 |
28.12.1965 |
25.07.1977 - пер. в Б-68 |
|
5 |
513 |
25.04.1962 |
26.07.1963 |
12.06.1966 |
25.07.1977 - пер. в Б-63 |
|
6 |
514 |
25.08.1962 |
06.02.1964 |
31.12.1964 |
25.07.1977 - пер. в Б-270 |
|
7 |
515 |
31.01.1963 |
11.03.1965 |
31.10.1965 |
25.07.1977 - пер. в Б-77 |
|
8 |
521 |
15.07.1963 |
12.02.1966 |
23.09.1966 |
25.07.1977 - пер. в Б-58 |
|
9 |
522 |
20.11.1963 |
07.08.1964 |
14.12.1965 |
25.07.1977 - пер. в Б-81 |
|
10 |
523 |
01.08.1964 |
31.05.1966 |
15.12.1966 |
25.07.1977 - пер. в Б-73 |
|
11 |
524 |
31.01.1965 |
29.10.1966 |
30.09.1967 |
25.07.1977 - пер. в Б-67 |
|
12 |
525 |
25.07.1965 |
30.03.1967 |
01.11.1967 |
25.07.1977 - пер. в Б-478 |
|
13 |
531 |
25.12.1965 |
30.06.1967 |
02.12.1967 |
25.07.1977 - пер. в Б-203 |
|
14 |
532 |
06.08.1966 |
24.11.1967 |
21.08.1968 |
25.07.1977 - пер. в Б-304 |
|
15 |
533 |
29.03.1967 |
29.03.1968 |
29.09.1968 |
25.07.1977 - пер. в Б-318 |
|
16 |
534 |
25.03.1967 |
11.07.1968 |
26.12.1968 |
25.07.1977 - пер. в Б-120 |
|
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 651: ??? |
4. История проекта:
В 60-е годы наращивание отечественных подводных сил,
предназначенных для борьбы с надводными кораблями и судами противника,
осуществлялось не только путем создания атомных ПЛ, вооруженных ПКР - ПЛАРК
проекта 675,
но и ракетных дизель-электрических
ПЛ проекта 651, вооруженных
ПКР комплекса "П-6" (проектант - ЦКБ-18). Большие ПЛ проекта 651
были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных
КР. Они были построены при применении в качестве корпусных материалов стали
повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей,
ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отличались от ДПЛКР проектов
644 и 665, ранее созданных путем
переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613, увеличенными скоростью и дальностью плавания, увеличенной
автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными
средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса
акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления
наружного корпуса ПЛ.
ПЛРК проекта 651
предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым
кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях.
Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С.
Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).
Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963—1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).
ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» - по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления ракетной стрельбой и двух типов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех суток. Однако, после снятия с вооружения КР комплекса "П-5" в 1966г. необходимость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров, систем и устройств, обслуживающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом такими же как и на ПЛАРК проекта 675.
ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ проекта 651. Одиночные пуски ракет дали
хорошие результаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же
проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659
(отходящие газовые струи маршевого и стартового двигателей стартующей ракеты,
попадая в воздухозаборник КР, готовящейся к старту, вызывали срыв потока и
подъем температуры в маршевом двигателе, что приводило к падению его оборотов
и даже остановке двигателя), При этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов
не оказывала существенного влияния на работу маршевого двигателя ракеты, В
результате испытаний был установлен порядок запуска ракет и временной интервал
между пусками, обеспечивающие залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.
ПКР комплекса «П-6» обладали большой дальностью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система приборов «Успех-У», предназначенная для приема целеуказания с самолетов, патрулирующих в районе действия ДПЛКР.
Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м). Последне шесть кораблей проекта постройки завода "Красное Сормово" строились по несколько измененному проекту. Неофициально он был известен как проект 651Т или как "мобилизационный". В отличие от базового проекта эти лодки во втором отсеке несли четыре (по другим данным - шесть) 533-мм запасных торпед. Они хранились на специальных стеллажах. На этих стеллажах в мирное время размещались койки для личного состава, которые в случае необходимости (в период "мобилизации") можно было демонтровать и заполнить стеллажи торпедами. Торпеды подавались в первый отсек через четыре люка в прочной переборке. Люки располагались напротв оси четырех верхних ТА. Запасные торпеды могли подаваться именно в эти ТА. На схеме показан именно "мобилизацонный" вариант ПЛ проекта 651.
Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода ПГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1ДЛ42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 200 л. с.).
Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках проекта 651 было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3” (4 группы по 152 элемента), имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. Однако такую батарею получили только тр корабля, но и на них впоследствии АБ заменили свинцово-кислотными батареями.
ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.
Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.
Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.
По тактико-техническим данным, мощности оружия,
радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам
подводные лодки 651-го проекта
превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные
дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных
покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса
корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в
направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го
проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно
высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18
узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла
810 миль.
Данный проект имел две основные модернизации: 651К – ПЛ была оборудована приемной антенной и аппаратурой системы космического целеуказания КР «Касатка-Б», 651Э – ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6.
Также на базе этого проекта разрабатывались проекты 683 (проект АПЛ, оснащенной АЭУ малой мощности) и 603 (проект перевооружения на ракетный комплекс Д-9), однако они так и остались нереализованными.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 3174 тонн | |
подводное: | 3750 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 16,0 узлов | |
полная подводная при серебрянно-цинковой АБ: | 18,1 узлов | |
полная подводная при свинцово-кислотной АБ: | 14,5 узлов | |
экономическая подводная: | 2,8 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 30000 (8,0) миль | |
в режиме РДП: | 18000 (7,0) миль | |
в подводном положении при серебрянно-цинковой АБ: | 810 (2,8), 27,8 (18,1) миль | |
в подводном положении при свинцово-кислотной АБ: | 350 (2,8), 14,5 (14,5) миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 240 метров | |
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 85,9 метров | |
ширина: | 9,7 метра | |
осадка средняя: | 6,9 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
400-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 12х400-мм, 6х533-мм ("мобилизационный" + 4(6?)) | |
ракеты комплекса П-5 или П-6: | 4 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 4000 л.с. (типа 1Д43) | |
количество х мощность ДГ, л.с.: | 1 х 1000 (дизель типа 1ДЛ42) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 6000 (типа ПГ141) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 200 л.с. (типа ПГ140) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | серебрянно-цинковая АБ 30/3, 4 х 152 или | |
свинцово-кислотная АБ 60СМ-П, 4 х 112 | ||
обитаемость | ||
автономность: | 90 суток | |
экипаж: | 78 человек |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017