Проекты 18550, 18551 и 18551М «Приз» (NATO - INDIA 12,1 m).
1. Количество подводных лодок проекта: 4.
2. Изображение проекта:
АС-26 проекта 1855
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: «Красное Сормово» (4) |
||||||
1 |
? |
01.1982 |
10.12.1985 |
12.08.1986 |
2008 год - мод по пр. 18551 |
|
2 |
08001 |
04.1986 |
27.08.1987 |
25.11.1987 |
2010 год - мод по пр. 18551 |
|
3 |
08007 |
09.1987 |
26.07.1988 |
12.11.1988 |
2013 год - мод по пр. 18551 |
|
4 |
? |
01.1988 |
27.08.1989 |
30.11.1989 |
2016 год - мод по пр. 18551 |
4. История проекта:
В середине 70-х годов прошлого века возник вопрос с поисково-спасательными обеспечением проектируемых глубоководных подводных лодок с гпубиной погружения до 1000 метров. Командованием ВМФ СССР было принято решение о создании спасательного глубоководного аппарата (СГА) с рабочей глубиной 1000 метров. Разрабатывая ТТЗ на СГА спасатели ВМФ мечтали увидеть универсальный спасательно-рабочий аппарат, оснащенный современным навигационным и радиотехническим вооружением, способный производить спасение подводников и выполнять разнообразные подводные работы на глубинах до 1000 метров.
Придавая перспективному аппарату важное значение, ВМФ и Минсудпром впервые в подводном аппаратостроении объявили конкурс на проектирование СГА между СПМБМ "Малахит", специализировавшимся на глубоководных обследовательских аппаратах и ЦКБ "Лазурит", ориентированного на спасательные и рабочие аппараты.
Оба ЦКБ разработали и представили в НИИ АСД свои эскизные проекты. Проект ЦКБ "Малахит" очень напоминал американский аппарат "DSRV" - трехсферный прочный корпус из точеных сфер, погружные аккумуляторные батареи, гребной привод, вспомогательное оборудование и "приложения" - очень большое количество опытноконструкторских работ по созданию комплектующего оборудования. Водоизмещение равнялось 40 тоннам. Выполнять подводные работы аппарат практически не мог. Проект ЦКБ "Лазурит" основывался на опыте проектирования и эксплуатации отечественных аппаратов с учетом новых требований ТТЗ. При водоизмещении 55 тонн аппарат мог выполнять широкий круг подводных работ. Значительно меньшее число опытно-конструкторских работ и существенно ниже стоимость делали его более предпочтительным.
Главным конструктором проекта 1855 ("Приз") был Е.В. Крылов. Заместитель главного конструктора - В.Д. Доронин. Главный наблюдающий от ВМФ - А.И. Никитинский. Командир головного аппарата - А.Г. Катковский. Ответственный сдатчик - В.Г. Чубаров. Ведущий военпред - Н.А. Мельников.
Проект спасательного глубоководного аппарата разрабатывался на
базе СПС проекта 1837 и АРС проекта 1839 с учетом новых требований тактико-технического задания.
Были определены основные направления проекта:
- обеспечение рабочей глубины погружения до 1000 метров;
- применение эффективного навигационного и радиотехнического вооружения;
- существенное расширение рабочих функций;
- совершенствование движительно-рулевого комплекса.
Чтобы обеспечить рабочую глубину и погружение до 1000 метров при относительно небольшом увеличении водоизмещения до 55 тонн - конструкторы предложили применить в качестве материала прочного и легкого корпусов титановый сплав ОТЗВ. У титанового сплава есть минусы - высокая стоимость и сложность сварки, но есть и плюсы - более высокая относительная прочность и стойкость к коррозии. Сегодня очевидно, насколько полезным оказался переход от стального корпуса к титановому. Пострадавшие от коррозии корпуса стальных аппаратов проектов 1837, 1837К, 1839 были списаны, ни разу не побывав в ремонте, а у титановых аппаратов корпус блестит как новый после 15-летней эксплуатации без особого ухода и ремонта.
На СГА проекта 1855 установлено следующее
навигационное вооружение:
- навигационный комплекс МСТА-М-АС-55, включающий гирокомпас ГКУ-3 и автопрокладчик "Днепр-АС";
- гидроакустический абсолютный лаг ЛА-3;
- эхолот ПЭЛ-4;
- навигационная гидроакустическая система "Экватор-1".
Это вооружение обеспечивает определение места аппарата под водой и автоматическую прокладку фактического пути аппарата. Для определения судном места нахождения СГА на аппарате установлен автоматический ответчик 16В (20В).
Для допоиска затонувших подводных лодок и других объектов на СГА
имеется:
- гидроакустическая станция пеленгования "Глетчер", обеспечивающая определение курсового угла на аварийный сигнализатор
МГС-29 и курсового угла и дистанции до аварийного сигнализатора МГС-30, маяка-ответчика;
- гидролокационная станция "Крильон", тракты кругового и бокового обзора.
Для выполнения подводных работ на СГА установлены:
- манипуляторное устройство МГП 30/1000;
- опорная рама;
- закрепляющее устройство с тяговым усилием 1500 кгс;
- съемный якорь весом 500 кгс;
- пороховые прибивные и закладные рымы.
Для визуального допоиска малоразмерных объектов установлено
кордовое устройство, состоящее из:
- съёмной гидроприводной лебёдки;
- съемной кордовой штанги;
- съемных деталей тросовой проводки.
Для доставки тросов и шлангов установлены:
- съемная вьюшка с 1400 м стального троса диаметром 11 мм или 100 м шланга ВВД;
- пневмомашинки и оснастка для проводки тросов и шлангов от вьюшки к манипуляторам.
Для увеличения дальности плавания движительно-рулевой комплекс был
усовершенствован следующим образом:
- в качестве маршевого движителя установлен гребной винт регулируемого шага с электроприводом. На СПС
проекта 1837К стоял гребной винт фиксированного шага с электрогидравлическим приводом;
- установлены кормовые горизонтальные рули.
В эскизном проекте конструкторы предлагали установить и носовые горизонтальные рули, но А.И. Никитинский с этим не согласился, так как повышая дальность плавания экономическим ходом носовые рули одновременно повышали опасность запутаться при работе со шлангами, тросами, канатами и прочими гибкими нитями.
По мнению А.И. Никитинского по объему решаемых задач, совершенству навигационного комплекса, обеспечивающего самостоятельное определение аппаратом своего места под водой и надежности корпуса - СГА проекта 1855 стал наиболее эффективным спасательно-рабочим аппаратом из всех созданных до настоящего времени в России.
Серия из 4 единиц строилась в Горьком с 1985 по 1990 г. Головной СГА вступил в строй в 1986 г.
Кораблями носителями могут являться СС проекта 05360 или 05361 (оснащено всеми современными средствами аварийно-спасательного обеспечения боевых кораблей, действующих в океанских просторах, может нести поисковые ПА различных типов, включая проект 1855 (2шт)). ПА размещались в вентилируемом эллинге, оборудованном средствами перемещения ПА на спуско-подъемную позицию левого или правого борта в условиях качки, средствами погрузки, выгрузки и транспортировки АБ в помещение для зарядки. ПА могут быть спущены и подняты с воды на борт при волнении моря до 5 баллов специальным ГСПУ грузоподъемностью 100 т с правого или левого борта. Спасательные ПА могут быть состыкованы с приемно-выходными отсеками декомпрессионных камер правого или левого борта. Также носителями могут являться СПЛ проекта 940, СС проектов 05370 и 141.
В ЦКБ "Лазурит" разработан проект модернизации СГА проекта 18551. Оборудование, устаревшее морально и физически, подлежит замене - в первую очередь, радиоэлектронное. Затем - внедрение новых технических решений, повышающих возможности посадки СГА на наклонную под большим углом комингс-площадку при действии сильного подводного течения. Далее предлагается заменить энергетическую подсистему аппарата и систему управления движением более совершенными. В период с 2006 по 2016 все аппараты проекта прошли средний ремонт и глубокую модернизацию по этому проекту, что существенно усилило потенциал поисково-спасательных сил ВМФ России. Последующие модернизации будут проводиться по проекту 18551М.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | 56 тонн | |
скорость хода | ||
максимальная: | 3,7 узлов | |
вертикальная: | 0,5 узлов | |
поперечная: | 0,6 узлов | |
экономичная: | 2,3 узлов | |
дальность плавания | ||
дальность плавания (экономичной скоростью): | 21 миля | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 1000 метров | |
предельная: | 1000 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 13,5 метров | |
ширина: | 3,8 метра | |
высота: | 5,7 метра | |
осадка: | 3,9 метра | |
вооружение | ||
отсутствует | ||
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
грузоподъемность | ||
масса поднимаемого груза: | 1500 кг | |
обитаемость | ||
автономность: | 120 часов (экипаж), 10 часов (спасенные) | |
экипаж: | 4 человека | |
число спасаемых: | 20 человек | |
судно-носитель | ||
проекты: | 537, 536, 5361, 141, 940 |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022