Rambler's Top100 Подводные аппараты. Проект 18550 и 18551

Проекты 18550, 18551 и 18551М «Приз» (NATO - INDIA 12,1 m).



1. Количество подводных лодок проекта: 4.


2. Изображение проекта:


Подводный аппарат проекта 18550

АС-26 проекта 1855


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: «Красное Сормово» (4)

1

 АС-28

?

01.1982

10.12.1985

12.08.1986

 2008 год - мод по пр. 18551
 2020 год - ср.ремонт

2

 АС-26

08001

04.1986

27.08.1987

25.11.1987

 2010 год - мод по пр. 18551
 2018 год - ср.ремонт

3

 АС-30

08007

09.1987

26.07.1988

12.11.1988

 2013 год - мод по пр. 18551
 2022 год - ср.ремонт

4

 АС-34

?

01.1988

27.08.1989

30.11.1989

 2016 год - мод по пр. 18551


4. История проекта:


В середине 70-х годов прошлого века возник вопрос с поисково-спасательными обеспечением проектируемых глубоководных подводных лодок с гпубиной погружения до 1000 метров. Командованием ВМФ СССР было принято решение о создании спасательного глубоководного аппарата (СГА) с рабочей глубиной 1000 метров. Разрабатывая ТТЗ на СГА спасатели ВМФ мечтали увидеть универсальный спасательно-рабочий аппарат, оснащенный современным навигационным и радиотехническим вооружением, способный производить спасение подводников и выполнять разнообразные подводные работы на глубинах до 1000 метров.

Придавая перспективному аппарату важное значение, ВМФ и Минсудпром впервые в подводном аппаратостроении объявили конкурс на проектирование СГА между СПМБМ "Малахит", специализировавшимся на глубоководных обследовательских аппаратах и ЦКБ "Лазурит", ориентированного на спасательные и рабочие аппараты.

Оба ЦКБ разработали и представили в НИИ АСД свои эскизные проекты. Проект ЦКБ "Малахит" очень напоминал американский аппарат "DSRV" - трехсферный прочный корпус из точеных сфер, погружные аккумуляторные батареи, гребной привод, вспомогательное оборудование и "приложения" - очень большое количество опытноконструкторских работ по созданию комплектующего оборудования. Водоизмещение равнялось 40 тоннам. Выполнять подводные работы аппарат практически не мог. Проект ЦКБ "Лазурит" основывался на опыте проектирования и эксплуатации отечественных аппаратов с учетом новых требований ТТЗ. При водоизмещении 55 тонн аппарат мог выполнять широкий круг подводных работ. Значительно меньшее число опытно-конструкторских работ и существенно ниже стоимость делали его более предпочтительным.

Главным конструктором проекта 1855 ("Приз") был Е.В. Крылов. Заместитель главного конструктора - В.Д. Доронин. Главный наблюдающий от ВМФ - А.И. Никитинский. Командир головного аппарата - А.Г. Катковский. Ответственный сдатчик - В.Г. Чубаров. Ведущий военпред - Н.А. Мельников.

Проект спасательного глубоководного аппарата разрабатывался на базе СПС проекта 1837 и АРС проекта 1839 с учетом новых требований тактико-технического задания. Были определены основные направления проекта:
- обеспечение рабочей глубины погружения до 1000 метров;
- применение эффективного навигационного и радиотехнического вооружения;
- существенное расширение рабочих функций;
- совершенствование движительно-рулевого комплекса.

Чтобы обеспечить рабочую глубину и погружение до 1000 метров при относительно небольшом увеличении водоизмещения до 55 тонн - конструкторы предложили применить в качестве материала прочного и легкого корпусов титановый сплав ОТЗВ. У титанового сплава есть минусы - высокая стоимость и сложность сварки, но есть и плюсы - более высокая относительная прочность и стойкость к коррозии. Сегодня очевидно, насколько полезным оказался переход от стального корпуса к титановому. Пострадавшие от коррозии корпуса стальных аппаратов проектов 1837, 1837К, 1839 были списаны, ни разу не побывав в ремонте, а у титановых аппаратов корпус блестит как новый после 15-летней эксплуатации без особого ухода и ремонта.

На СГА проекта 1855 установлено следующее навигационное вооружение:
- навигационный комплекс МСТА-М-АС-55, включающий гирокомпас ГКУ-3 и автопрокладчик "Днепр-АС";
- гидроакустический абсолютный лаг ЛА-3;
- эхолот ПЭЛ-4;
- навигационная гидроакустическая система "Экватор-1".

Это вооружение обеспечивает определение места аппарата под водой и автоматическую прокладку фактического пути аппарата. Для определения судном места нахождения СГА на аппарате установлен автоматический ответчик 16В (20В).

Для допоиска затонувших подводных лодок и других объектов на СГА имеется:
- гидроакустическая станция пеленгования "Глетчер", обеспечивающая определение курсового угла на аварийный сигнализатор МГС-29 и курсового угла и дистанции до аварийного сигнализатора МГС-30, маяка-ответчика;
- гидролокационная станция "Крильон", тракты кругового и бокового обзора.

Для выполнения подводных работ на СГА установлены:
- манипуляторное устройство МГП 30/1000;
- опорная рама;
- закрепляющее устройство с тяговым усилием 1500 кгс;
- съемный якорь весом 500 кгс;
- пороховые прибивные и закладные рымы.

Для визуального допоиска малоразмерных объектов установлено кордовое устройство, состоящее из:
- съёмной гидроприводной лебёдки;
- съемной кордовой штанги;
- съемных деталей тросовой проводки.

Для доставки тросов и шлангов установлены:
- съемная вьюшка с 1400 м стального троса диаметром 11 мм или 100 м шланга ВВД;
- пневмомашинки и оснастка для проводки тросов и шлангов от вьюшки к манипуляторам.

Для увеличения дальности плавания движительно-рулевой комплекс был усовершенствован следующим образом:
- в качестве маршевого движителя установлен гребной винт регулируемого шага с электроприводом. На СПС проекта 1837К стоял гребной винт фиксированного шага с электрогидравлическим приводом; - установлены кормовые горизонтальные рули.

В эскизном проекте конструкторы предлагали установить и носовые горизонтальные рули, но А.И. Никитинский с этим не согласился, так как повышая дальность плавания экономическим ходом носовые рули одновременно повышали опасность запутаться при работе со шлангами, тросами, канатами и прочими гибкими нитями.

По мнению А.И. Никитинского по объему решаемых задач, совершенству навигационного комплекса, обеспечивающего самостоятельное определение аппаратом своего места под водой и надежности корпуса - СГА проекта 1855 стал наиболее эффективным спасательно-рабочим аппаратом из всех созданных до настоящего времени в России.

Серия из 4 единиц строилась в Горьком с 1985 по 1990 г. Головной СГА вступил в строй в 1986 г.

Кораблями носителями могут являться СС проекта 05360 или 05361 (оснащено всеми современными средствами аварийно-спасательного обеспечения боевых кораблей, действующих в океанских просторах, может нести поисковые ПА различных типов, включая проект 1855 (2шт)). ПА размещались в вентилируемом эллинге, оборудованном средствами перемещения ПА на спуско-подъемную позицию левого или правого борта в условиях качки, средствами погрузки, выгрузки и транспортировки АБ в помещение для зарядки. ПА могут быть спущены и подняты с воды на борт при волнении моря до 5 баллов специальным ГСПУ грузоподъемностью 100 т с правого или левого борта. Спасательные ПА могут быть состыкованы с приемно-выходными отсеками декомпрессионных камер правого или левого борта. Также носителями могут являться СПЛ проекта 940, СС проектов 05370 и 141.

В ЦКБ "Лазурит" разработан проект модернизации СГА проекта 18551. Оборудование, устаревшее морально и физически, подлежит замене - в первую очередь, радиоэлектронное. Затем - внедрение новых технических решений, повышающих возможности посадки СГА на наклонную под большим углом комингс-площадку при действии сильного подводного течения. Далее предлагается заменить энергетическую подсистему аппарата и систему управления движением более совершенными. В период с 2006 по 2016 все аппараты проекта прошли средний ремонт и глубокую модернизацию по этому проекту, что существенно усилило потенциал поисково-спасательных сил ВМФ России. Последующие модернизации будут проводиться по проекту 18551М.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 56 тонн
  скорость хода  
  максимальная: 3,7 узлов
  вертикальная: 0,5 узлов
  поперечная: 0,6 узлов
  экономичная: 2,3 узлов
  дальность плавания  
  дальность плавания (экономичной скоростью):

21 миля
  глубина погружения  
  рабочая: 1000 метров
  предельная: 1000 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 13,5 метров
  ширина: 3,8 метра
  высота: 5,7 метра
  осадка: 3,9 метра
  вооружение  
  отсутствует
  энергоустановка  
  тип: электрическая
  грузоподъемность  
  масса поднимаемого груза: 1500 кг
  обитаемость  
  автономность:

120 часов (экипаж), 10 часов (спасенные)
  экипаж:

4 человека
  число спасаемых:

20 человек
  судно-носитель  
  проекты: 537, 536, 5361, 141, 940

7. Источники:


- Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
- Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", Тайфун, 3 (15), 1999г.
- Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г.", Якутск, 2001г.
- Данные со страницы Харитонова Д. (http://www.museum.navy.ru/kursk.htm).
- Фотография Никитинского А.И.
- Схема из газеты "Коммерсантъ" 06.08.2005г.
- Информация с новостных лент СМИ.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022