Проект 667БД «Мурена-М» (NATO – “Delta II”).
1. Количество подводных лодок проекта: 5
2. Изображение проекта:
Вид сбоку АПКР К-182
Вид сбоку АПКР К-193
Вид спереди аналогичен проекту 667Б
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (5) |
||||||
1 |
341 |
10.04.1973 |
12.01.1975 |
30.09.1975 |
1977 - "60 лет Великого Октября" |
|
2 |
342 |
09.07.1973 |
03.05.1975 |
17.12.1975 |
||
3 |
353 |
03.09.1973 |
01.07.1975 |
30.12.1975 |
||
4 |
354 |
30.11.1973 |
01.07.1975 |
30.12.1975 |
||
5 |
355 |
30.01.1974 |
11.02.1976 |
30.12.1976 |
достройка по пр. 667БДР |
4. История проекта:
Возможности Северного машиностроительного предприятия
позволяли несколько увеличить длину корпусов строящихся подводных лодок семейства
“667”. В результате возникла идея,
при сохранении сложившейся технологии, несколько удлинить корпус строящихся
лодок и увеличить их ракетный боекомплект, улучшив тем самым показатели системы
оружия по критерию “эффективность - стоимость”. В июне 1972 г. ЦКБ МТ “Рубин”
было выдано тактико-техническое задание на разработку усовершенствованного
варианта лодки проекта 667Б, способного нести не 12, а 16 ракет типа
Р-29. Новый атомоход получил проектный номер “667БД” и шифр “Мурена-М”
(гл. конструктор С.Н. Ковалев).
Для размещения дополнительного числа ракет в корпус
лодки между 4 и 5 отсеком было решено “врезать” дополнительную секцию
длиной 16 м, сохранив остальные элементы конструкции корабля прежними -
двухкорпусная подводная лодка с ракетными шахтами, размещенными в прочном
корпусе. Количество отсеков в прочном корпусе увеличено до 11 (против 10 на
ПЛАРБ проекта 667Б);
1-й торпедный (ТА, запасные торпеды и устройство быстрого заряжения),
2-й-аккумуляторный и жилой (каюты офицеров),3-й -центральный
пост, 4-й и 5-й-ракетные, 5-бис - жилой, 6-й - дизель-генераторный, 7-й
реакторный, 8-й и 9-й -турбинные, 10-й - отсек электродвигателей. В результате
водоизмещение корабля возросло на 1500 т, а скорость снизилась на 1 узел.
Был реализован комплекс мер по дополнительному
снижению шумности подводной лодки, а также уменьшению помех работе собственных
гидроакустических средств. В частности, механизмы паротурбинной установки
смонтировали на специальных вибропоглощающих
фундаментах, оборудованных двухкаскадной системой амортизации. Были применены
новые звукопоглощающие и вибродемпфирующие покрытия. Трубопроводы и
гидравлические устройства отделили от корпуса корабля виброизоляцией.
Увеличение дальности пуска ракет привело к смещению
районов боевого патрулирования новых РПКСН в арктические районы. В результате
потребовалось принятие дополнительных мер по улучшению условий плавания
подводной лодки во льдах. В частности, носовые горизонтальные рули,
установленные на ограждении рубки, выполнили поворотными, для облегчения всплытия
в ледяных полыньях они разворачивались на 90°, устанавливаясь вертикально.
Подводная лодка получила автоматизированный
общекорабельный телевизионный комплекс, обеспечивающий подледное и
внутриотсечное наблюдение, визуализацию пространственного положения корабля и
вывод на экраны, установленные в главном командном пункте картины ближней
надводной и воздушной обстановки по данным перископа.
Вместо боевой информационно-управляющей системы “Туча”
на корабле была установлена несколько более совершенная БИУС “Алмаз”.
На лодке проекта 667БД
была впервые применена система электрохимической регенерации воздуха (ЭРВ-М)
путем электролиза воды (для получения кислорода) и поглощения углекислого газа
твердым регенерируемым поглотителем. Были внедрены более совершенные
технические средства поддержания заданных норм обитаемости на борту корабля.
Еще большие меры приняты для обеспечения комфортности размещения экипажа.
Мощность главной энергетической установки подводной
лодки была увеличена с 52.000 до 55.000 л.с.
На подводных крейсерах проекта 667БД ракетный комплекс Д-9 был заменен
на усовершенствованный Д-9Д с ракетами Р-29Д (принят на вооружение в 1978 г.,
западное обозначение SS-N-8 Mod 2 Sawfly),
обладающими повышенной дальностью (9100 км) и точностью (КВО - 900 м).
Так как система управления стрельбой осталась
фактически без изменений, РПКСН проекта 667БД
мог выпустить свой ракетный боекомплект в течение двух залпов - основного (12
ракет) и дополнительного (четыре ракеты), что увеличивало уязвимость лодки,
раскрывающей перед противником свое местоположение после первого залпа.
Постройку серии из четырех кораблей
было решено вести в Северодвинске (следует
заметить, что после проекта 667БД
все отечественные РПКСН закладывались только на Северном машиностроительном
предприятии). Вся серия была ограничена 4 ПЛАРБ из-за начала работ по
созданию ПЛАРБ с новой МБР
РСМ-50 испытания которой шли уже полным ходом.
В ходе строительства серии на СМП начал широко
внедряться модульно-агрегатный метод проектирования и монтажа корабельных
конструкций, механизмов и оборудования, получивший дальнейшее развитие при
строительстве атомоходов 3-го поколения. В разработку новых
технологий подводного кораблестроения большой вклад внесли ЛПМБ “Рубин”,
возглавляемое И.Д.Спасским, Калужский турбинный завод, а также другие
предприятия и научные центры страны.
Все лодки проекта вошли в состав 3-й флотилии
подводных лодок, базирующейся в бухте Ягельная. По НАТОвской классификации лодки проекта 667БД получили обозначение Delta-II.
Появление РПКСН с комплексом Д-9Д позволило еще больше
“подтянуть” к берегам страны районы их патрулирования (находящихся под контролем собственных сил ПВО
и ПЛО), повысив тем самым боевую
устойчивость морской составляющей стратегических ядерных сил.
В соответствии с российско-американскими
договоренностями о сокращении стратегических вооружений первый РПКСН проекта 667БД был выведен из состава флота в
1996 году. К 1999 году все корабли этого проекта покинули строй.
5. Схема проекта:
Продольный
разрез АПКР пр. 667БД:
1 — основные антенны ГАК «Керчь»; 2 — цистерна безпузырной
торпедной стрельбы; 3 — 533-мм ТА;
4 — цистерна кольцевого зазора; 5 — торпедозамести-тельная цистерна; 6 — носовой люк; 7 —
носовой аварийный буй;
8 — запасные 533-мм торпеды; 9 — торпедопогрузочный люк; 10 —
носовой (торпедный) отсек; 11 — носовая группа АБ;
12 — гидродинамический лаг; 13 — ЦГБ; 14 — шпиль и шпилевая
машина; 15 — баллоны ВВД; 16 — второй (жилой) отсек;
17 - кормовая группа АБ; 18 - закрытый ходовой мостик; 19 -
репитер гирокомпаса; 20 - перископ системы МТ-70-8;
21 - перископ ПЗНГ-8; 22 - боевая рубка; 23 — третий (центральный)
отсек; 24 — центральный пост;
25 — перископ астрокорректора «Волна»;
26 — радиосекстан «Сайга»; 27 — антенна радиопеленгатора «Завеса»;
28 — антенна РЛК; 29 — РДП; 30 — антенна СОРС «Залив-П»;
31 — четвертый (носовой ракетный) отсек;
32 — ракетная шахта; 33 — пятый (кормовой ракетный) отсек; 34
рубка насосов аварийного слива топлива;
35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 36 — шестой (вспомогательных
механизмов) отсек;
37 — цистерны дизельного топлива; 38 — седьмой (реакторный) отсек;
39 — реактор; 40 — парогенератор;
41 — теплообменный блок; 42 — рессиверные
баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина;
45 — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный
редуктор; 48 — главный упорный подшипник (ГУП);
49 — маслоохладитель; 50 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51
— электронасос конденсаторный;
52 — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера
(ВСК); 54 — кормовой люк; 55 — гребной ЭД (ГЭД);
56 — муфта эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек; 58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей
ВУ
АПКР проекта 667Б
1 - АП
СОРС «Залив-П»; 2 - ПМУ РДП; 3 - ПМУ «Анис» (за ним
находится ПМУ с АП РЛК. «Каскад»);
4 - АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 – ПМУ радиосекстана «Сайга»; 6 - перископ астрокорректора «Волна»;
7 - перископ ПЗНГ-8М; 8 -
ПМУ «Ива-МВ»; 9 - перископ МТ-70-8;
10 - ПМУ «Синтез» системы
космической навигации.
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение,
т:
надводное 10500
подводное 13600
(15750?)
Длина
наибольшая, м. 155,0
Ширина
корпуса наибольшая, м. 11,7
Осадка
средняя, м. 8,6
(9,6?)
Архитектурно-конструктивный
тип двухкорпусный
Глубина
погружения, м:
рабочая 320
предельная 400
Автономность,
сут. 80
(70?)
Экипаж,
чел. 135
Энергетическая
установка:
Главные механизмы:
тип АЭУ
ППУ:
количество х тип ЯР 2 х ВВР
сум.
тепловая мощность ЯР, МВт 180
ПТУ:
тип ГТЗА
с эшелонным
расположением
количество х мощность ГТЗА,
л.с. 2 х
20 000
количество х мощность АТГ,
кВт 2 х
3000
количество х тип движителей 2 х ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения:
количество х мощность ДГ,
кВт 2 х
460
аккумуляторная установка:
тип АБ свинцово-кислотная
число х мощность ГЭД на ЛВ,
кВт 2 х
225
Скорость
хода наибольшая, уз:
надводная 15
подводная 25
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса Д-9Д
боекомплект (тип) БР 16 Р-29Д (РСМ-40 мод. 2)
вид старта подводный и надводный из РШ в ПК
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм 4 х 533
боезапас (тип) торпед 16 (СЭТ-65, САЭТ-60М,
53-65К или 53-65М)
количество х калибр ТА, мм 2 х 400
боезапас (тип) торпед 4
(СЭТ-40)
Радиоэлектронное:
БИУС «Алмаз-БД»
НК «Тобол-Б »
КСС «Молния-Л»
система космической связи «Цунами»
ВВАБТ «Зубатка» или «Параван»
ГАК «Керчь» (МГК-100)
РЛК «Каскад» (МРК-50)
с приставкой «Корма» (МРК-57)
СОРС «Залив-П» (МРП-57)
ТК МТ-70
Перископ ПЗНГ-8М
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024