Проект 667БДР «Кальмар» (NATO – “Delta III”).
Модернизация - проект 09786
1. Количество подводных лодок проекта: 14
2. Изображение проекта:
Формы кормовой оконечности после среднего ремонта
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (14) |
||||||
1 |
355 |
30.01.1974 |
11.02.1976 |
30.12.1976 |
||
2 |
366 |
07.05.1974 |
25.05.1976 |
31.10.1976 |
||
3 |
367 |
19.07.1974 |
29.07.1976 |
26.12.1976 |
||
4 |
368 |
16.10.1974 |
16.08.1976 |
30.12.1976 |
||
5 |
372 |
06.03.1975 |
21.01.1977 |
30.09.1977 |
||
6 |
373 |
09.06.1975 |
04.04.1977 |
27.12.1977 |
||
7 |
376 |
31.01.1980 |
19.01.1982 |
17.09.1982 |
10.02.1998 пер. в «Рязань» |
|
8 |
392 |
23.09.1975 |
13.08.1977 |
30.12.1977 |
11.01.1999 пер. в «Борисоглебск» |
|
9 |
393 |
29.12.1975 |
26.01.1978 |
30.11.1978 |
15.09.1998 пер. в «Зеленоград» | |
10 |
394 |
19.08.1976 |
13.01.1979 |
28.09.1979 |
15.09.1998 пер. в | |
11 |
395 |
19.02.1977 |
30.04.1979 |
27.11.1979 |
18.07.1998 пер. в «Подольск» | |
12 |
396 |
27.12.1977 |
08.01.1980 |
25.09.1980 |
||
13 |
397 |
24.08.1979 |
20.06.1980 |
15.12.1980 |
15.09.1998 пер. в | |
14 |
398 |
09.04.1979 |
15.04.1981 |
05.11.1981 |
22.03.1996 пер. в КС-129 | |
Исторические справки номерных экипажей АПКСН проекта 667БДР: 23, 88, 400 |
4. История проекта:
В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись
работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р
(ЗМ40, РСМ-50, SS-N-18), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным
отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся
головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая
многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.
Более совершенная инерциальная система управления с полной
астрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную
точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более
возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов
стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам
поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, “мягкие”)
цели, но и высокопрочные (“твердые”) малоразмерные объекты, в частности,
пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты,
хранилища спецбоеприпасов и т. п.
Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ “Рубин” под
руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка
усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР
(шифр - “Кальмар”), который, так же, как и проект 667БД, должен был оснащаться 16
ракетными шахтами.
Техническое задание на новый ракетоносец было
сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667БД.
На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически
сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки).
Особое внимание при создании нового атомохода было
уделено совершенствованию системы управления стрельбой, в отличие от проекта 667БД
весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были
сокращены интервалы между ракетными пусками.
Прочный корпус лодки разделялся на 10
водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками-убежищами
(их поперечные переборки
рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения
лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности
корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с
использованием фреона.
В проекте 677БДР
дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В
частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.
Главная энергетическая установка мощностью 60000 л. с.
включала два реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были
применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными
гидроакустическими характеристиками. Имелось два турбогенератора ТГ-3000.
Подводный крейсер получил новый гидроакустический
комплекс “Рубикон”, разработанный под руководством главного конструктора С.М.
Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий
автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность
обнаружения в режиме шумопеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200
км.
Более точный навигационный комплекс “Тобол-М-1” (на лодках более поздней постройки -
“Тобол-М-2”) имел время хранения навигационных параметров между двумя
обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного
крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция
“Шмель”, позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим
маякам-ответчикам.
На борту подводной лодки был размещен комплекс связи
“Молния-М”, в состав которого входила система космической связи “Цунами”.
Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина - 13,635 м, диаметр - 1,8 м, стартовая масса - 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км. Система управления стрельбой позволяет (в отличие от проекта 667БД) выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе, с сокращенными интервалами между пусками.
Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-424 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть - в трехблочном и 12 - в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками. В декабре 1980 года принято постановление правительства о модернизации комплекса Д-9РЛ (Д-9РК). С 1980 года проводились работы по оснащению ракеты Р-29РК (модификация 3) боевыми блоками с улучшенными характеристиками. В сентябре 1982 года Постановлением правительства комплекс Д-9РК принят на вооружение. В апреле 1984 года принято постановление правительства о модернизации комплекса Д-9РК (Д-9РКУ). В феврале 1985 года Постановлением правительства предъявлены дополнительные требования к модернизируемому комплексу Д-9РКУ. В октябре 1986 года Постановлениями правительства определена замена боевых блоков среднего класса мощности на всех предшествующих вариантах ракет комплексов типа Д-9Р (Д-9РКУ-01). В октябре 1987 года Постановлениями правительства комплексы Д-9РКУ и Д-9РМ (с четырехблочной РГЧ) приняты на вооружение. В марте 1990 года Постановлением правительства комплекс Д-9РКУ-01 принят на вооружение. В обеспечение продления сроков эксплуатации ракеты Р-29РКУ-01 Государственным ракетным центром было предложено переоснастить их только что разработанными в ОКР «Станция» боевыми блоками среднего класса повышенной эффективности и безопасности. Это предложение было поддержано Минобороны. В эскизном проекте, разработанном в рамках ОКР «Станция-2» (генеральный конструктор В. Г. Дегтярь, главный конструктор Ю. А. Каверин), была показана возможность такого переоснащения с минимальным объемом доработок ракеты и систем комплекса (после переоснащения – ракета Р-29РКУ-02). Для сокращения затрат на ОКР и на последующее переоснащение было принято решение об использовании для крепления и отделения боевых блоков имеющейся рамы путем ее доработки, – установив замки крепления, применявшиеся на ракете Р-29РМУ1. Минимальный объем доработок, максимальное использование при переоснащении находящихся в эксплуатации систем и узлов и продление сроков службы ракеты позволили подтвердить работоспособность ракеты Р-29РКУ-02 с новым блоком при совместных летных испытаний в 2005 г. по боевому полю на Камчатке. За разработку боевого блока повышенной эффективности и безопасности присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2003 г. коллективу специалистов РФЯЦ – ВНИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина (Р.И. Вознюк, Г.Д. Зеленкин, В.М. Овчинников), ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» (В.Г. Дегтярь, Ю.С. Муромский), НИИ измерительных систем (В.Е. Костюков), ВНИИ автоматики (А.И. Мокрицин), 12 ЦНИИ Минобороны (С.Ф. Перцев). На базе боевой ракеты была также создана космическая ракета-носитель “Волна” морского базирования.
Для лодки была отработана система компенсации
динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки
корабля для передачи их в ракетный комплекс.
Торпедное вооружение подводной лодки включало четыре
533-мм торпедных аппарата в носовой части корабля.
Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Большинство лодок проекта 667БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено восемь одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова).
Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11-15 м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего 4-5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.
Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к Российским территориальным водам.
Два крейсера, К-455 и К-490, перешли на ТОФ в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы “Шлюз”.
Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три РПКСН) и в губе Оленья (два РПКСН). В начале 90-х годов все корабли были переведены в бухту Ягельную. Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.
Можно сказать, что лодкам проекта 667БДР повезло, большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного
оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло
совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р - по состоянию на 2017 год было известно о 6 модернизациях ракет:
— модификация 1 (Д-9Р) с 1977 года
— модификация 2 (Д-9РЛ) с 1979 года
— модификация 3 (Д-9РК) с 1982 года
— модификация 4 (Д-9РКУ) с 1987 года
— модификация 5 (Д-9РКУ-01) с 1990 года
— модификация 6 (Д-9РКУ-02) с 2005 года.
Ракетные подводные крейсера проекта 667БДР длительное время продолжали оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны (с 2008 года только на Северо-Востоке страны). Однако в составе ТОФ на 2021 год находился уже только один, последний АПКСН К-44 "Рязань" проекта 667БДР (с 2020 года уже использовался только в торпедном варианте, а в 2023 году отправлен в отстой.
В мае 1994 года АПКСН К-129 был выведен из состава МСЯС РФ и на ФГУП "ЦС "Звездочка" в г.Северодвинск переоборудован в большую атомную подводную лодку специального назначения по проекту 09786 и переименован в БС-136.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛ проекта 667БДР
1 — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 — 533-мм ТА; 4 — цистерна кольцевого зазора; 5 — торпедозаместительная цистерна; 6 - носовой люк; 7 — носовой аварийный буй; 8 — запасные 533-мм торпеды; 9 — торпедопогрузочный люк; 10 — носовой (торпедный) отсек; 11 — носовая группа АБ; 12 — гидродинамический лаг; 13 — ЦГБ; 14 — шпиль и шпилевая машина; 15 — баллоны ВВД; 16 — второй (жилой) отсек; 17 — кормовая группа АБ; 18 — закрытый ходовой мостик; 19 — репитер гирокомпаса; 20 — перископ системы МТ-70-8; 21 — перископ ПЗНГ-8; 22 — боевая рубка; 23 — третий (центральный) отсек; 24 — центральный пост; 25 — перископ астрокорректора «Волна»; 26 — радиосекстан; 27 — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 28 — антенна РЛК; 29 — РДП; 30 — антенна СОРС «Залив-П»; 31 — четвертый (носовой ракетный) отсек; 32 — ракетная шахта; 33 — пятый (кормовой ракетный) отсек; 34 — лебедка ВБАУ «Параван»; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 36 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива; 38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 — реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок; 42 — рессиверные баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина; 45 — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный редуктор; 48 — главный упорный подшипник (ГУП); 49 — маслоохладитель; 50 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 — электронасос конденсаторный; 52 — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк; 55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек; 58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей
Выдвижные устройства ПЛ проекта 667БДР
1 - АП СОРС «Залив-П»; 2 - ПМУ РДП; 3 - ПМУ «Анис» (за ним находится ПМУ с АП РЛК «Каскад»); 4 - АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 - ПМУ радиосекстана; 6 - перископ астрокорректора «Волна»; 7 - перископ ПЗНГ-8, 8 - ПМУ «Ива-МВ»; 9 - перископ МТ-70-8; 10 - ПМУ «Синтез» системы космической навигации.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное -
10600 т
подводное
-
13700 т (16000(?) 13050(?))
скорость в
надводном положении -
14 узлов
в
подводном положении -
24 узел
глубина погружения рабочая -
320 м.
предельная - 400 м
длина -
155 м.
ширина -
11,7 м.
осадка -
8,7 м.
автономность -
90 (80?) суток.
экипаж -
130 человек.
Энергетическая установка:
Главные механизмы:
-
тип -
АЭУ
ППУ:
-марка -
ОК-700А
-
количество х тип ЯР -
2 х ВВР
-
марка ЯР -
ВМ-4С
-
суммарная тепловая мощность ЯР, МВт -
180
ПТУ:
-
тип -
ГТЗА с эшелонным расположением
- количество
х мощность ГТЗА, л.с. -
2 х 20000
-
количество х мощность АТГ, кВт -
2 х 3000
-
марка АТГ -
ТГ-3000
-
количество х тип движителей -
2 х малошумных ВФШ
Резервные источники
энергии и средства движения:
-
количество х мощность ДГ, кВт -
2 х 460
аккумуляторная
установка:
-
АБ -
свинцово-кислотная
-
количество х N ГЭД на линии вала, кВт. - 2 х 225
Вооружение:
Ракетное:
-
тип ракетного комплекса -
Д-9Р
-
боекомплект (тип) БР -
16 Р-29Р (РСМ-50)
-
вид старта -
подводный, из РШ в ПК
Торпедное:
-
количество х калибр ТА, мм -
4 х 533
-
боезапас (тип) торпед -
16 (СЭТ-65, САЭТ-60М,
53-65К или 53-65М)
-
система подготовки ТА -
«Кальмар»
Радиоэлектронное:
-
БИУС -
«Алмаз-БДР» или МВУ-ЮЗБДР
-
НК -
«Тобол-М-1» или «Тобол-М-2» *
- КСС -
«Молния-М»
-
система СС -
«Цунами-БМ»
-
ВВАБТ -
«Параван»
-
ВБАУ -
«Ласточка» **
-
ГАК -
«Рубикон» (МГК-400)
-
ГАС -
«Аврора-1» ***
-
РЛК -
«Каскад» (МРК-50)
с
приставкой «Корма» (МРК-57)
-
СОРС -
«Залив-П» (МРП-10М)
-
ТК -
МТ-70
перископ - ПЗНГ-8М
* - На последних кораблях серии
** - Устанавливается вместо ВВАБТ «Параван»
*** - Устанавливалась на К-44, К-441, К-487 и К-496 в процессе проведения среднего ремонта.
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- Карпенко А.В., Шумков Н.И. "Морские комплексы с баллистическими ракетами", ВТС "Бастион", Санкт-Петербург — Москва, 2009г.
- Журнал "Власть", № 7(760), 25.02.2008.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024