Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 701

Проект 701 (NATO – “Hotel III”).

Модернизация проекта 658.



1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


Проект 701


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (1)

1

 К-145

906

12.1965

1970

12.1976

 мод. по проекту 701



4. История проекта:


В первой половине 60-х годов, когда в США развернулись крупномасштабные работы по созданию мощной, широко разветвленной системы освещения подводной обстановки, возникла опасность дальнейшего осложнения для советских подводных ракетоносцев задачи преодоления противолодочных рубежей потенциального противника. Ответом на эту угрозу могло быть создание нового поколения морских баллистических ракет, обладающих увеличенной дальностью и способных стартовать из воды, с борта носителей, находящихся в непосредственной близости от советских берегов.

В 1963 году в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева развернулись работы по созданию первой в мире межконтинентальной (максимальная дальность - порядка 8000 км) баллистической ракеты с подводным стартом. В этом же году в ЦКБ-16 под руководством главных конструкторов А.С. Смирнова и Н.Ф. Шульженко был разработан аванпроект “701” лодки-носителя МБР (рассматривались варианты с ядерной и дизель-электрической силовой установкой, рассчитанные на различный боекомплект).

По аналогичной тематике работало и ОКБ-52, возглавляемое генеральным конструктором В.Н. Челомеем. Там предполагалось создать морской вариант “универсальной” межконтинентальной ракеты УР-100. Комплекс получил индекс Д-8. Для его размещения была проработана подводная лодка проекта 702. Кроме того, в ЦКБ-18 в 1964 году под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева разрабатывался вариант размещения ракет комплекса Д-8 на погружающейся стартовой платформе.

Хотя моряки одобрили проект СКБ-385, ряд специалистов высказывал сомнение в возможности достижения “макеевской” ракетой, даже в случае оснащения ее системой астрокоррекции требуемой дальности. В то же время УР-100 должна была иметь систему радиоуправления (с размещением пунктов наведения на берегу). К достоинствам системы В.Н. Челомея относилась и относительная дешевизна унифицированной ракеты, которую предполагалось использовать, кроме всего прочего, и в общенациональной системе противоракетной обороны “Таран”.

Однако после рассмотрения альтернативных предложений предпочтение в 1964 году было все же отдано “макеевскому” проекту. Правительственное решение о разработке межконтинентального ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29 вышло 28 сентября 1964 г.

Первые испытания отдельных элементов новой ракеты были проведены на Черном море в 1968 году. В дальнейшем испытания перевели на Государственный центральный морской полигон в Неноксе, где в 1969-1971 гг. с наземного стенда было выполнено 20 пусков. Однако для окончательной отработки перспективного ракетного комплекса требовалось разместить его на реальной подводной лодке. Для этих целей в 1964 году было принято решение использовать один из атомоходов проекта 658, а также дизель-электрическую ПЛ проекта 629, проведя их радикальную модернизацию.

Проект переоборудования лодки проекта 658 был разработан в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.Ф. Шульженко. В 1969-1970 гг. в Северодвинске были проведены работы по модернизации К-145 - шестого по счету корабля проекта, требовавшего постановки на капитальный ремонт.

Корпус атомной подводной лодки (получившей проектный номер “701”) был удлинен до 130 м за счет врезки дополнительной секции ракетного отсека. В огромной рубке (“самой длинной рубке в мире”, - как с гордостью говорили о ней сами подводники) разместили шесть шахт с ракетами Р-29. На корабле установили и новое оборудование, обеспечивающее использование межконтинентального ракетного комплекса.

Первый пуск ракеты Р-29 с ПЛАРБ пр.701 был выполнен 15 декабря 1971 г. из акватории Белого моря. Испытания были продолжены в августе-ноябре 1972 г. Однако во второй половине мая 1972 г. во время одного из пусков произошла авария опытной ракеты: в процессе наддува баков при предстартовой подготовке не поступил сигнал о давлении горючего в баке первой ступени, что свидетельствовало о серьезной неисправности. Благодаря грамотным действиям экипажа лодка быстро всплыла в надводное положение с открытой крышкой шахты. Бак с горючим от “передува” разорвался, и верхняя часть ракеты была выброшена за борт лодки. Причиной аварии, едва не приведшей к трагическим последствиям, явилась неснятая на заводе технологическая заглушка.

В дальнейшем к участию в испытаниях привлекли и головной корабль проекта 667Б - К-279. Было проведено, в общей сложности, 19 пусков, 18 из которых признали успешными. При этом 13 ракет было запущено с борта К-145. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение 12 марта 1974 г.

В 1976 году подводная лодка К-145 проекта 701 начала нести боевую службу в составе СФ. Была списана в 1989 году.


5. Схема проекта:


Проект 701

общее расположение ПЛ проекта 701


Укрупненный чертеж (439 Кб)
1 - 400-мм ТА; 2 - запасные 400-мм торпеды; 3 - кормовой входной люк; 4 - кубрики команды; 5 - баллоны системы ВВД; 6 - щит управления турбогенератором; 7 - пост управления энергетической установкой; 8 - ПТА; 9 - конденсатор ПТА; 10- циркуляционный насос; 11 - реактор ВМ-А; 12 - дизель-генератор ДГ-460; 13 - ВВАБТ "Параван" и ее лебедка; 14 - ракетные шахты; 15 - ПМУ устройства РКП; 16 - ПМУ "Шлюз"; 17 - перископ ПЗНА-7; 18 - перископ ПЗН-8; 19 - перископ ПР-12; 20 - ПМУ АП СОРС "Накат-КМ" и системы "Нихром"; 21 - ПМУ ВАН; 22 - ПМУ АП РЛК "Альбатрос"; 23 - ходовой мостик; 24 - прочная рубка; 25 - центральный пост; 26 - гиропост; 27 - каюты офицеров и кают-компания; 28 - носовой входной люк; 29 - носовой горизонтальный руль; 30 - 533-мм ТА; 31 - обтекатель антенны ГАС МГ-25; 32 - антенна ГАС "Плутоний"; 33 - антенна ГАС "Арктика-М"; 34 - носовой торпедный (жилой) отсек; 35 - АБ; 36 - аккумуляторный (жилой) отсек; 37 - пост шифровальщика; 38 - посты АКЦВС "Альфа-701"; 39 - посты управления комплексом Д-9; 40 - носовой ракетный (четвертый) отсек; 41 - кормовой ракетный (четвертый-бис) отсек; 42 - выгородка вспомогательных механизмов ракетного комплекса; 43 - отсек вспомогательных механизмов; 44 - реакторный отсек; 45 - турбинный отсек; 46 - шинно-пневматическая муфта; 47 - электромеханический отсек; 48 - холодильная машина Э-320; 49 - жилой (вспомогательных механизмов) отсек; 50 - кормовой торпедный (жилой) отсек; 51 - привода кормовых горизонтальных и вертикальных рулей.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 4971 тонн
  подводное: ? тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 23,3 узлов
  полная надводная под ГТЗА: 15 узлов
  подводная под ГЭД: 6 узлов
  дальность плавания  
  глубина погружения  
  рабочая: 320? метров
  предельная: 400? метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 129,8 метров
  ширина: 9,2 метра (по стабилизаторам - 12,8 метров)
  осадка средняя: 8,2 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  баллистические ракеты: 6 Р-29 комплекса Д-9
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  400-мм носовые торпедные аппараты: 2
  400-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 4х533-мм 4х400-мм
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВВР ВМ-А
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 70000 кВт
  тип ПТУ: ГТЗА-601
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 17500 л.с.
  количество х мощность НТГ, кВт.: 2 х 1900
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 460 (типа ПГ117)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 390
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная 426П, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

50 суток
  экипаж:

123 человека

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- Рисунок Апалькова Ю.В.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020