Проект 658 и 658М (NATO – “Hotel I” и “Hotel II”).
Модификации 658С, 658У, 701, 658 с СОКС и 658Т(неправильное название).
Нереализованные модификации А-658 и 658Д6.
1. Количество подводных лодок проекта: 8
2. Изображение проекта:
ПЛ проекта 658
ПЛ проекта 658М
ПЛ К-149 после демонтажа РК, переоборудованная для испытаний СОКС
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступление в строй | ||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (8) | ||||||
1 |
901/901с |
17.10.1958 |
11.10.1959 |
12.11.1960 |
1968 - мод. по пр. 658М | |
2 |
902 |
09.02.1959 |
06.08.1960 |
24.12.1960 |
1964 - мод. по пр. 658М | |
3 |
903 |
05.08.1959 |
18.09.1960 |
27.12.1960 |
1966 - мод. пр. 658М | |
4 |
904 |
06.12.1959 |
18.06.1961 |
27.12.1961 |
1967 - мод. по пр. 658М | |
5 |
905 |
05.05.1960 |
31.07.1961 |
28.12.1961 |
1970 - мод. по пр. 658М | |
6 |
906 |
21.01.1961 |
30.05.1962 |
23.10.1962 |
1970 - мод. по пр. 701 | |
7 |
907 |
12.04.1961 |
20.07.1962 |
27.10.1962 |
1965 - мод. по пр. 658М | |
8 |
908 |
11.09.1961 |
23.09.1962 |
08.12.1962 |
1967 - мод. по пр. 658М | |
Информация о номерных экипажах АПЛ проекта 658: 45, 126, 164, 185, 250, 254, 260, 275, 280, 345 |
4. История проекта:
Постановление правительства о разработке атомной подводной лодки проекта 658 было принято 25 августа 1956 года. эскизный проект ПЛ, с целью ускорения разработки документации, не выполнялся.
Подводные лодки предназначались для нанесения ударов баллистическими ракетами Р-11ФМ и Р-13 по наземным объектам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах дальности полета ракеты. В процессе постройки подводных лодок требование об использовании ракет Р-11ФМ как устаревшее было снято. Главный конструктор проекта 658 длительное время не назначался, в связи с чем его обязанности исполнял главный инженер ЦКБ-18 П.3. Голосовский. Заместителем главного конструктора был назначен И.Д. Спасский, который координировал разработку проекта до февраля 1956 года, когда главным конструктором был назначен И.Б. Михайлов. В октябре того же года И.Б. Михайлов был переведен на работу в Государственный комитет по судостроению, и главным конструктором был назначен С.Н. Ковалев, работавший до этого главным конструктором подводных лодок проектов 617и 643 - подводных лодок с парогазовой турбинной установкой, использовавшей в подводном положении высококонцентрированную перекись водорода. Работы по этим проектам были прекращены в связи с развертыванием строительства подводных лодок с атомной энергетикой.
Главными наблюдающими за проектированием от ВМФ были представители 1 ЦНИИ военного кораблестроения - по проекту 658 К.И. Мартыненко, по проекту 658М М.С. Фаддеев.
Технический проект был закончен и представлен на утверждение в декабре 1956 года. В первом квартале 1958 года была закончена разработка полного комплекта рабочих чертежей, что позволило 17 сентября 1958 года произвести торжественную закладку головной подводной лодки проекта 658. К этому времени на стапеле цеха 50 Севмашпредприятия были установлены все секции прочного корпуса.
Подводные лодки проекта 658 имели заостренные обводы носовой оконечности для улучшения мореходных качеств в надводном положении и уменьшения заливаемости палубы надстройки, чему придавалось важное значение, т.к. предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении. Прочный корпус делился прочными поперечными переборками на 10 отсеков:
1-й – торпедный;
2-й - аккумуляторный;
3-й - центральный пост;
4-й – ракетный;
5-й – дизельный;
6-й – реакторный;
7-й – турбинный;
8-й – электромоторный;
9-й - вспомогательных механизмов;
10-й - кормовой.
ПЛАРБ проекта 658 относилась, как и другие отечественные АПЛ, к двухкорпусному типу. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Уже в ходе серийной постройки часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, выполненное из специальной резины и затруднявшее слежение за кораблем ГАС противника, работающих в активном режиме (следует заметить, что подобные покрытия были внедрены на советском флоте впервые в мире). Впрочем, покрытие первого поколения оказалось не очень прочным, и к началу 1970-х годов почти все лодки проекта 658 плавали “ободранными”.
Прочный корпус был цилиндрической формы с конусами в оконечностях, за исключением четвертого отсека, который с целью увеличения вертикального размера был выполнен в форме "восьмерки" с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. На проекте 658 была удачно найдена конструкция узла соединения восьмерочной части прочного корпуса с цилиндрической. Конструктором В. И. Мордасовым была предложена пространственная поковка, заменяющая часть прочного корпуса со всеми сходящимися в один узел листами прочного корпуса и платформы.
На подводной лодке было 14 бескингстонных цистерн главного балласта (ЦГБ), роль средней группы играли ЦГБ №№ 5, 6, 7 и 9. Продувание ЦГБ производилось воздухом высокого давления, а концевые группы также отработанными газами дизель-генераторов. Большие объемы цистерн потребовали разработки новой конструкции клапанов вентиляции, предложенных конструктором Д.М. Верховским.
Ожидавшиеся большие подводные скорости подводной лодки и предположения, что при уже малых углах перекладки рулей может быть превышен допустимый дифферент лодки, привели к установке двух пар кормовых горизонтальных рулей - малых (МКГР) для больших скоростей и больших (БКГР) для скоростей до 14-16 узлов.
Для повышения скрытности ПЛ установлено устройство РКП для пополнения запасов сжатого воздуха на перископной глубине, работающее по тому же принципу, что и устройство РДП на ДЭПЛ. На подводной лодке была установлена мощная система вентиляции и кондиционирования воздуха, включающая в себя две пароэжекторные холодильные машины общей производительностью 570 тысяч килокалорий в час. Съем тепла осуществлялся с помощью магистрали холодной рабочей воды (ок. 5°С). Запасы питьевой и питательной воды пополнялись с помощью испарительной установки.
Корабль имел главную энергетическую установку мощностью 35000 л. с., включающую два водо-водяных реактора ВМ-А по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса) с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д. Имелось два электродвигателя “подкрадывания” ПГ-116 по 450 л. с. и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820. Лодка оснащалась электрической системой постоянного тока напряжением 175/320 В.
Корабль получил всеширотный навигационный комплекс “Сигма” с астрокорректором. Гидроакустическое вооружение включало гидроакустическую станцию “Арктика” (“Арктика-М”) - первую отечественную ГАС с совмещенной рефлекторной антенной, обеспечивающей работу в режиме шумопеленгования и измерения дистанции. ГАС, разработанная под руководством главного конструктора Е.И.Аладышкина, имела дальность в режиме эхопеленгования 8 км и шумопеленгования – 1-18 км.
Торпедное вооружение ПЛАРБ состояло из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов (боекомплект — 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61) и двух 400-мм кормовых малогабаритных ТА (6 торпед). 400-мм аппараты, предназначенные для стрельбы противолодочными торпедами, служащими для самообороны, обеспечивали стрельбу на глубинах до 250 м, а 533мм могли использоваться на 100-метровой глубине.
Для отрыва от противника лодка могла использовать приборы гидроакустического противодействия МГ-14, выстреливаемые из торпедных аппаратов. В 1967 г. на смену МГ-14 пришел более совершенный самоходный прибор акустических помех МГ-24, имевший массу 7 кг, глубину использования 30-40 м и время непрерывной работы 30 минут. Выстреливание МГ-24 осуществлялось через специальное устройство ВИПС. В том же 1967 году на вооружение подводных лодок поступил и дрейфующий малогабаритный комбинированный прибор МГ-34, предназначенный для использования на глубинах от 30 до 200 м и также выстреливаемый через ВИПС.
Лодки проекта 658 оснащались ракетным комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4) с надводным стартом - первыми в мире специализированными БР, предназначенными для вооружения подводных лодок. ТТЗ на разработку комплекса было утверждено 11 января 1956 г. Первоначально работы велись НИИ-88 под руководством С.П.Королева, в дальнейшем тема была передана в СКБ-385, возглавляемое В.П.Макеевым. Одноступенчатая ракета со стартовой массой 13700 кг несла отделяемую ГЧ, снаряженную мощным термоядерным зарядом. Дальность пуска составляла 650 км, круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 4 км, что обеспечивало поражение лишь площадных целей (в первую очередь - крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз). Двигатель ракеты работал на “тонке” - горючем ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) и окислителе АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Так как использованная пара компонентов топлива, самовоспламеняющаяся при соединении, являлась источником повышенной пожарной опасности, было решено хранить в шахте ракету, заправленную только окислителем.
Стартовое устройство ПЛАРБ проекта 658 для надводного старта, спроектированное ЦКБ-34 Госкомитета по оборонной технике, под руководством главного конструктора В.Г. Рудяка, состояло из подъемного стола с лебедкой, поднимавшего ракету на уровень верхнего среза шахты, направляющих, по которым скользил стол с ракетой, и амортизационного устройства, обеспечивавшего защиту ракеты от перегрузок.
Основным отличием ПЛАРБ проекта <>658М, как уже указывалось ранее, был подводный старт баллистических ракет "Р-21" комплекса "Д-4". С этой целью ракетные шахты, имевшие на проекте 658 диаметр 2450 мм с расположенными внутри них пусковыми установками заменили шахтами диаметром 2150 мм, установленными на существовавшие комингсы прочного корпуса.
На подводных лодках проекта 658М старт ракет производился на маршевом двигателе из предварительно заполненных шахт. При этом отходящие газы поступали в воздушный объем, который предварительно создавался между пусковым столом и хвостовым отсеком ракеты (так называемый "колокол"). Ракеты Р-13 (проект 658) для надводного старта подавались на подводную лодку заправленные только окислителем, топливо хранилось на подводной лодке и подавалось в ракету перед стартом. Ракеты Р-21 для подводного старта грузились на подводную лодку полностью заправленными. При переходе к подводному старту были установлены более совершенные счетно-решающие приборы, а также установлен более точный навигационный комплекс "Сигма-658".
Всего по проекту 658 было построено 8 подводных лодок. Все они строились на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в г. Северодвинске. Коллектив СМП и Северодвинского электромонтажного предприятия "Эра" успешно справился со строительством этих подводных лодок. Конструкторы ЦКБ-18, инженеры и рабочие СМП и более, чем 180 контрагентов-поставщиков оборудования для этих ПЛ, самоотверженным трудом, не считаясь с трудностями, обеспечили быстрый ввод в состав ВМФ первых атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами.
Проектирование и строительство трех подводных лодок - опытной атомной торпедной подводной лодки проекта 627 (зав. № 254), дизель-электрической подводной лодки проекта 629, вооруженной тремя баллистическими ракетами Р-13 (головная зав. № 801) и атомной подводной лодки проекта 658 (головная - зав. № 901), вооруженной такими же тремя ракетами, велось почти одновременно. Три проектанта - СКБ-143, ЦКБ-16 и ЦКБ-18 и один завод-строитель — Северное машиностроительное предприятие - должны были приложить немало усилий для своевременного выполнения важнейшего поручения Правительства СССР о создании принципиально новых типов подводных лодок.
С подводной лодкой проекта 627 подводные лодки проекта 658 связывала одна и та же атомная энергетическая паропроизводящая реакторная установка типа ВМ-А, с подводной лодкой проекта 629 - общий для обеих подводных лодок комплекс ракетного вооружения Д-2. Проектирование подводных лодок поэтому и облегчалось и затруднялось; с одной стороны можно было воспользоваться уже найденными конструктивными решениями, с другой - поскольку первый образец атомной энергетической установки только осваивался на опытной лодке проекта 627, а летно-конструкторские испытания ракетного комплекса должны были состояться на подводной лодке проекта 629, документацию для постройки подводных лодок проекта 658 приходилось корректировать по результатам испытаний непосредственно в процессе постройки головного и серийных кораблей. И хотя у всех выше названных четырех коллективов было немало собственных трудностей, они находили время для сотрудничества в учете опыта испытании как атомной энергетической установки, так и ракетного комплекса.
“Генетическая связь” проекта 658 с проектом 627, обусловившая относительно малую ширину прочного корпуса корабля, а также солидные габариты отечественных баллистических ракет, громоздкие и сложные стартовые устройства (разрабатывавшиеся по нормам проектирования артиллерийских установок для тяжелых надводных кораблей), допускали размещение ракетных шахт на лодке лишь в один ряд. Три ракеты расположили в ограждении рубки, которая в результате этого получила необычайно крупные, весьма далекие от оптимальных (с точки зрения гидродинамики) габариты.
Для ЦКБ-18, создавшего проект первой атомной подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами, срок создания этой головной подводной лодки оказался поистине рекордным - технический проект 658 начал разрабатываться в августе 1956 г., а в 1960 г. головная подводная лодка этого проекта вступила в строй Воснно-Морского Флота СССР.
Создание первых атомных подводных ракетоносцев, в сочетании с введением в строй дизель-электрических ракетных ПЛ проекта 629, позволило в короткий срок заложить основы подводной составляющей стратегической ядерной триады страны, создать, хотя и не полноценный, но все же противовес американским ПЛАРБ, а также вынудить потенциального противника начать реализацию дорогостоящей комплексной программы совершенствования своих противолодочных сил. Однако боевые возможности лодок проекта 658 существенно ограничивались характеристиками ракетного комплекса. От всплытия ПЛ до пуска третьей ракеты проходило приблизительно 12 минут, что делало корабль, находящийся в непосредственной близости от берегов противника (что было обусловлено малой дальностью полета БР), отличной целью для противолодочных самолетов США.
Поэтому в 1958 году было решено приступить к разработке проекта 658М, предусматривающего переоснащение лодки более перспективными ракетами с подводным стартом. Правительственное постановление о создании нового ракетного комплекса Д-4 вышло 20 марта 1958г. Комплекс предполагалось установить на атомоходах в процессе капитального ремонта и модернизации.
Старт ракеты Р-21 выполнялся из шахты, заполняемой перед пуском водой. Одноступенчатая БР имела стартовую массу 19650 кг и могла доставлять боевой блок мощностью 0,8 Мт на дальность 1420 км. КВО составляло 1,3 км. В связи с установкой на лодке комплекса Д-4 потребовалось обеспечить удержание корабля на заданной глубине во время пуска ракеты из-под воды (суммарное воздействие импульсов сил, возникающих при ракетном старте, приводило к тому, что лодка подвсплывала почти на 16 м, что затрудняло пуск последующей ракеты в залпе). В результате для ПЛАРБ проекта 658М была разработана т. н. система удержания, обеспечивающая автоматическое сохранение заданной глубины. В ходе модернизации в конструкцию атомохода были внесены и другие усовершенствования. В частности, изменилась корабельная система предстартовой подготовки и обслуживания (КСППО). Для заполнения водой кольцевого зазора (пространства между стенкой шахты и корпусом ракеты) перед стартом были установлены специальные цистерны с системой перекачки.
Технический проект 658М был разработан в 1961 г., переоборудование головной подводной лодки проекта 658 в подводную лодку проекта 658М закончилось в 1963 г. Модернизация по проекту 658М была выполнена в ходе капитального ремонта лодок в 1965-1970 гг. Всего по проекту 658М на Севмашпредприятии было переоборудовано семь подводных лодок.
За создание подводных лодок проекта 658М в 1965 г. были удостоены Ленинской премии — главный конструктор С.Н. Ковалев, его заместители И.Д. Спасский и Я.С. Темкин, главный конструктор по корпусной части А.П. Правдинский.
Две первые подводные лодки проекта 658 вступили в состав Северного флота и в 1960-1961 гг. были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе
1962 г. на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий - 3-й (лодки проекта 627А) и 31-й (ПЛАРБ проекта 658). В 1964
году дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда, база Ягельная) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок.
Появление в составе советского флота первых атомных ракетоносцев, разумеется, не осталось незамеченным для американской военно-морской разведки. В 1963 и 1968 гг. ПЛ К-178 и К-55 были переведены на ТОФ, где несли
боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке.
Несмотря на высокую шумность, устаревшее оборудование, относительно низкие условия обитаемости и ряд других недостатков, лодки проекта 658М в 70-х годах продолжали оставаться вполне боеспособными боевыми единицами флота, успешно решающими поставленные перед ними задачи. Патрулируя в непосредственной близости от побережья США (иногда члены экипажей в перископы могли наблюдать берега Новой Англии), эти корабли обеспечивали размещенным на них ракетам крайне малое подлетное время, что затрудняло потенциальному противнику организацию мер противодействия ракетному удару (хотя и делало возвращение ПЛАРБ к родным берегам после выполнения боевой задачи делом весьма проблематичным). Условия обитаемости на первых советских ракетных атомоходах, в целом, незначительно отличались от условий на крупных дизель-электрических подводных лодках послевоенной постройки. Впрочем, каждый член экипажа ПЛАРБ имел свое собственное спальное место (чем и сейчас не могут похвастаться американские подводники, служащие на АПЛ 3-го поколения типа “Лос-Анджелес”), а содержание провизионных камер советских атомоходов в 60-70-х годах в значительной мере компенсировало бытовые неудобства.
В 1965 г. началось переоборудование подводной лодки К-145 в экспериментальную ПЛАРБ по проекту 701.
В 1977 г., в соответствии с соглашением ОСВ-1, было принято решение о порядке снятия ракетного оружия с подводных лодок проекта 658М.
Первой из подводных лодок проекта 658М, с которой был снят ракетный комплекс, была подводная лодка К-19. После снятия ракетного комплекса ПЛ была переведена в класс ПЛ специального назначения. Проекту переоборудования ПЛ, разработанному ЦКБ-18, был присвоен номер 658С. В том же 1977 году эту лодку решили использовать для проведения на ней испытаний опытных и головных образцов различных новых устройств и систем радиосвязи подводных лодок. Первым образцом, прошедшим государственные испытания, было выпускное буксируемое антенное устройство "Залом".
Разоружение подводных лодок проекта 658М производилось путем снятия ракетных шахт. В некоторых источниках подводным лодкам, прошедшим процедуру разоружения, неправильно (по данным ЦКБ МТ «Рубин») присвоен шифр 658Т. К-178 и К-55 в 1981-1984гг. подверглись переоборудованию по проекту 658У (в некоторых источниках - КС) и в большинстве источников называются кораблями связи, но скорее всего это как раз и есть тот самый торпедный вариант АПЛ проекта 658М, в котором их использовали до списания. Буду благодарен за уточнения. АПЛ К-149 была выделена для опытовых целей и дооборудована для испытаный перспективных образцов СОКС.
Также имелись нереализованные модификации: 629Д6 – в 1959 был выполнен эскизный проект ПЛ с установкой ракетного комплекса Д-6 в 3-х шахтах и А-658 – в 1961 была выполнен предэскизная проработка проекта ПЛ с твердотопливными ракетами РТ-15М комплекса Д-7.
5. Схема проекта:
общее расположение ПЛ проекта 658
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 4080 тонн | |
подводное: | 5300 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная под ГТЗА: | около 26 узлов | |
полная надводная под ГТЗА: | около 15 узлов | |
подводная под ГЭД: | около 6 узлов | |
надводная под ДГ и ГЭД: | 7-8 узлов | |
дальность плавания | ||
под ДГ и ГЭД: | около 500 миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 114,1 метров | |
ширина: | 9,2 метра | |
осадка средняя: | 7,3 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
баллистические ракеты: | 3 Р-13 комплекса Д-2 (проект 658) | |
баллистические ракеты: | 3 Р-21 комплекса Д-4 (проект 658М) | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
400-мм носовые торпедные аппараты: | 2 | |
400-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 4х533-мм и 12(8?)х400-мм | |
энергоустановка | ||
тип: | атомная | |
тип ППУ: | ВВР ВМ-А | |
количество х мощность реакторов, кВт: | 2 х 70000 кВт | |
тип ПТУ: | ГТЗА-601 | |
количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: | 2 х 17500 л.с. | |
количество х мощность ТГ, кВт.: | 2 х 1400 (типа ГПМ-21) | |
количество х мощность ДГ, л.с.: | 2 х 460 (типа ПГ117) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 450 (типа ПГ-116) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | свинцово-кислотная 28СМ, 3 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 50 суток | |
экипаж: | 104 человека (в т.ч. 31 офицер) |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022