Проект 672.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
? Нет данных.
3. Состав проекта:
Не реализован
4. История проекта:
При проектировании первых атомных
подводных лодок, и в особенности ракетных (АПЛ проектов 658, 659, 653 и других), вместе с ростом их
боевой мощи значительно увеличивалось водоизмещение кораблей и их основные размерения по сравнению с соответствующими параметрами
самых больших ДЭПЛ послевоенной постройки. В начальной стадии развития атомного
подводного кораблестроения возникали определенные ограничения в их
строительстве, учитывая возможности судостроительных заводов, а также большие
трудовые и финансовые затраты. Поэтому было признано
целесообразным провести более широкие поиски новых направлений в
проектировании подводных лодок и АЭУ, позволяющих уменьшить водоизмещение корабля.
В августе 1958 г. вышло постановление правительства (приказ председателя
Госкомитета по судостроению от 15 сентября 1958 г.) о выполнении проектных и
научно-исследовательских работ по созданию новых АЭУ с удельной массой, в два
раза меньшей, чем у установок АПЛ проектов 627А и 645 (тема В-6).
Этим же постановлением было поручено
выполнить в 1959-1960 гг. исследовательское проектирование и поисковые работы
по АПЛ ограниченного водоизмещения (порядка 2500 т) с различным вооружением.
Согласно приказу ГКС работы по кораблю поручались СКБ-143, которое вело в то
время разработку проекта подводной лодки второго поколения (АПЛ проекта 671)
и предэскизную проработку АПЛ проекта 705.
Проработки следовало выполнить в объеме эскизных проектов АЭУ и предэскизного проекта самой АПЛ. Финансирование предэскизного проекта подводной лодки предусматривалось за
счет средств ВМФ, а АЭУ по теме В-6 — из средств госбюджета ГКС.
Поисковые работы по новым образцам
оружия, средствам целеуказания и радиоэлектронного
вооружения постановлением не предусматривались. Это исключало непосредственное
участие соответствующих специализированных организаций в работах по заданной
подводной лодке.
Исходными для проектных работ по
кораблю являлись «Основные оперативно-тактические требования», выданные
Главным штабом ВМФ в сентябре 1958 г., и требования, изложенные в письмах ГУК
ВМФ и в/ч 27177.
АПЛ проекта 672 предназначалась для активных действий против авианосцев
и ракетоносцев противника, а также уничтожения быстроходных транспортов и
охраняющих их боевых кораблей на океанских и морских путях сообщения
противника в условиях сильно развитой противолодочной обороны. В случае невозможности получения удовлетворительного решения всего
комплекса задач подводной лодкой одного типа предлагалось разработать
несколько кораблей различного назначения: для борьбы с авианосными
соединениями, для уничтожения транспортов и тому подобного. Исходя из
назначения подводной лодки, было задано пять вариантов
вооружения. Среди них можно отметить варианты с торпедным вооружением калибра только
533 мм и двух калибров - 533 и 650 мм, вооружение крылатыми ракетами типа
«Аметист», варианты с новыми крылатыми ракетами средней и большой дальности.
Предварительные
данные по новым крылатым ракетам, условно названным ракетами средней и большой
дальности, были получены от в/ч 27177 в июне 1960 г. Согласно требованиям ВМФ,
проектирование подводной лодки должно было вестись исходя из следующих данных:
глубина погружения 400-м, полная подводная скорость 30-35 уз, дальность
плавания со скоростью 25 уз - 35 тыс. миль, автономность 60 сут, нормальное водоизмещение - 2500 т. Таким образом, АПЛ проекта 672, согласно заданию, уступая
по скорости на 4-7 уз, по всем остальным элементам и, в частности, по
вооружению должна была иметь значения не ниже, чем у АПЛ проекта 661,
при уменьшенном почти в два раза водоизмещении. При этом имелось в виду применение
разработчиком АПЛ проекта 661 для корпуса легкого материала -
титанового сплава.
Главным конструктором проработок был
назначен А.К.Назаров, главным наблюдающим от в/ч 27177
- А.Л.Томчин, наблюдающим от в/ч 27177 по АЭУ -
А.И.Синицын.
В поисках решения поставленной
задачи СКБ-143 выполнило углубленное оперативно-тактическое обоснование
выбора состава оружия и других элементов подводной лодки, имея в виду
обеспечение высокой боевой эффективности при наименьшем водоизмещении. Исходя из назначения и предполагаемых условий боевого использования,
подводная лодка должна была обладать возможностью длительного плавания в
океане в состоянии полной готовности для нанесения удара по заданной цели,
иметь высокие маневренные качества, обеспечивающие соблюдение должной
дистанции до противника в пределах заданного ей района действия.
Дистанция до цели не должна превышать дальности действия основного оружия подводной
лодки. При выборе состава оружия учитывались результаты НИОКР, проведенных
ЦНИИ-45 и в/ч 27177, по эффективности оружия различных типов, исходя из вероятного
урона противника и возможных собственных потерь, при выполнении лодкой
поставленных задач поиска и борьбы с авианосным ударным соединением противника
в заданном районе.
Согласно этим исследованиям,
крылатые ракеты типа «Аметист» давали значительно больший эффект, чем торпеды
калибра 650 мм, в том числе и с самонаводящейся головной частью. Вместе с тем
ракеты «Аметист» не могли рассматриваться как перспективное основное оружие для
новой подводной лодки. Для неё следовало разработать крылатые ракеты с большей,
чем у ракеты «Аметист», дальностью стрельбы. Несмотря на то, что крылатые
ракеты типа «Аметист» и торпеды не могли рассматриваться как перспективное
вооружение для АПЛ проекта 672,
СКБ-143 приняло к проработке все пять указанных выше вариантов вооружения.
Наряду с выбором оружия
исследовались АЭУ различной мощности с учетом получения заданных величин водоизмещения
и скорости хода. Научное руководство разработкой новых
АЭУ осуществлял Институт атомной энергии АН СССР.
АЭУ для АПЛ проекта 672, при прочих равных условиях, оценивались
прежде всего по относительной (удельной) массе. Исходя из опыта работы с
атомными энергетическими установками, СКБ-143 имело свое мнение на дальнейшие работы
в данном направлении, не совпадающее с мнением отдельных специалистов других
организаций. Так, решением специального совещания в Госкомитете по судостроению
от 15 сентября 1959 г. по теме В-6 было признано разрабатывать АЭУ на базе
только одноконтурных схем, полагая, что эти схемы позволяют получить лучшие массогабаритные
характеристики по сравнению с двухконтурными схемами. СКБ-143 считало такой
подход преждевременным и настаивало на проведении поисковых работ также и по
двухконтурным установкам. Впоследствии в число АЭУ для АПЛ проекта 672 по решению ВПК была включена двухконтурная АЭУ с ЖМТ
мощностью 40 тыс. л.с. разработки ОКБ «Гидропресс». СКБ-143 по своей инициативе
в число вариантов АЭУ для АПЛ данного проекта включило вариант двухконтурной
АЭУ с ВВРД мощностью также 40 тыс. л.с., проработанной СКБ-143 на базе материалов
по теме В-5. Важным и напряженным этапом предэс-кизного
проектирования в начальной стадии стали работы энергомеханических
подразделений СКБ-143 по составлению технических заданий исполнителям и оценке
АЭУ в целом по кораблю. Накопленный СКБ-143 опыт
проектирования АПЛ позволял для достижения оптимальных тактико-технических
элементов корабля отойти от принятой для АПЛ первого поколения схемы АЭУ,
включающей два реактора, две турбины, две линии гребных валов. Так, для
АПЛ проекта 671 было признано рациональным иметь
одновальную однотурбинную установку с двумя
реакторами, а для АПЛ проекта 705 — не только одновальную и однотурбинную, но и однореак-торную
установку. В проработках по АПЛ проекта 672
учитывались решения по АЭУ для этих проектов кораблей.
Обобщающие исследования по эскизным
проектам АЭУ в целом с увязкой между собой АППУ и ПТУ, а также определение
мощности корабельных источников тока (ТГ и АБ) для каждого из вариантов АПЛ проекта 672 выполнялись сотрудниками
СКБ-143. Активное участие во всех работах, связанных с созданием АЭУ, принимал Б.В.Ракицкий.
В процессе проработки различных
вариантов подводных лодок были рассмотрены двухконтурные и одноконтурные, двухвальные и одновальные АЭУ. Изучались также возможности
снижения массы АЭУ за счет применения одновальной установки вместо двухвальной и однореакторной установки вместо двухреакторной.
Анализ предварительных сведений,
полученных от разработчиков по АЭУ различных типов, а также данных СКБ-143 по
увязке АППУ и ПТУ в целом по кораблю позволил установить, что одноконтурные
схемы по массе не дают заметного преимущества для корабля по сравнению с двухконтурными
АЭУ с ЖМТ но имеют несколько меньшую удельную массу,
чем двухконтурные установки с ВВРД.
Вместе с тем одноконтурным
установкам присущи существенные недостатки при использовании их на подводных
лодках. Это относится прежде всего к условиям обитаемости
и эксплуатации кораблей. В этом случае сфера действия радиоактивного первого
контура, распространяется на турбинный отсек. Появляется необходимость введения
ограниченного доступа личного состава в энергетические отсеки при работающей
установке или создания герметичных коридоров в них и герметичной кормовой переборки
турбинного отсека. Поэтому было признано целесообразным в
основу дальнейших работ по АПЛ проекта 672
принять двухконтурную АЭУ с ЖМТ мощностью 40 тыс. л.с. Вместе с тем, учитывая,
что одноконтурным установкам присуща более простая схема (отсутствуют ПГ и
ЦНПК), исследования по ним решено было не приостанавливать, не связывая их пока
с конкретными проектами.
При проработке расположения на
корабле оружия рассматривались новые, нетрадиционные варианты его размещения.
Так, в вариантах с ракетами большой и средней дальности их хранение
предусматривалось в вертикально расположенных шахтах, а с ракетами малой
дальности (типа «Аметист») — в горизонтальных контейнерах
в надстройке наклоняемых для старта ракет.
Варианты предэскизных
проектов подводной лодки разрабатывались с учетом следующих общих данных: материал
корпуса — титановый сплав, глубина погружения около 500 м, поперечные переборки
прочного корпуса рассчитаны на давление 10 кгс/см2. Одинаковыми для всех вариантов корабля принимались средства
радиосвязи и радиоразведки, а также бытовое и вспомогательное оборудование.
Для всех вариантов предусматривалось широкое внедрение автоматических и
дистанционных систем управления.
Стремление к получению оптимальных размерений корабля при использовании максимального
количества оружия (особенно у АПЛ с ракетами, расположенными вне прочного
корпуса) приводило к несколько необычным архитектурным формам подводных лодок.
Появилось развитое ограждение рубки объемной формы, выполненное как одно целое
с легким корпусом.
В течение 1959-1960 гг. СКБ-143
проработало 14 вариантов АПЛ проекта 672
с различными видами основного оружия, типами АЭУ и количеством гребных валов.
Проработки по предэскизному проекту 672 были
закончены в ноябре 1960 г.
В представленных
вариантах АПЛ исходное задание по водоизмещению (порядка 2500 т) выполнялось
при использовании двухконтурной однореакторной одновальной АЭУ с ЖМТ мощностью
40 тыс. л.с., с 12 крылатыми ракетами (средней или большой дальностью полёта)
и шестью ТА калибра 533 мм, а также одноконтурной однореакторной АЭУ с АППУ на
перегретом паре мощностью также 40 тыс. л.с., с восемью крылатыми ракетами типа «Аметист» и шестью ТА калибра
533 мм.
Наиболее полно отвечали своему
боевому назначению варианты АПЛ с крылатыми ракетами
средней и большой дальности. Условная огневая мощь подводных лодок по этим
вариантам во много раз превышала мощь АПЛ проекта 661 аналогичного назначения.
Это достигалось применением крылатых ракет с большой и средней дальностью
полета с соответствующими новыми системами целеуказания.
Предварительные проектные
исследования показали техническую возможность создания в перспективе АПЛ водоизмещением
2500—3000 т с полной
подводной скоростью порядка 35 уз, вооруженной крылатыми ракетами средней и
большой дальности стрельбы по морским целям. Для реализации этой возможности
необходимо было провести большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по комплексному проектированию оружия с системами целеуказания,
новой АЭУ, корабельным механизмам и оборудованию с учетом наиболее полного
внедрения автоматизации управления техническими средствами при максимально
возможном сокращении личного состава.
Необходимо отметить, что в предэскизном проекте АПЛ проекта 672 впервые были проведены столь концентрированные
сравнительные исследования результатов применения АЭУ различных типов и ракетоторпедного вооружения на подводной лодке.
Дальнейших работ по АПЛ проекта 672 СКБ-143 не выполняло, результаты
проектно-исследовательского поиска были использованы при разработке последующих
проектов подводных лодок.
В предэскизных
проработках приняли участие многие сотрудники СКБ-143. Среди них: А.К.Назаров, Л.И.Климов, П.Д.Дегтярев, Б.В.Ракицкий,
Ю.А.Цепов, В.И.Касаткин, М.В.Сидоренко, Г.А.Воронич,
Б.И.Юдин, В.П.Горячев, Ю.А.Чехонин, А.Н.Губанов, Н.В.Анучин, А.Н.Красовский,
Н.И.Николаев, Ю.К.Баев, А.Т. Овчинников и В.А.Собакин.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта (вариант с крылатыми ракетами средней и большой дальности):
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 2500 т | |
скорость хода | ||
полная подводная: | 35,0 узлов | |
глубина погружения | ||
предельная: | 500 метров | |
вооружение | ||
крылатые ракеты: | 12 | |
533-мм торпедные аппараты: | 6 | |
энергоустановка | ||
мощность АЭУ: | 40000 л.с. | |
обитаемость | ||
автономность: | 60 суток |
7. Источники:
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург 1996г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2008