Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 627

Проект 627 “Кит”(NATO – “November”).

Модернизация: 627А.



1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


627

1959 год

627


после модернизации в 1963 году


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 МОЛОТОВСК (с 12.09.1957 - СЕВЕРОДВИНСК): ССЗ N 402 (1)

1

 К-3

254

24.09.1955

09.08.1957

17.12.1958

 09.10.1962 - присв. наимен.
 «Ленинский комсомол»
 14.03.1989 - пер в Б-3
 c 2023 - в музее в г.Кронштадт



4. История проекта:


В июле 1954 года к работам по созданию первой отечественной ПЛА была привлечена экспертная группа моряков оперативного профиля. После рассмотрения предыдущих наработок по проекту 627 с торпедой Т-15,  отметила в своем заключении проблематичность эффективного использования корабля по основному назначению (обстрел берега ядерными торпедами Т-15). Действительно, для нанесения удара АПЛ требовалось приблизиться к цели на дистанцию не менее 40 км, уточнить свое место по береговым ориентирам с помощью РЛС и только после этого произвести выстрел. Учитывая невозможность сохранения скрытности при таком способе действий ПЛ в прибрежных районах противника в условиях противодействия противолодочных сил, эксперты ВМФ сделали вывод о необоснованности состава вооружения опытной АПЛ. Кроме того, в заключении экспертной группы отмечалось недостаточная величина скорости полного хода, принятого состава оружия самообороны (два 533-мм ТА и две торпеды) и ряд других недоработок. В результате экспертизы было принято решение о корректировке технического проекта, которую в СКБ-143 выполнили к середине 1955 года.

В окончательном варианте с ПЛА проекта 627 торпеды Т-15 были сняты, а вместо них разместили восемь 533-мм ТА с общим боекомплектом 20 торпед. Торпедное вооружение полностью размещалось в носовой части лодки. Впервые в отечественной практике обеспечивалась стрельба на глубинах до 100м. С ПЛ могли использоваться все типы существовавших торпед. Выработка данных для стрельбы осуществлялась автоматически системой "Торий". В новом варианте ПЛА предназначалась для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях.

Гидроакустическое вооружение включало ГАС "Арктика-М", обеспечивавшую обнаружение целей и определение их координат в режимах эхо- и шумопеленгования. ГАС обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи "Свет", шумопеленгаторную станцию "Марс-16КП" и ГАС обнаружения подводных препятствий "Луч". В состав радиолокационного вооружения входили станция обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой "Призма' и станция обнаружения работающих РЛС "Накат". Средства радиосвязи состояли из комплектов приемной и передающей аппаратуры, аналогичных установленным на ДПЛ проекта 611 и 613. Они обеспечивали прием радиограмм, передаваемых с береговых командных пунктов (БКП), в том числе в длинноволновом диапазоне на малых глубинах, а также двустороннюю связь в диапазонах длинных и коротких волн с БКП, кораблями и самолетами ВМФ. Штурманское вооружение дополнили навигационным комплексом "Плутон", обеспечивавшим кораблевождение и использование торпедного оружия при плавании в пределах 80 градусов северной и южной широт. Для обеспечения кораблевождения впервые использовалось автоматическое управление по курсу и глубине с помощью стабилизаторов «Курс» и «Стрела», впоследствии хорошо зарекомендовавших себя, особенно при движении ПЛ на повышенных скоростях.

Корабль имел систему кондиционирования и вентиляции, обеспечивающих требуемый уровень температурно-влажностного режима нахождения в подводном положении (разра­ботанную ГИПХ под руководством В. С. Шпака), В системе был использован химический способ поглощения углекисло­го газа и пополнения кислорода (следует заметить, что подоб­ное решение, увеличивающее опасность возникновения на борту корабля пожара, привело в 1970 г. к гибели АЛЛ К-8).

Конструктивно ПЛА имела: двухкорпусную архитектуру, удлиненный корпус (отношение длины к ширине - 13.3) с протяженной (около половины длины) цилиндрической вставкой и поперечными сечениями, близкими к круговым, эллипсовидную форму носовой оконечности и "плоские" обводы кормы, которые обеспечивали размещение двухвальной установки. Характерные обтекаемые обводы легкого корпуса, ограждения рубки и выступающих частей, стали впоследствии отличительной чертой ПЛА спроектированных СКБ-143. Прочный корпус изготавливался из стали АК-25 и разделялся на девять отсеков:

1 - носовой торпедный,

2 - аккумуляторный и жилой,

3 - отсек центрального поста,

4 - отсек вспомогательного оборудования,

5 - реакторный,

6 - турбинный,

7 - электромеханический,

8 и 9 - жилые и корабельных систем.

Принятая схема размещения АЭУ в средней по длине части корпуса облегчала дифферентовку ПЛ и позволяла выделить в нос и корму от помещений, занятых энергоустановкой, отсеки, в которых находились жилые помещения экипажа и боевые посты. Корабль был оснащен атомной энергетической установкой с номинальной мощностью 35000 л. с., включающей два водо-водяных реактора ВМ-А по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом в диаметраль­ной плоскости корабля в средней части корпуса) с парогенера­торами (побортно от них) и два турбозубчатых агрегата 60-Д суммарной мощностью 35000 л. с. Для АПЛ были разработаны специальные малошумные винты регулируемого шага (ВРШ). Имелось два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400 (с дизелями М-820). Вспомогательные гребные электродвига­тели обеспечивали движение со скоростью до 8 узлов.

Реакторный отсек оборудован железоводной биологической защитой которая обеспечивала радиационную безопасность на корабле. Расчетная мощность полного хода, при 100% мощности реакторов, составляла 35000 л.с. По компактности и удельной мощности отечественная АЭУ не имела себе равных. Лидерство ВМФ СССР в этом вопросе сохранялось неизменным всегда, хотя эти качества были "куплены" ценой повышенной виброактивности более легких механизмов.

Рациональность компоновки помещений впервые достигалась отработкой размещения оборудования на натурных макетах, выполнявшихся для всех отсеков подводной лодки.
Всё же в целях повышения акустической скрытности, основное оборудование амортизировалось, применялись вибродемпфирующие покрытия, легкий корпус имел противогидролокационное покрытие, устанавливались малошумные гребные винты и др. В результате подводная шумность ПЛА проекта 627 при движении средним ходом на перископной глубине оказалась даже ниже, чем у ДПЛ пр.611 и 613. Однако по своим акустическим характеристикам первые ПЛА СССР значительно уступали таковым из ВМС США. Но в тот период проблема акустической скрытности еще не представлялась проектантам ПЛА первоочередной.

Разработку рабочих чертежей АПЛ проекта 627 в СКБ-143 начали уже в марте 1954 года, не ожидая полного окончания и утверждения технического проекта и, как потом оказалось, его корректировки. В июне того же года к постройке первой отечественной АПЛ приступил завод № 402 судостроительной промышленности, расположенный в г. Молотовске (с 1957 года - Северодвинск) Архангельской области (директор завода Е. П. Егоров, главный строитель опытной АПЛ В.И. Вашанцев). Строительство корабля по условиям режима секретности велось на специально организованной автономной верфи, которая занимала помещение цеха, строившегося перед войной для сборки башенных установок линкоров и крейсеров.

Одновременно в г. Обнинске создавался наземный прототип корабельной АЭУ, который уже в начале 1956 года вывели на энергетический уровень мощности.

График работ диктовался жестко заданными сроками вступления в строй первой советской атомной ПЛ, программа создания которой была возведена в ранг национальной задачи и постоянно контролировалась правительством и политическим руководством страны. Вместе с тем принятие сжатых сроков выполнения работ имело и отрицательную сторону - на корабль поставлялось недостаточно отработанное и проверенное оборудование, многие недостатки которого приходилось исправлять уже непосредственно в ходе постройки, а затем и эксплуатации.

Торжественная церемония закладки опытной атомной ПЛ проекта 627 состоялась 24 сентября 1955 года. Строительство велось интенсивно, и к августу 1957 года удалось закончить монтаж основного оборудования. 9 августа того же года ПЛ спустили на воду. Характерно, что эта операция выполнялась методом поперечного спуска. В сентябре 1957 года начались швартовые испытания АПЛ, в ходе которых главное внимание уделялось атомной энергетической установке. 14 сентября произвели физический пуск корабельных реакторов с выводом их на минимально контролируемый уровень мощности.

В ходе швартовных испытаний выявился ряд неполадок в работе некоторых механизмов, систем и устройств. Дефектное оборудование заменили и оперативно доработали ряд конструкций. Так, в частности, для исключения кавитации циркуляционных насосов главных конденсаторов потребовалось изготовить и установить на подводной части корпуса АПЛ, находившейся на плаву, специальные водонаправляющие шахты.

Еще до загрузки активных зон реакторов на корабле выявили повышенный радиационный фон. Причина, как оказалось, заключалась в использовании для подсвечивания шкал приборов фосфоресцирующих красок, содержащих радиоактивные вещества. Пришлось удалять эту краску с многочисленных приборов, и впоследствии от нее отказались не только в подводном кораблестроении, но и в других областях техники.

В ходе испытаний корабль и его ЭУ осваивал экипаж. Его подразделения и службы возглавили преимущественно молодые офицеры, прошедшие требовательную систему конкурсного отбора. Подготовка и обучение личного состава электромеханической боевой части, обслуживавшего АЭУ, проходили на натурном стенде в г. Обнинске под непосредственном руководством академика А.П. Александрова.

В начале июля 1958 года К-3 предъявили правительственной комиссии под председательством     вице-адмирала В. Н. Иванова для проведения ходовых испытаний, которые прошли в Белом море с 3 июля по 1 декабря.

4 июля 1958 года в 10 ч 3 мин впервые в истории отечественного флота был дан ход под атомной, энергетической установкой. Задачу первого выхода — проверку работоспособности АЭУ и основного оборудования АПЛ - экипаж успешно выполнил. Начался исторический отсчет миль, пройденных отечественным атомным флотом.

Во время ходовых испытаний АЭУ подтвердила свою работоспособность в реальных морских условиях, в том числе при качке, крене и дифференте, а также при погружении на предельную глубину. АЭУ оказалась хорошо управляемой и устойчивой в работе.

В период ходовых испытаний К-3 совершила пять выходов в море, в ходе которых фактически подтвердились основные тактико-технические элементы, заданные при проектировании. В «Акте правительственной комиссии по ходовым испытаниям...» отмечалось, что созданная впервые в Советском Союзе атомная ПЛ является крупнейшим отечественным научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения. По сравнению с существовавшими в то время ДЭПЛ атомная ПЛ обладала в 1,5-2 раза большей скоростью подводного хода, которым она могла пройти 25-30 тысяч миль практически без ограничения скорости. Таким образом, созданная АПЛ по дальности подводного плавания в 60-75 раз превосходила ДЭПЛ, которые только малым ходом могли пройти около 400 миль. По ряду своих ТТЭ опытная АПЛ проекта 627 превосходила и своего зарубежного собрата - «Наутилуса».

Внедрение атомной энергетики в подводное кораблестроение означало коренное изменение боевых качеств ПЛ. Из «ныряющих» подводные лодки превратились в подлинно подводные корабли, способные действовать независимо от атмосферного воздуха и состояния водной поверхности. Открылся принципиально новый путь качественного повышения боевых возможностей ПЛ, в первую очередь их скрытности. В результате перехода на атомную энергетику, создания ракетного оружия, прогресса радио-электронных средств наблюдения и связи в конце 50-х - начале 60-х годов сложились условия для выхода ПЛ, как класса боевых кораблей, из кризиса, в котором они оказались в конце второй мировой войны вследствие количественного и качественного усиления противолодочных сил.

Вместе с тем испытания опытной АПЛ К-3 показали, что новая техника еще недостаточно отработана и надежна. Как всегда бывает с новыми техническими системами, ей предстояло пройти через период «детских болезней». Основной проблемой первых советских АПЛ, доставившей наибольшие хлопоты морякам и корабелам, стало обеспечение надежной работы парогенераторов АЭУ. Дело в том, что, как правило, через несколько сот часов работы в трубных пучках парогенераторов образовывались неплотности (трещины), через которые вода первого контура проникала во второй, вызывая в нем повышение радиоактивности.  Характерно, что на наземном прототипе АЭУ такой проблемы не возникало.

Потребовался напряженный труд ученых и конструкторов для выяснения и устранения причин этого явления. В результате пришлось изменить конструкцию парогенераторов, подобрать новые материалы и усовершенствовать систему водоподготовки для паропроизводящей установки.

Эта и другие проблемы решались в ходе опытной эксплуатации АПЛ К-3, для которой ее передали Военно-Морскому Флоту по решению правительства СССР в январе 1959 года. В этот период отрабатывалось новое оборудование, совершенствовались многие механизмы и узлы, вносились изменения в конструкцию корабля и состав его технических средств, были проведены первые опытные операции по перегрузке активных зон реакторов.

Все это требовало кропотливой работы кораблестроителей и создателей основного оборудования, мужества и умения личного состава корабля. За успешное освоение новой техники командира К-3 Л. Г. Осипенко в июле 1959 года удостоили звания Героя Советского Союза, а многих членов экипажа наградили орденами и медалями.

За создание первой советской атомной подводной лодки были отмечены многие конструкторы, инженеры и рабочие, принимавшие участие в проектировании и строительстве корабля. В 1959 году главному конструктору АПЛ проекта 627 В. Н. Перегудову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Коллективы СКБ-143 и завода № 402 наградили орденами Ленина. Группе участников работ, внесших наиболее значительный творческий вклад, присудили Ленинскую премию.

В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие около 135 предприятий и организаций всей страны, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и около 80 заводов — поставщиков оборудования. Всего за шесть лет удалось решить сложнейшую инженерную задачу, сопоставимую по своей новизне разве что с созданием первых космических кораблей.

После завершения опытной эксплуатации, отработки конструкций и механизмов в середине 1962 года К-3 специально подготовили к выполнению первого в истории отечественного  подводного флота похода к Северному полюсу. Подкрепили ограждение рубки и легкий корпус, установили специальные гидроакустические станции поиска полыней и разводьев, новую навигационную аппаратуру, систему подводного телевидения. 17 июля 1962 года АПЛ достигла Северного полюса. В 7 часов утра она впервые прошла в подводном положении через его географическую точку.

В 1963-1965гг. К-3 прошла модернизацию, заключавшуюся в проведении ряда доработок, повысивших надежность паро-производительной установки, замене некоторого оборудова­ния, установке новой системы торпедной стрельбы, усовер­шенствования радиоэлектронного оборудования. Антенну ГАС «Арктика-М» перенесли из ограждения рубки в носовую оконечность лодки, где был сформирован выступающий за обводы корпуса наплыв, а над торпедными аппаратами была раз­мещена антенна новой шумопеленгаторной станции МГ-10.

С учетом опыта разработки проекта первой атомной ПЛ Совет Министров СССР принял постановление о создании серийных боевых АПЛ проекта 627А. Проектирование этих кораблей, в отличие от опытной АПЛ, велось под наблюдением специалистов ВМФ, с учетом их предложений и замечаний.

После списания К-3 существовали планы переоборудования его в корабль-музей (соответствующий проект был разработан КБ «Малахит»). Однако экономическая обстановка в стране, а также граничащая с паранойей «радиофобия», вызванная идиотскими, а в ряде случаев и преступными действиями расплодившихся за годы перестройки всевозможных «экологических» организаций, не позволили реализовать эти намерения до 2000 года. В дальнейшем проект переоборудования ПЛА в музей продолжает оставаться на слуху, но окончательного воплощения в жизнь еще не получил.


5. Схема проекта:


схема 627


В целом, за исключением размещения антенны ГАС «Арктика-М», аналогична схеме проекта 627А



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 3065 тонн
  подводное: 4750 тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 23,3 (60%), 30 (100%) узлов
  полная надводная под ГТЗА: 15,5 узлов
  подводная под ГЭД: 5-6 узлов
  надводная под ДГ и ГЭД: 7-8 узлов
  дальность плавания  
  под ДГ и ГЭД:

400 миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 107,4 метров
  ширина: 7,9 метра
  осадка средняя: 5,7 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 8
  общее число торпед: 20
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВВР ВМ-А
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 70000 кВт
  тип ПТУ: ГТЗА-601
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 17500 л.с.
  количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 1400 (типа ГПМ-21)
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 460 (типа ПГ117)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 450 (типа ПГ-116)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная 60СМ и 23МУ, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

60 суток (затем 50 суток)
  экипаж:

86 человек (затем 104 человека)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- Антонов А.М. "Первая атомная", сборник «Гангут», №7.
- Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023