Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 949A

Проект 949А «Антей» (NATO – “Oscar II”).


Модернизация проекта 949.
Дальнейшие варианты модерницации - проекты 949У, 949АМ и 949АМ2(?).
Нереализованные модификации - проекты 949М и 949Б.



1. Количество подводных лодок проекта: 11+2+1


2. Изображение проекта:


АПК проекта 949А

Вид ПЛ проекта сбоку и сверху


АПК проекта 949А

форма кормовой оконечности ПЛ «К-148»


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ПО "Севмашпредприятие" (11+2+1)

1

 К-148

617

22.07.1982

03.03.1985

30.09.1986

 06.04.1993 пер. в «Краснодар»

2

 К-173

618

04.08.1983

27.03.1986

31.12.1986

 13.04.1993 пер. в «Красноярск»

3

 К-132

619

08.05.1985

29.12.1987

30.12.1988

 13.04.1993 пер. в «Иркутск»
 2001 - ремонт, план 2022

4

 К-119

636

25.02.1986

16.12.1988

29.12.1989

 06.04.1993 пер. в «Воронеж»
 2011 - прошел ремонт

5

 К-410

637

09.12.1986

20.01.1990

22.12.1990

 06.04.1993 пер. в «Смоленск»
 2013 - прошел ремонт

6

 К-442

638

21.05.1987

18.06.1990

28.12.1990

 13.04.1993 пер. в «Челябинск»
 2014 - ремонт, план 202?

7

 К-456

649

09.02.1988

28.06.1991

18.08.1992

 15.02.1992 пер. в «Касатка»
 20.06.1996 пер. в «Вилючинск» н/о
 2004 - прошел ремонт
 28.01.2011 пер. в «Тверь»

8

 К-266

650

19.01.1989

22.05.1992

30.12.1992

 до 1991 «Северодвинск»
 06.04.1993 пер. в «Орел»
 2016 - прошел ремонт

9

 К-186

651

13.07.1989

08.05.1993

15.12.1993

 13.04.1993 пер. в «Омск»
 2008 - прошел ремонт
 2019 - прошел ремонт

10

 К-141

662

22.03.1990

16.05.1994

30.12.1994

 06.04.1993 пер. в «Курск»
 12.08.2000 - затонул, поднят

11

 К-150

663

27.08.1991

20.07.1996

30.12.1996

 13.04.1993 пер. в «Томск»
 2014 - прошел ремонт

12

 К-329

664

24.07.1992

20.12.2012

23.04.2019

план 2020?

 06.04.1993 пер. в «Белгород»
 2000 – достр. по проекту 949АМ
 2012 - достр. по проекту 09852

13

 К-135

675

02.09.1993

-

-

 07.02.1995 пер. в «Волгоград»

14

 К-160

676

-

-

-

 1993-1995 пер. в «Барнаул»

Исторические справки номерных экипажей АПК проекта 949А:
74, 150, 158, 209, 587 "Волгоград", 621 "Елизово", 607



В последнее время в некоторых источниках указывается на готовившийся в конце 80-х - начале 90-х гг. задел еще для трех АПК на Севмаше - зав.№ 677, 678 и 679 проекта 949У.


4. История проекта:


После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр “Антей”). Разработка проекта велась под руководством П.П. Пустынцева, а затем И.Л. Баранова. В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию “эффективность-стоимость” ПЛАРК 949-го проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца “Рузвельт” (2,3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена, так как целеуказание может быть получено только от МКРЦ «Лебедь» или самолетов ТУ-95РЦ (использование собственного радиотехнического вооружения при стрельбе на полную дальность невозможно).

К постройке планировалось 18 АПК проекта 949А. Последние корабли серии планировались к постройке по усовершенствованному проекту 949У "Атлант" (в некоторых источниках упоминаются зав.№ 677, 678 и 679 под которые в 90-е годы на СМП уже даже был сформирован задел).

В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.

Как и остальные российские подводные лодки, РПК пр. 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру - внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.

Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков. По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 45 (40?)°. Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водо-водяного типа ОК-650М (по 190 мВт) и две паровые турбины (100 000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора ДГ-190 (2 х 3200 кВт).

Торпедное вооружение представлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу торпедами, а также ракето-торпедами “Водопад”, “Ветер” и "Шквал" на всех глубинах погружения.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

Считается, что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК пр. 949А примерно на 10 м. длиннее первых двух кораблей пр. 949. Это увеличение размеров было использовано для дополнительного отсека (V-бис), который позволил улучшить внутреннюю компоновку систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ. Система охлаждения ППУ и главных конденсаторов ПТУ может обеспечиваться (до 30%-ной мощности ППУ) самопротоком, что используется на малошумном режиме движения ПЛ. РПК пр. 949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.

Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Медведица”.

Основное вооружение ракетного крейсера - 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 “Гранит”. Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина - 19,5 м, диаметр корпуса - 0,88 м, размах крыла-2,6м.

Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника.

Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и “накрытие” его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО “Гранит”).

Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают “Граниту” при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды “Водопад” и “Ветер” на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Комплекс “Гранит”, созданный в 80-х годах, к 2000 году уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственным реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных “противоавианосных” сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса “Гранит” для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации.

По оценкам (на 2005 год), боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК “Гранит”, состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы. АПК К-139 Белгород с 2000 года достраивался по улучшенному проекту 949АМ, который очевидно учитывал доработку как ракетного комплекса, так и модернизацию радиотехнического, навигационного и другого оборудования корабля с учетом современных требований. Предположительно остальные корабли проекта (№675-№679) планировалось строить по улучшенному проекту 949У "Атлант" (не реализован). Кроме этого прорабатывались варианты замены вооружения: проект 949Б - замена на ПКРК "Болид" и проект 949М – замена на РК «Метеорит-М» (ПКР П-750 (3М25)). Оба варианта не были реализованы.

Корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов России. Существующая группировка подводных лодок проекта 949А, по оценкам экспертов, сможет эффективно функционировать до 2020-х годов.

В декабре 2011 года РИА "Новости" со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщило, что атомные подводные крейсера проекта 949А "Антей" пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр".


5. Схема проекта:



Укрупненный продольный разрез (71 Кб)


Расположение выдвижных устройств:

1 - ПМУ «Синтез»; 2 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Зона»; 3 - ПМУ «Анис»;
4 - ПМУ антенны МРСЦ-2 (ЦУ ПКРК «Гранит» от самолетов Ту-95РЦ);
5 - АП РЛК «Радиан» (МРКП-58); 6 - ПМУ «Кора» (КСС «Молния-М»); 7 - ПМУ РКП;
8 - АП «Селена» (системы «Коралл»); 9 - перископ ТК «Сигнал-3»;
10 - перископ атаки ПЗНС-10С.


6. Тактико-технические данные проекта (данные из книги Апалькова Ю.В.):


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 14700 тонн
  подводное: 19400 (24000?) тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 32 узла
  полная надводная под ГТЗА: 15 узлов
  под ГЭД: 5 узлов
  глубина погружения  
  рабочая: 500-520 метров
  предельная: 600 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 155 метров
  ширина: 18,2 метра
  осадка средняя: 9,2 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  650-мм носовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 8-12х650-мм, 16х533-мм
  ракеты комплекса П-700 "Гранит": 24
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВВР ОК-650М
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 190000 кВт
  тип ПТУ: блочная
  количество х мощность ГТЗА, л.с.: 2 х 50000 л.с.
  количество х мощность АТТ, кВт.: 2 х 3200
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 800
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 225
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная, 2 х 152
  обитаемость  
  автономность:

120 суток
  экипаж:

107 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Павлов А.С. "Ударная сила флота", Якутск, 2001г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Журнал «Подводный флот», №5, Санкт-Петербург.
- Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА №7, 2001г.
- Справочная информация с сайта http://vmk.vif2.ru
- Информация с сайтов новостных агентств.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2019