Проекты 1839 и 18392 (NATO – “Elbrus”).
1. Количество подводных лодок проекта: 7 (1839) и 4 (18392)
2. Изображение проекта:
Проект 1839
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (7+4) |
||||||
Проект 1839 (7) |
||||||
1 |
04001 |
27.08.1970 |
1971? |
23.12.1971 |
до 1977 - АРС-10 |
|
2 |
? |
1973 |
1974 |
30.09.1976 |
до 1977 - АРС-9 |
|
3 |
? |
1975 |
1977 |
20.12.1977 |
до 1977 - АРС-4 |
|
4 |
? |
02.1977 |
30.01.1979 |
29.06.1979 |
с 2004 - отстой |
|
5 |
? |
10.1978 |
25.06.1982 |
22.09.1982 |
предположительно утилизирован |
|
6 |
08004 |
02.1980 |
05.11.1982 |
29.12.1982 |
с 2018 - Балаклава |
|
7 |
08005 |
25.12.1982 |
16.08.1983 |
20.10.1983 |
с 2017 - Кронштадт, |
|
Проект 18392 (4) |
||||||
1 |
08006 |
30.12.1983 |
19.10.1984 |
25.01.1985 |
||
2 |
? |
12.1984 |
02.08.1985 |
22.10.1985 |
с 2017(?) - отстой |
|
3 |
? |
12.1985 |
30.06.1986 |
10.09.1986 |
||
4 |
? |
198? |
1990? |
1990 |
предположительно утилизирован |
4. История проекта:
Накопленный
эксплуатационный опыт во время испытаний ПЛ пр. 666 и 613С позволил более
качественно составить тактико-технические задания на проектирование
спасательного подводного снаряда (СПС) пр. 1837 и автономного рабочего снаряда (АРС) пр. 1839, технические проекты и рабочие
чертежи которых разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор
Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский).
Одновременно со спасательными создавались и рабочие
ПА, предназначенные для допоиска затонувших объектов в ограниченном районе, их
обследования и обеспечения подъема. По сравнению со спасательными ПА на них
более развиты средства визуального наблюдения, средства закрепления на грунте и
затонувшем объекте, средства доставки тросов и шлангов и рабочие
органы-манипуляторы.
Автономный рабочий снаряд (АРС) является самоходным
обитаемым подводным средством, базирующимся на специально оборудованных судах и
предназначенным для выполнения на глубинах до 500 м следующих работ:
- спасения личного состава затонувшх ПЛ и проведения
необходимых работ в выгородках аварийно-спастель-ных устройств ПЛ совместно со
СПС пр. 1837
и др. кораблями;
- установки и закрепления средств обозначения
местонахождения затонувшей ПЛ и аппаратуры различного назначения;
- остропки различных затопленных объектов для подъема
грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг за счет
собственной плавучести;
- уничтожения затонувших объектов или вывода из строя
их оборудования;
- допоиск затонувших ПЛ или других объектов после
обнаружения поисковыми силами и их обследование.
Прочный корпус АРС разделен поперечной переборкой на
два отсека. В отсеке управления расположены два поста управления (командира и
механика). В районе поста командира установлен пульт управления движением, а
также перископы, позволяющие осматривать посадочную площадку, зону действия
манипуляторов и наблюдать за подводной обстановкой. Пост механика оборудован
аппаратурой для управления механизмами, устройствами и системами.
В носовой части снаряда на настиле укладывается
фигурный матрац и подушка для оператора, наблюдающего в иллюминаторы за работой
манипуляторов и контролирующего подводную обстановку по курсу движения снаряда.
Второй отсек предназначен для размещения АБ,
электродвигателей, внутренней дифферентной цистерны, гидронасосов, гидромоторов
движительного комплекса, насосов систем гидравлики, осушительной и дифферентной
систем с приводами и обслуживающей аппаратурой, преобразователя АПО-4-400 с
аппаратурой управления.
АРС сохраняет работоспособность под водой при
дифференте на нос 15 гр. и на корму 28 гр.
и за счет собственной плавучести может поднимать груз массой 0,5 т.
Движительно-рулевой комплекс и источники электроэнергии идентичны таковым на СПС пр. 1837.
Опытный АС-10
пр.1839 (командир — старший
лейтенант Ю.С.Карелин) был сдан флоту в 1971 г. и в 1972-1973 гг. прошел
опытную эксплуатацию на ЧФ. В этот период были проверены и отработаны все
основные способы его использования. С 1973 по 1984 г. АС-10 систематически выполнял работы в интересах Гидрографической
службы ЧФ (обследовались подводные каньоны в районах Пицунды, Адлера и Поти).
С учетом опыта эксплуатации АРС пр. 1839 и с целью повышения эффективности его использования при выполнения поставленных задач были созданы поисково-обследовательские ПА пр. 18392. На них устаревшее гидроакустическое и навигационное вооружение заменили на новое, а также модернизировали отдельные устройства. Головной ПА пр. 18392 вступил в строй в 1985 г.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
В скобках предоставлены данные для проекта 18392
водоизмещение | ||
полное: | 46 (47) тонн | |
скорость хода | ||
максимальная: | 3,9 (3,5) узлов | |
вертикальная: | 0,6-0,7 узлов | |
поперечная: | 0,4 узлов | |
дальность плавания | ||
дальность плавания: | 16 (13) миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 500 метров | |
предельная: | 550 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 13,6 метров | |
ширина: | 3,49 (3,5) метра | |
высота: | 4,87 (5,06) метра | |
осадка: | 2,9 метра | |
вооружение | ||
отсутствует | ||
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
грузоподъемность | ||
масса поднимаемого груза: | 500 кг | |
обитаемость | ||
автономность: | 48 часов | |
экипаж: | 3 человека | |
судно-носитель | ||
проекты: | 537, 536, 5361, 141 |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021