Rambler's Top100 Подводные аппараты. Проект 1839 и 18392

Проекты 1839 и 18392 (NATO – “Elbrus”).



1. Количество подводных лодок проекта: 7 (1839) и 4 (18392)


2. Изображение проекта:


Проект 1839


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (7+4)

 Проект 1839 (7)

1

 АС-10

04001

27.08.1970

1971?

23.12.1971
(29.12.1971)

 до 1977 - АРС-10
 с 1991 - отстой
 план - в музей

2

 АС-9

?

1973

1974

30.09.1976

 до 1977 - АРС-9

3

 АС-4

?

1975

1977

20.12.1977

 до 1977 - АРС-4

4

 АС-12

?

02.1977

30.01.1979

29.06.1979

 с 2004 - отстой

5

 АС-17

?

10.1978

25.06.1982

22.09.1982

 предположительно утилизирован

6

 АС-20

08004

02.1980

05.11.1982

29.12.1982

 с 2018 - Балаклава
 музей 825 ГТС

7

 АС-22

08005

25.12.1982

16.08.1983

20.10.1983

 с 2017 - Кронштадт,
 филиал парка "Патриот"

 Проект 18392 (4)

1

 АС-25

08006

30.12.1983

19.10.1984

25.01.1985

2

 АС-29

?

12.1984

02.08.1985

22.10.1985

 с 2017(?) - отстой

3

 АС-32

?

12.1985

30.06.1986

10.09.1986

4

 "Браво"

?

198?

1990?

1990

 предположительно утилизирован



4. История проекта:


Накопленный эксплуатационный опыт во время испытаний ПЛ пр. 666 и 613С позволил более качественно составить тактико-технические задания на проектирование спасательного подводного снаряда (СПС) пр. 1837 и автономного рабочего снаряда (АРС) пр. 1839, технические проекты и рабочие чертежи которых разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский).

Одновременно со спасательными создавались и рабочие ПА, предназначенные для допоиска затонувших объектов в ограниченном районе, их обследования и обеспечения подъема. По сравнению со спасательными ПА на них более развиты средства визуального наблюдения, средства закрепления на грунте и затонувшем объекте, средства доставки тросов и шлангов и рабочие органы-манипуляторы.

Автономный рабочий снаряд (АРС) является самоходным обитаемым подводным средством, базирующимся на специально оборудованных судах и предназначенным для выполнения на глубинах до 500 м следующих работ:

- спасения личного состава затонувшх ПЛ и проведения необходимых работ в выгородках аварийно-спастель-ных устройств ПЛ совместно со СПС пр. 1837 и др. кораблями;

- установки и закрепления средств обозначения местонахождения затонувшей ПЛ и аппаратуры различного назначения;

- остропки различных затопленных объектов для подъема грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг за счет собственной плавучести;

- уничтожения затонувших объектов или вывода из строя их оборудования;

- допоиск затонувших ПЛ или других объектов после обнаружения поисковыми силами и их обследование.

Прочный корпус АРС разделен поперечной переборкой на два отсека. В отсеке управления расположены два поста управления (командира и механика). В районе поста командира установлен пульт управления движением, а также перископы, позволяющие осматривать посадочную площадку, зону действия манипуляторов и наблюдать за подводной обстановкой. Пост механика оборудован аппаратурой для управления механизмами, устройствами и системами.

В носовой части снаряда на настиле укладывается фигурный матрац и подушка для оператора, наблюдающего в иллюминаторы за работой манипуляторов и контролирующего подводную обстановку по курсу движения снаряда.

Второй отсек предназначен для размещения АБ, электродвигателей, внутренней дифферентной цистерны, гидронасосов, гидромоторов движительного комплекса, насосов систем гидравлики, осушительной и дифферентной систем с приводами и обслуживающей аппаратурой, преобразователя АПО-4-400 с аппаратурой управления.

АРС сохраняет работоспособность под водой при дифференте на нос 15 гр. и на корму 28 гр.  и за счет собственной плавучести может поднимать груз массой 0,5 т.

Движительно-рулевой комплекс и источники электроэнергии идентичны таковым на СПС пр. 1837.

Опытный АС-10 пр.1839 (командир — старший лейтенант Ю.С.Карелин) был сдан флоту в 1971 г. и в 1972-1973 гг. прошел опытную эксплуатацию на ЧФ. В этот период были проверены и отработаны все основные способы его использования. С 1973 по 1984 г. АС-10 систематически выполнял работы в интересах Гидрографической службы ЧФ (обследовались подводные каньоны в районах Пицунды, Адлера и Поти).

С учетом опыта эксплуатации АРС пр. 1839 и с целью повышения эффективности его использования при выполнения поставленных задач были созданы поисково-обследовательские ПА пр. 18392. На них устаревшее гидроакустическое и навигационное вооружение заменили на новое, а также модернизировали отдельные устройства. Головной ПА пр. 18392 вступил в строй в 1985 г.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


В скобках предоставлены данные для проекта 18392


  водоизмещение  
  полное: 46 (47) тонн
  скорость хода  
  максимальная: 3,9 (3,5) узлов
  вертикальная: 0,6-0,7 узлов
  поперечная: 0,4 узлов
  дальность плавания  
  дальность плавания:

16 (13) миль
  глубина погружения  
  рабочая: 500 метров
  предельная: 550 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 13,6 метров
  ширина: 3,49 (3,5) метра
  высота: 4,87 (5,06) метра
  осадка: 2,9 метра
  вооружение  
  отсутствует
  энергоустановка  
  тип: электрическая
  грузоподъемность  
  масса поднимаемого груза: 500 кг
  обитаемость  
  автономность:

48 часов
  экипаж:

3 человека
  судно-носитель  
  проекты: 537, 536, 5361, 141

7. Источники:


- Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
- Постнов А.А., "Спасательная ПЛ проекта 940", Морской Сборник, №8, 1997г.
- Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
- Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
- Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка проекта 940", ВТА Тайфун, №9 (40) 2001г.
- Информация с сайта http://web.referent.ru:2003/nvk/forum/archive/15/15040


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021