Проекты 1837 и 1837К (NATO – “India”).
1. Количество подводных лодок проекта: 5 (1837) и 4 (1837К)
2. Изображение проекта:
ПА проекта 1837, вид сбоку
вид сзади (на ПЛ проекта 940) вид спереди (на ПЛ проекта 940)
ПА проекта 1837К
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (5+4) |
||||||
Проект 1837 (5) |
||||||
1 |
10127 |
22.10.1969 |
1970 |
05.11.1971 |
до 1977 - АПС-1 |
|
2 |
? |
28.02.1972 |
09.1973 |
29.12.1973 |
до 1977 - АПС-2 |
|
3 |
? |
04.02.1974 |
11.1974 |
25.08.1975 |
до 1977 - АПС-3 |
|
4 |
? |
04.03.1976 |
15.10.1977 |
28.04.1978 |
до 1977 - АПС-5 |
|
5 |
? |
06.05.1977 |
13.07.1978 |
28.12.1978 |
||
Проект 1837К (4) |
||||||
1 |
06003 |
29.08.1978 |
25.05.1980 |
29.11.1980 |
||
2 |
06004 |
11.05.1979 |
16.09.1980 |
30.12.1980 |
||
3 |
06005 |
24.04.1980 |
04.09.1981 |
10.09.1981 |
||
4 |
06006 |
15.01.1981 |
04.11.1981 |
30.12.1981 |
4. История проекта:
Накопленный эксплуатационный опыт во время испытаний ПЛ проекта 666 и 613С позволил более качественно составить тактико-технические задания на проектирование спасательного подводного снаряда (СПС) проекта 1837 и автономного рабочего снаряда (АРС) проекта 1839, технические проекты и рабочие чертежи которых разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский).
В 1967 г. ЦКБ "Лазурит" разработало технический проект 1837 спасательного подводного снаряда (СПС), доставляемого к месту применения как специализированным носителем - спасательным судном или ПЛ, так и (в случае соответствующего переоборудования) боевой ПЛ или надводным кораблем.
Назначением СПС является: спасение личного состава затонувших ПЛ с глубин до 500 м путем приема подводников в снаряд и транспортировку их на ПЛ или надводный корабль; допоиск и обследование затонувшей ПЛ после ее обнаружения поисковыми спасательными силами; оказание помощи личному составу затонувшей ПЛ путем передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды. Кроме того, СПС может осуществлять допоиск и обследование различных объектов и отдельные работы манипуляторами.
Цилиндрический прочный корпус СПС разделен на два отсека поперечной сферической переборкой. В 1-м отсеке (отсек управления) расположены два поста управления спасательным снарядом (командира и механика), а также аккумуляторные батареи (АБ). Пост командира оборудован пультом управления движением снаряда и подводным перископом для осмотра посадочной площадки. Пост механика предназначен для управления механизмами, устройствами, системами, лебедкой подтягивания камеры присоса к комингс-площадке ПЛ и оборудован перископом, позволяющим вести наблюдение за посадкой снаряда на затонувшую ПЛ. Во 2-м отсеке размещаются спасаемые подводники, АБ, электродвигатели, гидронасосы, гидромоторы движительного комплекса снаряда, насосы осушения, гидравлики, дифферентной системы с приводами и обслуживающей аппаратурой.
Переход спасаемых из затонувшей ПЛ во 2-й отсек СПС осуществляется через расположенную в нижней части снаряда камеру присоса, в которой установлены лебедка подтягивания, манипуляторное устройство, перископ, светильники.
Легкий корпус СПС служит для размещения различного оборудования и снаряжения. В его носовой части расположены излучатель и гидроакустический приемник станции МГА-5, гидроакустический преобразователь аппаратуры наведения, один глубоководный светильник и цистерны дифферентной системы; в верхней части - входной люк с ограждением, подъемное устройство и радиосветильное устройство РСУ-1; в средней части по бортам - балластные цистерны, два гидроакустических преобразователя станции МГВ-5П, рымы для раскрепления снаряда на палубе судна-носителя и винты вертикального перемещения.
Кормовая дифферентная цистерна, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы, гребные винты горизонтального движения и уравнительные цистерны (в р-не центра тяжести спасаемых подводников) размещены в кормовой части легкого корпуса; в нижней части - винты ла-гового перемещения, приемник и излучатель станции МГА-5, гидроакустический преобразователь станции МГВ-5П и глубоководные светильники.
СПС может эксплуатироваться на волнении до 4 баллов и буксироваться при этом со скоростью 5 уз. и способен совершить без подзарядки АБ два рейса к аварийному объекту. За счет собственной плавучести СПС поднимает груз массой до 1,3 т.
Перемещение под водой осуществляется движительно-рулевым комплексом, состоящим из двух установленных побортно гребных ВФШ в насадках и четырех подруливающих устройств - два вертикальных и столько же горизонтальных (лаговых) о парными винтами противоположного вращения, установленными в направляющем устройстве.
Источником электроэнергии служит свинцово-кислотная АБ типа СП-200М, состоящая из трех групп по 116 элементов (выходное напряжение- 220 В, энергоемкость - 127 кВт/ч) и четырех групп по 14 элементов (выходное напряжение - 27 В, энергоемкость - 21,5 кВт/ч). Две группы АБ по 116 эл-в расположены вне прочного корпуса в контейнерах с жидким диэлектриком, одна - в прочном корпусе, как и четыре группы по 14 элементов.
В 1970 г. опытный СПС проекта 1837 АС-1, которым командовал старший лейтенант В.И. Маврин, успешно прошел испытания, а в 1971-1973 гг. - опытную эксплуатацию на ЧФ. С 1973 г. началось серийное производство СПС и их поступление на флоты.
В 1974 г. был разработан технический проект 1837К - ПА, который мог выполнять функции как спасательного, так и рабочего (с расширенными возможностями для подводных работ). В 1980-1981 гг. была построена серия таких ПА.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
В скобках предоставлены данные для проекта 1837К
водоизмещение | ||
полное: | 45 (46) тонн | |
скорость хода | ||
максимальная: | 3,6 (3,5) узлов | |
вертикальная: | 0,7 (0,5-0,7) узлов | |
поперечная: | 0,4 (0,6) узлов | |
дальность плавания | ||
дальность плавания: | 16,5 (20) миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 500 метров | |
предельная: | 550 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 10,7 (12,0) метров | |
ширина: | 3,9 (3,49) метра | |
высота: | 5,4 (4,87) метра | |
осадка: | 3,9 (3,3) метра | |
вооружение | ||
отсутствует | ||
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
грузоподъемность | ||
масса поднимаемого груза: | 1500 (4500) кг | |
обитаемость | ||
автономность: | 48 (120) часов для экипажа, 10 часов для спасаемых | |
экипаж: | 3 человека + 20 спасаемых | |
судно-носитель | ||
проекты: | 537, 536, 5361, 141, 940 |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017