Rambler's Top100 Подводные аппараты. Проект 1906

Проект 1906 «Поиск-6» (NATO – “Submersible”).



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: ЛАО (1)

1

 АС-7

01660

28.06.1975

12.06.1979

27.09.1983

 до 1977 - АГА-7



4. История проекта:


Практически параллельно с разработкой ГА "Поиск-2" проекта 1832 в 1967 г. ЛПМБ "Рубин" начало разработку опытного глубоководного ПА (батискафа) "Поиск-6" проекта 1906, предназначенного для тех же целей, что и "Поиск-2", но с глубиной погружения 6000 м. В 1969 г. технический проект был готов, к 1970 г. закончили рабочий проект. Опытный аппарат АС-7 в период передачи в ЦПБ "Волна" находился в постройке на ЛАО. Ответственный сдатчик Л.П. Лазута. Главный конструктор проекта Ю. Сапожков.

"Поиск-6" обладал рядом технических особенностей, которые объясняются большой глубиной погружения и условиями эксплуатации:

— применен поплавок, наполненный рафинатом риформинга (первой фракцией перегонки нефти), что позволяло принять на ПА 320 кг полезной нагрузки на каждый м3 рафината; пространство в поплавке над поверхностью рафината постоянно заполняется азотом для предотвращения возгорания рафината и взрыва его паров; обеспечена возможность погрузки и выгрузки рафината и дроби при нахождении ПА на плаву;

— применены бункеры с дробью, устройства регулируемого высыпания дроби, устройство выпуска рафината из маневровых цистерн для обеспечения маневрирования по глубине;

— легкий корпус ПА для уменьшения массы выполнен из стеклопластика.

В ходе строительства прочный корпус испытывался в заводской док-камере. Строительство "Поиска-6" было завершено в 1979г., после чего для проведения испытаний ПА в транспортном доке перевели в Севастополь. Задержка с введением в строй судов обеспечения (для обеспечения испытаний и эксплуатации было выделено спасательное судно-носитель ПА «Михаил Рудницкий», морской буксир-спасатель, а также переоборудованы док ТПД-28 пр.764П и танкеры «Дон» и «Аламбай» по пр. 1852 из пр. 1541), а также сложность их совместной работы с ПА привели к тому, что швартовные, заводские ходовые и первый этап государственных испытаний (на глубинах до 2000 м) был завершен только в сентябре 1983 г. погружением на глубину 1953 м. В 1983 г. АС-7 на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» перевезли в Петропавловск-Камчатский. Там в течение 1984-1985 гг. были выполнены все совместные работы ПА с танкером «Аламбай», ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин», а также проведены госиспытания 2-го этапа (частично повторили и госиспытания 1-го этапа).

20 августа 1985 г. АС-7 впервые в отечественной практике с экипажем на борту совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома и достиг глубины 6015 м (в некоторых источниках 6035 м). Однако после контрольного выхода 15 сентября 1985 г., когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения легкого корпуса, его поставили в док и прервали испытания. Не смотря на восстановление аппарата, Комиссия государственной приемки, учитывая физическое и моральное старение аппарата АС-7, не приняла его в состав ВМФ и дальнейшие работы признала нецелесообразными (постройка обошлась в 20 миллионов рублей). Испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения ПА работали надежно. Вместе с тем, был выявлен и ряд недостатков — например, неудачная конструкция АБ, технологические просчеты при изготовлении легкого корпуса (поплавка), использования рафината риформинга в качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести. Также имелись многочисленные случаи коротких замыканий в электрической сети ПА.

Длительный срок постройки и испытаний опытного ПА "Поиск-6" объясняется трудностями, возникшими при создании уникального оборудования и средств обеспечения, а также необходимостью перевода ПА во время испытаний с Черного моря на Дальний Восток.

Накопленный опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации "Поиска-6", учли при проектировании нового глубоководного ПА пр.16810 «Русь».


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (83,6 Кб)

Общее расположение опытного глубоководного аппарата проекта 1906 "Поиск-6":

1 - погружной статический преобразователь; 2 - бункер с дробью; 3 - гидроакустически маяк-ответчик;

4 - насосный агрегат системы гидравлики; 5 - ограждение входного люка; 6 - входной люк;

7 - прочный корпус; 8 - контейнер аккумуляторной батареи; 9 - леерное ограждение;

10 - вспомогательное буксирное устройство; 11 - антенна гидролокатора кругового обзора;

12 - электропривод носовых поворотных колонок; 13 - носовая балластная цистерна;

14 - носовая цистерна быстрого погружения; 15 - баллонная выгородка;

16 - средняя балластная цистерна; 17 - прочный корпус; 18 - манипуляторное устройство;

19-кормовая цистерна маневрового бензина; 20 - цистерны плавучести;

21 - кормовая балластня цистерна; 22 - кормовая поворотная коронка


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение                                                          - 355 м3

скорость                      горизонтальная                        - 2,65 узла

                                   вертикальная                           - 0,5 узла

дальность плавания                                                    - 16 миль

глубина погружения     рабочая                                   - 6000 м.

размерения                                                                 - 29х6,5х8,2м.

автономность               жизнеобеспечения                   - 72 ч.

                                   по электроэнергии                   - 8 (19?) ч.

вооружение                                                                - отсутствует

экипаж                                                                        - 3 человека.

полезная нагрузка, кг.                                                 - ок. 2300

материал прочного корпуса сталь                                - АК-34

с пределом текучести, кГс/мм2           - 120

тип энергоустановки                                                    - электрический

состав (кол-во и мощность, кВт):

кормовой электродвигатель                 - 1 х 10

носовой электродвигатель                   - 2 х 6

ЭД насосн., агрег. сист. гидравлики    - 1 х 10

аккумуляторы (кол-во и тип)                                        - 300 х СП-680

энерговооруженность, кВт-ч                                        - ок. 300

движители (кол-во и тип):

горизонтальный маршевый                  - 1 х ВФШ

вертикальный                                      - 2 х ВРШ

радиоэлектронное вооружение:

гидроакустическое                              - МГА-19 (ГКО и ГБО), "Протей-2"

навигационное                                    - НК "Мста-6", НГС "Экватор",

   ПЭЛ-4,ЛА-3, КАД-1

радиосвязное                                      - Р-130М, 855УМ, "Бук-6", "Самшит'

регистрирующее                                 - МС-61, ЭРА, АКС-2П,

   " Электроника-321"

научно-исследовательское                  - "Шалар-4", МБМ-2, МРС-01, АМП,

   Чета-Б", "Градиент-6", ГСФУ-1

средства наблюдения                                                 - ПНТ-453, ПНТ-454,

  комплекс "Шар-6"

средства автоматического управления                        - комплекс "Оникс"

манипуляторное устройство ПГМУ

(кол-во исполнит, органов и грузоподъемность, кг)      - 1 х 30


7. Источники:


- Е.Н. Шанихин "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
- Ю.Г. Самко "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
- А.С. Павлов "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
- А.А. Постнов "Спасательная подводная лодка проекта 940", ВТА Тайфун, №9 (40) 2001г.
- Д.В. Войтов "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018