Проект 1906 «Поиск-6» (NATO – “Submersible”).
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: ЛАО (1) |
||||||
1 |
01660 |
28.06.1975 |
12.06.1979 |
27.09.1983 |
до 1977 - АГА-7 |
4. История проекта:
Практически параллельно с разработкой ГА "Поиск-2" проекта 1832 в
1967 г. ЛПМБ "Рубин" начало разработку опытного глубоководного ПА
(батискафа) "Поиск-6" проекта 1906, предназначенного для тех же
целей, что и "Поиск-2", но
с глубиной погружения 6000 м. В 1969 г. технический проект был готов, к 1970 г.
закончили рабочий проект. Опытный аппарат АС-7 в период передачи в ЦПБ "Волна"
находился в постройке на ЛАО. Ответственный сдатчик Л.П. Лазута. Главный
конструктор проекта Ю. Сапожков.
"Поиск-6"
обладал рядом технических
особенностей, которые объясняются большой глубиной погружения и условиями
эксплуатации:
— применен поплавок, наполненный рафинатом риформинга
(первой фракцией перегонки нефти), что позволяло принять на ПА 320 кг полезной
нагрузки на каждый м3 рафината; пространство в поплавке над
поверхностью рафината постоянно заполняется азотом для предотвращения
возгорания рафината и взрыва его паров; обеспечена возможность погрузки и
выгрузки рафината и дроби при нахождении ПА на плаву;
— применены бункеры с дробью, устройства регулируемого
высыпания дроби, устройство выпуска рафината из маневровых цистерн для
обеспечения маневрирования по глубине;
— легкий корпус ПА для уменьшения массы выполнен из
стеклопластика.
В ходе строительства прочный корпус испытывался в
заводской док-камере. Строительство "Поиска-6"
было завершено в 1979г., после чего для проведения испытаний ПА в транспортном
доке перевели в Севастополь. Задержка с введением в строй судов обеспечения
(для обеспечения испытаний и эксплуатации было выделено спасательное
судно-носитель ПА «Михаил Рудницкий», морской буксир-спасатель, а также
переоборудованы док ТПД-28 пр.764П и
танкеры «Дон» и «Аламбай» по пр. 1852
из пр. 1541), а также сложность их
совместной работы с ПА привели к тому, что швартовные, заводские ходовые и
первый этап государственных испытаний (на глубинах до 2000 м) был завершен
только в сентябре 1983 г. погружением на глубину 1953 м. В 1983 г. АС-7 на
палубе балкера «Зоя Космодемьянская» перевезли в Петропавловск-Камчатский. Там
в течение 1984-1985 гг. были выполнены все совместные работы ПА с танкером
«Аламбай», ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин», а также проведены
госиспытания 2-го этапа (частично повторили и госиспытания 1-го этапа).
20 августа 1985 г. АС-7 впервые в отечественной практике с
экипажем на борту совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома и
достиг глубины 6015 м (в некоторых источниках 6035 м). Однако после
контрольного выхода 15 сентября 1985 г., когда аппарат ударился о грунт и
получил повреждения легкого корпуса, его поставили в док и прервали испытания.
Не смотря на восстановление аппарата, Комиссия государственной приемки,
учитывая физическое и моральное старение аппарата АС-7, не приняла его в состав ВМФ и
дальнейшие работы признала нецелесообразными (постройка обошлась в 20 миллионов
рублей). Испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения ПА
работали надежно. Вместе с тем, был выявлен и ряд недостатков — например, неудачная
конструкция АБ, технологические просчеты при изготовлении легкого корпуса
(поплавка), использования рафината риформинга в качестве жидкого наполнителя
цистерн плавучести. Также имелись многочисленные случаи коротких замыканий в
электрической сети ПА.
Длительный срок постройки и испытаний опытного ПА "Поиск-6" объясняется
трудностями, возникшими при создании уникального оборудования и средств
обеспечения, а также необходимостью перевода ПА во время испытаний с Черного
моря на Дальний Восток.
Накопленный опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации "Поиска-6", учли при проектировании нового глубоководного ПА пр.16810 «Русь».
5. Схема проекта:
Общее расположение опытного
глубоководного аппарата проекта 1906 "Поиск-6":
1 - погружной статический
преобразователь; 2 - бункер с дробью; 3 - гидроакустически маяк-ответчик;
4 - насосный агрегат системы
гидравлики; 5 - ограждение входного люка; 6 - входной люк;
7 - прочный корпус; 8 - контейнер
аккумуляторной батареи; 9 - леерное ограждение;
10 - вспомогательное буксирное
устройство; 11 - антенна гидролокатора кругового обзора;
12 - электропривод носовых
поворотных колонок; 13 - носовая балластная цистерна;
14 - носовая цистерна быстрого
погружения; 15 - баллонная выгородка;
16 - средняя балластная цистерна; 17
- прочный корпус; 18 - манипуляторное устройство;
19-кормовая цистерна маневрового
бензина; 20 - цистерны плавучести;
21 - кормовая балластня цистерна; 22
- кормовая поворотная коронка
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение -
355 м3
скорость горизонтальная - 2,65 узла
вертикальная - 0,5 узла
дальность плавания -
16 миль
глубина погружения рабочая - 6000 м.
размерения -
29х6,5х8,2м.
автономность жизнеобеспечения - 72 ч.
по
электроэнергии - 8 (19?)
ч.
вооружение -
отсутствует
экипаж -
3 человека.
полезная
нагрузка, кг. -
ок. 2300
материал
прочного корпуса сталь -
АК-34
с пределом текучести, кГс/мм2 - 120
тип
энергоустановки -
электрический
состав
(кол-во и мощность, кВт):
кормовой электродвигатель - 1 х 10
носовой электродвигатель - 2 х 6
ЭД насосн., агрег. сист. гидравлики - 1 х 10
аккумуляторы
(кол-во и тип) -
300 х СП-680
энерговооруженность,
кВт-ч -
ок. 300
движители
(кол-во и тип):
горизонтальный маршевый - 1 х ВФШ
вертикальный - 2 х ВРШ
радиоэлектронное
вооружение:
гидроакустическое - МГА-19 (ГКО и
ГБО), "Протей-2"
навигационное - НК "Мста-6", НГС
"Экватор",
ПЭЛ-4,ЛА-3, КАД-1
радиосвязное - Р-130М, 855УМ,
"Бук-6", "Самшит'
регистрирующее - МС-61, ЭРА,
АКС-2П,
" Электроника-321"
научно-исследовательское - "Шалар-4", МБМ-2,
МРС-01, АМП,
Чета-Б", "Градиент-6", ГСФУ-1
средства
наблюдения -
ПНТ-453, ПНТ-454,
комплекс "Шар-6"
средства
автоматического управления -
комплекс "Оникс"
манипуляторное
устройство ПГМУ
(кол-во исполнит, органов и грузоподъемность, кг) - 1 х 30
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018