Английские подводные лодки в составе Балтийского флота (1915-1917гг.).
Тип «Е» I серии, Тип «Е» II серии, Тип «С» II серии.
Командир ПЛ Е-19 Френсис Кроми (по центру) со своими офицерами и матросами на плавбазе.
Справа и слева от него русские матросы-телеграфисты.
Оживленная деятельность германского флота в Балтике и пассивность его действий в Северном море привели Английское адмиралтейство и командование Русским Балтийским флотом к решению послать в Балтийское море английские подводные лодки. 26 октября 1915 г. английское адмиралтейство дало согласие подчинить пришедшие в Балтийское море (район Либавы) подводные лодки русскому командованию. На каждую английскую подводную лодку был назначен русский штурман.
Британское
Адмиралтейство еще в конце сентября обсуждало возможность
посылки своих субмарин на Балтику для нападения на Флот Открытого
Моря, который по сведениям разведки якобы проводил учения и
маневры в районе между островом Борнхольм и проливом Зунд.
Командир 8-й флотилии Роджер Кейс получил 11 октября приказ привести план в действие. Согласно ему, подлодки Е-1, Е-9 и Е-11 вышли 15 октября из Гарвича и взяли курс в Балтийское море. По инструкции, они должны были пройти Зунд ночью, чтобы избежать германских сторожевых судов между островом Рюген и шведским берегом, а затем найти и атаковать германскую эскадру. Когда запас топлива начнет истощаться, им следовало идти в Либаву и впредь до получения дальнейших распоряжений действовать оттуда.
О том, что русские уже покинули Либаву, и что немцы на входе в этот порт поставили минное заграждение, в Адмиралтействе не имели ни малейшего понятия. Русское морское командование англичане о походе своих лодок заранее не известили (впрочем, так они поступили, скорее всего, ради сохранения операции в тайне).
Ночью 17 октября Е-1 благополучно прошла Зунд. Весь следующий день Е-1 провела у Борнхольма, затем она отправилась в Данцигскую бухту, а оттуда в Либаву, возле которой 21 октября ее встретили русские корабли, получившие к тому времени сообщение о прорыве союзников.
На следующий день туда же пришла Е-9. Она не успела форсировать Зунд ночью, поэтому весь день 18 октября лежала на грунте. С наступлением темноты лодка продолжила путь. Несмотря на неоднократные встречи с германскими миноносцами, 20 октября эта лодка успешно прошла сквозь дозорную линию.
Третья подлодка (Е-11) задержалась из-за ремонта. Она
вошла в Зунд лишь 20 числа. Ее заметили немецкие дозорные корабли и дважды пытались таранить. Места для погружения были недостаточно
глубокими, поэтому субмарина вскоре повернула назад. Потом ее обнаружил немецкий гидроплан и навел на нее миноносцы,
охотившиеся за лодкой всю ночь. На следующий день Е-11 повторила попытку прорыва,
но снова безуспешно. Миноносцы рыскали повсюду. 22 октября ей пришлось вернуться назад.
Из района Либавы британские лодки 2 ноября отправились
в Ревель для неотложного ремонта.
Во второй половине августа и в сентябре 1915 года
англичане отправили в Балтийское море еще 4 подводные лодки: Е-8, Е-13, Е-18 и
Е-19. Из них
благополучно добрались до Ревеля Е-8 (21 августа), Е-18
(9 сентября) и Е-19 (10 сентября).
Роковым оказалось плавание Е-13 —
при форсировании датских вод она в районе острова Сальтхольм (возле
Копенгагена) села на мель. Узнав об этом, немцы 19 августа послали к месту
происшествия эсминец G-132, который
бесцеремонно вошел в нейтральные воды и артиллерийским огнем полностью
разрушил лодку. Экипаж понес тяжелые потери (15 убитых либо утонувших), ведь
его расстреливали в упор. Только прибытие двух датских миноносцев положило
этому конец. Датчане интернировали спасенную ими часть экипажа.
В ходе боевых действий английские подводники пришли к выводу о слабости торпедного вооружения своих лодок типа «Е», поэтому командиры английских подводных лодок в начале августа 1915 г. обратились с ходатайством к командованию Балтийского флота об установке на каждой из лодок по два аппарата Джевецкого-Подгорного, и командующий флотом вице-адмирал Н. О. Эссен счел необходимым удовлетворить его. К его мнению присоединился и Морской генеральный штаб (МГШ). Аппараты предполагалось устанавливать поочередно, начиная с 25 августа 1915 года, на все подводные лодки типа «Е». Первоначально предполагалось использовать торпедные аппараты из числа заказанных для перевооружения лодок типа «Касатка» заводу «Г. А. Лесснер» в Петрограде. Первые два аппарата были присланы в Ревель 19 августа 1915 г. 26 августа штаб командующего Балтийским флотом сообщил, что установка аппаратов Джевецкого-Подгорного на английские подводные лодки должна производиться средствами порта Императора Петра Великого (Ревель) под руководством флагманского минного офицера дивизии подводных лодок старшего лейтенанта А. П. Левицкого. При попытке установки присланных аппаратов выяснилось, что, пригнанные для лодок типа «Касатка», они не пригодны для английских подводных лодок. После этого Главное управление кораблестроения распорядилось о выделении для этой цели двух аппаратов со строящейся на заводе «Ноблесснер» подводной лодки «Пантера» (на которую предполагалось установить переделанные аппараты с лодок типа «Касатка» либо предъявить лодку к испытаниям с шестью аппаратами вместо восьми). Кроме этих двух аппаратов 12 сентября был выдан заказ заводу «Г. А. Лесснер» на изготовление аппаратов Джевецкого-Подгорного со сроком сдачи первой пары 12 ноября 1915 г. Во время боевых походов лодок Е-1, Е-8 и Е-9 для английских подводников стали очевидны крупные недостатки установленных аппаратов, главным из которых было то, что при погружении на глубину более 20 м нарушалась герметичность торпед и они выходили из строя, кроме того, весьма важным недостатком признали и обмерзание торпед во время плавания, что также выводило их из строя. В результате командиры лодок отказались от дальнейших работ по установке аппаратов Джевецкого-Подгорного на вновь прибывающих лодках.
Осенью 1916 года
на Балтику по внутренним водным путям (через Архангельск и далее на баржах по
Северной Двине, Сухоне и Мариинской системе) были доставлены еще 4 британские
субмарины: S-26, S-27, S-32, S-35. Местом их базирования
стал маленький порт Рогокюль на эстонском побережье в северной части
Моонзунда.
За время боевых
действий англичане потеряли 2 подводные лодки. 24.05.1916 погибла по
неизвестной причине Е-18 (погибло 30
человек), а 08.10.1917 после посадки на мель и невозможности эвакуировать
корабль, была взорвана экипажем S-32
(в Пернове).
6 декабря 1917
года Финский Сейм (парламент) провозгласил независимость Финляндии от России.
Совнарком РСФСР признал эту независимость 31 декабря. При этом русский флот
временно оставался в финских портах Або, Утэ, Гельсингфорс и других. Но 28
января 1918 г. в стране началась гражданская война между буржуазией (включая
зажиточное крестьянство) с одной стороны, пролетариями — с другой. Чтобы
подавить движение «красных», буржуазное правительство П. Свинхувуда 7 марта
призвало на помощь германские войска. Немцы решили использовать удобный случай
и «убить двух зайцев»: помимо истребления финских красногвардейцев, захватить
русские военные корабли.
Уже 5 марта
германские войска высадились на Аландских островах. Вечером 3 апреля 1918 г. немецкие
корабли подошли к сильно укрепленному островку Руссаре, прикрывавшему подступы
к Ханко. Но в расчетах тяжелых береговых орудий осталось всего лишь 30 человек,
поэтому островок вместе со всеми укреплениями оказался в руках немцев без боя.
Час спустя первые подразделения десантной Балтийской дивизии высадились на
Ханко. Отступая, русские взорвали в порту четыре свои подводные лодки: АГ-11,
АГ-12,
АГ-15
и АГ-16,
а также плавбазу подводных лодок «Оланд» и сторожевой корабль «Ястреб».
В это время полным ходом шла эвакуация русского
флота из Гельсингфорса в Кронштадт и Петроград. Но командир Балтийской флотилии
британских подводных лодок Френсис Кроми не желал, чтобы лодки достались как
немцам, так и большевикам. После получения разрешения от Совета Народных комиссаров,
английские ПЛ, плавбаза "Амстердам" и три парохода были уничтожены на внешнем Свеаборгском рейде. 3 апреля
англичане затопили Е-1,
Е-9 и Е-19 в полутора милях южнее маяка Грохар. На следующий день они
пустили ко дну Е-8
и S-26. Наконец, 5 апреля пришла
очередь S-27 и S-35. Позже британские подводники вернулись на родину через
Мурманск.
1. Подводные лодки типа «Е» I серии
1.1 Количество подводных лодок проекта (в составе БФ): 2
1.2 Изображение проекта:
Вид ПЛ типа «Е» I серии
1.3 Состав проекта (в составе БФ):
Наименование корабля |
Бортовой номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь в Чатаме (HM Dockyard, Chatham) (8) |
||||||
1 |
I.81 |
14.02.1911 |
09.11.1912 |
06.05.1913 |
03.04.1918 затоплена экипажем |
|
2 |
I.88 |
30.03.1912 |
30.10.1913 |
13.06.1914 |
04.04.1918 затоплена экипажем |
1.4 История проекта:
Подводные лодки являлись дальнейшим развитием ПЛ типа «D». Имели полуторакорпусную конструкцию. Балластные цистерны находились внутри прочного корпуса снаружи, в булях. Была значительно увеличена дальность плавания, что позволяло действовать в открытом море далеко от баз. Удачный проект. В состав I серии входило 10 ПЛ. «Е-1»-«Е-8» входили в состав ВМС Великобритании, а АЕ-1 и АЕ-2 входили в состав ВМФ Австралии.
1.5 Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение надводное 660
(665?) т
подводное 800 (796?, 810?) т
Размерения, м. 54,2x4,58
(6,9?)x3,8(3,7?)
Мощ. двигателей, л.с. надводного
хода 2x800 (875?)
подводного
хода 2x420 (300?)
Скорость, узл надводного хода 16
подводного хода 10
Дальность плав., миль надводным
ходом 3000 (10 уз)
подводным
ходом 65 (5 уз)
Глубина погружения, м. 45
Экипаж, чел 31
(3 офицера)
Вооружение:
торпедное 4 х 457мм ТА
(1
- НТА, 2 - ТТА, 1 - КТА)
боекомплект 8 торпед
2. Подводные лодки типа «Е» II серии
2.1 Количество подводных лодок проекта (в составе БФ): 3
2.2 Изображение проекта:
вид сбоку ПЛ типа «Е» II серии
вид сбоку ПЛ Е-11 с характерной раскраской
2.3 Состав проекта (в составе БФ):
Наименование корабля |
Бортовой номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь Виккерс (Vickers, Barrow-in-Furness) (12) |
||||||
1 |
I.89 |
01.06.1912 |
29.11.1913 |
16.06.1914 |
03.04.1918 затоплена экипажем |
|
2 |
I.98 |
01.1914 |
04.03.1915 |
06.06.1915 |
24.05.1916 – погибла при БД |
|
3 |
I.99 |
27.11.1914 |
13.05.1915 |
12.07.1915 |
03.04.1918 затоплена экипажем |
2.4 История проекта:
Подводные лодки являлись дальнейшим развитием ПЛ типа «E» I серии. Имели аналогичную конструкцию. Балластные цистерны также находились внутри прочного корпуса снаружи, в булях. Было увеличено водоизмещение, возросла дальность плавания. Количество ТА увеличилось до 5, соответственно увеличился торпедный боезапас. В 1915 году на ПЛ было установлено артиллерийское вооружение. В состав II серии входило 12 ПЛ. «Е-9»-«Е-20» входили в состав ВМС Великобритании. Лодки типа «Е» воевали на всех ТВД мировой войны: в Северном море и в Ла-Манше, в Средиземном и Мраморном морях, на Балтике.
2.5 Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение надводное 667
(662?) т
подводное 807 (835?) т
Размерения, м. 55,2x4,58
(7,2?)x3,8
Мощ. двигателей, л.с. надводного
хода 2x800
подводного
хода 2x420
Скорость, узл надводного хода 15 (16?)
подводного хода 9 (10?)
Дальность плав., миль надводным
ходом 3580 (10 уз)
подводным
ходом 65 (5 уз)
Глубина погружения, м. 45
Экипаж, чел 30
(3 офицера)
Вооружение:
артиллерийское 1x 76мм орудие
торпедное 5 х 457мм ТА
(2
- НТА, 2 - ТТА, 1 - КТА)
боекомплект 10 торпед
3. Подводные лодки типа «С» II серии
3.1 Количество подводных лодок проекта (в составе БФ): 4
3.2 Изображение проекта:
вид сбоку ПЛ С-32 типа «С» II серии
3.3 Состав проекта (в составе БФ):
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь Виккерс (Vickers, Barrow-in-Furness) (18) |
||||||
1 |
L56 |
14.02.1908 |
20.03.1909 |
28.05.1909 |
04.04.1918 затоплена экипажем |
|
2 |
L57 |
04.06.1908 |
1909 |
14.08.1909 |
05.04.1918 затоплена экипажем |
|
3 |
L62 |
12.01.1909 |
29.09.1909 |
19.11.1909 |
08.10.1917 взорвана экипажем |
|
4 |
L65 |
03.03.1909 |
1909 |
01.02.1910 |
05.04.1918 затоплена экипажем |
3.4 История проекта:
В 1905-09 фирма «Vickers, Sons & Махim» построила 38 подводных лодок прибрежного действия типа «С», представлявших из себя развитие ПЛ типа «В». Субмарины типа «С» стали первой большой серией подводных лодок, построенных для Королевского флота, а также последними британскими субмаринами с керосиновыми моторами. Лодки строились двумя сериями. II серия состояла из 18 кораблей («С-21»-«С-38»).
Кроме того, 6 лодок типа «С» фирма «Виккерс, сыновья и
Максим» построила для ВМФ Японии в 1907-1910. Британские специалисты доставили
их заказчику в разобранном виде и собрали на месте. В 1910 году три лодки этого
типа в сопровождении шлюпа «Rosario»
ушли своим ходом из метрополии в Гонконг, чтобы усилить так называемую «Китайскую
эскадру». Их поход протяженностью более 10 тысяч километров стал поистине
знаменитым, т.к. в те времена любой переход субмарины более чем на 100 миль
казался выдающимся событием.
Несмотря на ряд недостатков проекта, подводные лодки этого
типа широко применялись в годы первой мировой войны на всех ТВД.
3.5 Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение надводное 290
т
подводное 320 т
Размерения, м. 43,6(43,3?)x4,1x3,5
Мощ. двигателей, л.с. надводного
хода 600
подводного
хода 200
Скорость, узл надводного хода 13
подводного хода 8
Дальность плав., миль надводным
ходом 1500 (7 уз)
подводным
ходом 55 (5 уз)
Глубина погружения, м. 45?
Экипаж, чел 16
Вооружение:
торпедное 2 х 457мм НТА
боекомплект 4 торпеды
4. Источники:
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", Часть 1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "Подводные лодки", АСТ, Москва, 2001г.
- Научно Исторический справочник "Русские подводные лодки", т.1, ч.2, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1994г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки великой войны 1914-1918", Минск, Харвест, 2003г.
- Богданов М.А. "Применение торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного на английских подводных лодках типа "Е",
"Гангут", Санкт-Петербург, №1, 1991г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016