Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Кайман"

Тип «Кайман» (проект С. Лэка, США).



1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


тип Кайман


первоначальный проект водоизмещением 400т


тип Кайман


вид в 1912 году


тип Кайман


после 1914 года


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Завод Крейтона на Охте (4)

1

 «Кайман»

-

16.09.1905

28.11.1907

20.11.1909

 25.02.1918 – захвачена Германией

2

 «Аллигатор»

-

10.1905

03.05.1908

20.11.1909

3

 «Дракон»

-

10-11.1905

14.06.1908

10.1910

 25.02.1918 – захвачена Германией

4

 «Крокодил»

-

10-12.1905

10.07.1908

20.11.1909

 25.02.1918 – захвачена Германией



4. История проекта:


Как показали испытания и последующая эксплуатация подводных лодок, поступивших на вооружение российского флота в период 1904-1905 гг., в том числе и типа "Осетр", они имели весьма ограниченный район действия и обладали недостаточными мореходными качествами. Будучи вполне пригодными, для выполнения прибрежных операций, они были совершенно неприменимыми для действий в открытом море или у отдаленных берегов противника. Опыт русско-японской войны показал необходимость таких лодок. Поэтому Морской технический комитет 4 января 1905 г. рекомендовал Морскому министерству создание или приобретение "лодок-крейсеров" увеличенного размера, с большей дальностью плавания и скоростью хода, достаточной для того, чтобы взаимодействовать с надводными кораблями. Еще в начале сентября 1904 г. С. Лэк предложил Российскому правительству построить в России десять подводных лодок водоизмещением 400т с надводной скоростью хода 16 узлов, дальностью плавания в 4000 миль, вооруженных 4 трубчатыми торпедными аппаратами и двумя 47-мм пушками, со скоростью погружения в подводное положение около 5 минут. Приемно-сдаточные испытания предполагалось совместить с переходом до Порт-Саида по пути во Владивосток. 15 февраля 1905 г. спецификация ПЛ была рассмотрена утверждена минным отделением Морского Технического Комитета, а 1 апреля 1905 г. был заключен контракт на постройку четырех таких подводных лодок на общую сумму 2 млн. долларов, со сроком сдачи головной лодки к 1 июня 1906 г. и остальных - в течение следующих трех месяцев, т.е. к 1 сентября 1906 г. Строительство корпусов было решено проводить в России, а механизмы и оборудование доставлять из США и других стран. Для разработки рабочих чертежей С. Лэк открыл после заключения контракта конструкторское бюро в Берлине. 3 июня 1905 г. С. Лэк заключил контракт с фирмой "В. Крейтон и К°" на строительство корпусов подводных лодок за 520 тыс. рублей, которые фирма производила на стапеле Охтинской верфи в Петербурге. Монтаж оборудования и достройка осуществлялись силами фирмы С. Лэка.

В конструктивном отношении подводные лодки типа "Кайман" являлись дальнейшим развитием лодок типа "Осетр". В проект "лодок-крейсеров" были заложены в основном все особенности предыдущих лодок С. Лэка: однокорпусная конструкция, система внутренних и наружных балластных цистерн, деревянные надстройки, камера для выхода водолазов, выдвижные колеса для движения по грунту. Кроме кормовых ГР в средней части ПЛ были установлены "гидропланы" - бортовые ГР, нейтрализующие остаточную плавучесть ПЛ. Обе пары ГР были связаны между собой. Пеналы запасных торпед должны были размещаться в надстройке, 47-мм орудия - в рубке, водолазное отделение - в носовой оконечности. Кроме внутренних балластных цистерн, роль балластных цистерн должны были выполнять носовая и кормовая части надстройки. В корпусе были расположены две дифферентные (в оконечностях) и средняя цистерна, а также кольцевые, образуемые двумя стенками рубки. Для ускорения погружения лодок в подводное положение балластные цистерны, расположенные в надстройке, заполнялись помпами, а для заполнения балластных цистерн, расположенных в прочном корпусе, был применен кингстон большого размера. Была введена уравнительная цистерна для обеспечения нейтральной плавучести в подводном положении.

В мае 1907 г. строившимся лодкам были присвоены наименования - "Кайман" (головная), "Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил". Условия контракта С. Лэк не выдержал. Рабочая документация непрерывно переделывалась, в результате чего поставка рабочих чертежей растянулась почти на два года. В ходе строительства по предложениям как самого С. Лэка, так и командиров лодок, вносились существенные изменения в первоначальный проект.

Из-за не сложившихся отношений администрации завода с представителями фирмы С. Лэка большая часть американских специалистов уже к декабрю 1906 г. вернулась в США, строительству мешали частые забастовки рабочих завода. На воду лодки были спущены только в 1908 г., но компания С. Лэка не гарантировала готовность лодок даже к концу 1909 г. Предварительные испытания первой лодки были начаты только в середине 1909 г. В процессе этих испытаний выявилась необходимость облегчения кормовой оконечности, что предопределило снятие якоря и колес. 1 августа 1909 г. на подводной лодке "Дракон" из-за небрежности команды при приемке бензина произошел взрыв паров бензина, повредивший часть механизмов. Низкое качество рабочих чертежей и отсутствие достаточного количества специалистов привели к тому, что работы велись крайне медленно. Поэтому 9 октября 1909 г. компанию С. Лэка отстранили от достройки и испытаний лодок и возложили эти обязанности на командиров лодок и личный состав. В этот же период был рассмотрен вопрос о перебазировании лодок на Дальний Восток. Был подобран пароход и составлен эскизный проект его переоборудования для транспортировки лодок. Однако, из-за дороговизны такой операции было решено лодки оставить на Балтике.

Приемо-сдаточные испытания проводились в середине 1910 г. Во время испытаний выявилась большая перегрузка лодок - ПЛ "Кайман" на 10,2 т, ПЛ "Крокодил" на 12,8 т, ПЛ "Аллигатор" на 13,3 т. 29 октября 1910 г. три лодки перешли из Кронштадта в Ревель, где в зимний период 1910- 1911 гг. была осуществлена переделка лодок. Для уменьшения перегрузки сняты наружный киль, свинцовый балласт и колеса с приводом (около 20 т), часть сбрасываемого балласта 5,5 т. В корме установлены три поплавка - "вытеснителя" (1 т плавучести). Надстройке добавлено древесины (0,5 т плавучести). Зимой 1910/1911 г.г. со всех ПЛ сняли по 4 передних цилиндра (из 8) с рамами и маховиками. Подводная скорость уменьшилась до 8-9 узлов. В ходе постройки в проект были внесены многочисленные изменения и исправления: в носовой части установлена легкая деревянная надстройка, за рубкой - длинная стальная надстройка для размещения спасательного буя, моторной шлюпки, большого глушителя и устройства погрузки торпед в свежую погоду. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесены в стальную. Увеличена высота визирной рубки. Перед боевой рубкой (в нише) установлены 2 ТА системы Джевецкого. Усовершенствован воздушный клапан в рубке, позволявший использовать моторы в позиционном положении. Установлены: якорно-швартовный шпиль, второй перископ, уравнительная цистерна. Улучшены конструкции входных люков, вентиляционной системы, машинки для перекладки "гидропланов".

В результате этих переделок лодки смогли погружаться с полным запасом торпед и топлива, но при этом снизились скорость хода и дальность плавания. Лодки могли находиться под водой в течение суток. Испытания показали хорошую управляемость как по курсу, так и по глубине. Переход из позиционного положения в подводное занимал всего 4 минуты. Контроль за переделкой лодок осуществлялся техническими службами Отдела подводного плавания, а перерасчеты плавучести и остойчивости осуществлялись Балтийским заводом, которому была передана подводная лодка "Дракон". В строй лодки вступили лишь во второй половине 1911 года. В 1912 году заводу "Людвиг Нобель" были заказаны дизели по 400 л.с. для замены бензомоторов. Детали к дизелям изготавливались в Германии. В связи с начавшейся первой мировой войной получить детали дизелей так и не удалось. В начале войны на всех подводных лодках были установлены артиллерийские 47-мм орудия (на ПЛ "Дракон" - 37-мм) и пулеметы (на ПЛ "Крокодил" и ПЛ "Кайман"), а также радиостанции.

Часть недостатков, присущих лодкам С. Лэка, осталась. Так, деревянная палуба надстройки то высыхала при спокойной солнечной погоде, то набухала при свежей погоде и в обоих случаях вода попадала в палубные балластные цистерны. Большим недостатком следует считать и применение бензомоторов, опасных при эксплуатации. Тем не менее ПЛ типа "Кайман" успешно участвовали в боевых операциях в 1915-1916 г.г. на Балтийском море. В октябре-ноябре 1916г. "Кайман" и "Дракон" сданы в порт на хранение, "Аллигатор" (в июле) и "Крокодил" (октябрь-ноябрь) переведены в класс портовых судов для использования в качестве плавучих зарядных станций. 25 февраля 1918 года ПЛ были захвачены в Ревеле германскими войсками, вывезены в Германию и разделаны на металл (по некоторым данным ПЛ "Аллигатор" не была оставлена в Ревеле).


5. Схема проекта:


Подводная лодка. Тип Кайман

теоретический чертеж


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 409
  подводное, тонн: 480-482
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 10,7
  полная подводная, узлов: 7,0 - 8,8
  экономическая надводная, узлов: 5,0-8,0
  экономическая подводная, узлов: 4,0-5,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении, мили:

700-750 (8,0), 750-950 (5,0-6,5)
  в подводном положении, мили:

20-26 (7,0-7,5), 40-60 (4,0-5,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 45-50 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 40,7-40,8 метров
  ширина: 3,85 (4,2?) метра
  осадка средняя: 4,88 метра
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  пулеметы (с 1914):

1 х 7,62 мм (Кайман и Крокодил)
  число и калибр артиллерийских установок (с 1914): 1х47 мм или 1х37 мм (Дракон)
  трубчатые кормовые торпедные аппараты: 2
  трубчатые носовые торпедные аппараты: 2
  палубные торпедные аппараты Джавецкого в надстройке: 2
  энергоустановка  
  тип: ДВС-электрическая
  количество х мощность бензомоторов, л.с.: 2х400 и 2х200 для эконом.ход
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 2х100
  количество валов: 2
  обитаемость  
  время непрерывного прибывания под водой:

24 часа
  экипаж:

32-36 человек

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Климовский С.Д. "Подводные лодки типа "Кайман"


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016