Rambler's Top100 Подводные лодки К.Д. Губэ


Подводные лодки К.Д. Губэ.


ПЛ «Губе 1» (Goubet I) - 29 января 1886 года была предложена Морскому ведомству России, но сделка не состоялась.

ПЛ «Губе 2» (Goubet II) - судьба лодки достоверно неизвестна даже военным историкам Франции. С невысокой долей вероятности можно предположить,

что она была продана в 1903 году России и во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг. находилась в Порт-Артуре, где и была затоплена.



Подводная лодка «Губе 1» (Goubet I).


1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ПАРИЖ (Франция)

1

 «Губэ 1» ("Goubet I")

-

1885

1885

не вступала

 Предложение о продаже
 не принято Морским
 ведомством России



4. История проекта:


Подводная лодка французского изобретателя Клода Губэ (Claude-Desire Goubet 1838-1903), названная в честь своего создателя - “Губэ 1” (“Goubet I”), 29 января 1886 г. была предложена Морскому ведомству России. Эта лодка была заказана в 1885 году французским морским министерством и построена в Париже. Использование аппарата, по мысли его создателя, предусматривалось с носителей типа пароходов. Изобретатель получил отказ от Морского ведомства России.

Лодка имела в длину 5 метров, в ширину 1,7 (1?) метра, высоту в центре 1,78 метра, водоизмещение (без экипажа) 1,45 тонны (подводное 1,8 тонны). Небольшие размеры субмарины позволили отлить ее целиком из пушечной бронзы, исключавшей коррозию (по другим данным, для изготовления корпуса использовалось листовое железо на силовом наборе). При этом толщина корпуса составила 2 дюйма (5 см), что делало его весьма прочным и абсолютно водонепроницаемым.

Электрический мотор фирмы «Эдисон», работавший от аккумуляторной батареи системы Шамшиева, обеспечивал ход до 4,5 узлов на поверхности и около 3-х узлов под водой. Как и у ПЛ Джевецкого, вал гребного винта был снабжен универсальным шарниром, благодаря которому винт можно было поворачивать в горизонтальной плоскости, так что он заменял собой вертикальный руль.

На случай выхода двигателя из строя лодка была снабжена веслами, приводившимися в действие изнутри лодки с помощью особых рычагов. В походном положении они отгибались вдоль бортов. Кроме того, на веслах можно было передвигаться возле вражеских кораблей, чтобы наблюдатели на палубе не услышали шум электромотора.

Погружение происходило за счет приема воды в балластную цистерну, устроенную в трюме лодки, а всплытие - откачкой ее электрическими насосами, работавшими от гребного двигателя. В случае отказа электро­приводов, насосы можно было обслуживать вручную.

Лодка имела тяжелый киль весом 0,3 т, сбрасываемый в аварийной ситуации (во время одного из погружений это устройство спасло жизнь самому изобретателю). Для того, чтобы отсоединить груз, достаточно было отвернуть гайку со стопорной шпилькой, находившуюся под руками у рулевого.

В отличие от лодок Джевецкого, где дифферентовка производилась с помощью перемещаемых постоянных грузов, Губэ предусмотрел дифферентовочные цистерны в носу и в корме объемом 0,3 куб.м. Особый механизм, состоявший из маятника и насоса, автоматически перекачивал воду из одной цистерны в другую. Как только нос лодки опускался, маятник через сцепление включал насос, начинавший откачивать воду из опустившейся носовой цистерны в поднявшуюся кормовую. Если опускалась корма, все происходило в обратном порядке.

Экипаж состоял из двух человек, размещенных в центральной части корпуса спиной друг к другу, при этом их головы находились в специальной наблюдательной башне, колпак которой был сделан откидным на шарнирах и служил входным люком.. Запас воздуха, сжатого до 50 атмосфер, позволял им оставаться под водой в течение 24 часов. Резервуары сжатого воздуха одновременно служили сидениями для членов экипажа. Наблюдение за внешней обстановкой они вели через иллюминаторы рубки с толстыми стеклами, у которых снаружи имелись предохранительные решетки, а внутри - глухие крышки для запирания, на случай, если стекло будет разбито. Кроме того, в корпус аппарата было вставлено устройство, аналогичное приемопередатчику Вадингтона.

На подходе к неприятелю рулевой должен был определить боевой курс с помощью вертикального стержня, установленного в носу лодки, и компаса, находящегося прямо перед ним. После этого следовало погрузиться настолько, чтобы рубка исчезла с поверхности воды, и дальше идти по компасу. Позже Губэ установил в крышке рубочного люка короткий неподвижный перископ.

Вооружением лодки служила мина, размещавшаяся позади наблюдательной башенки и снаряженной пироксилином. Мина была снабжена двумя резиновыми мешками, заполняемыми воздухом через каучуковую трубку непосредственно перед применением (как на лодках Джевецкого). Выпущенная под неприятельским судном мина всплывала и задерживалась у его дна благодаря шипам на своей крышке. Взрыв мины (общей массой 102 кг) осуществлялся по электрическому проводу, сматывавшемуся с вьюшки.

Из носа лодки можно было выдвигать трехметровый стержень с ножницами на конце для перерезания тросов якорных мин заграждения, противотор­педных сетей, швартовых тросов и других препятствий.

Для передачи сообщений судам, находящимся на поверхности, Губэ использовал шары из толстого стекла. Внутрь шара помещалось письмо, после чего его вставляли в мини-шлюз с двумя лючками. Их соединял специальный механизм, устроенный таким образом, что при открытой нижней крышке шлюза верхняя была закрыта, и наоборот. Когда верхняя крышка открывалась, шар с письмом благодаря присущей ему положительной плавучести устремлялся вверх.

В целом подводная лодка очень была похожа на ПЛ Джевецкого 2 варианта. Брат Губэ работал чертежником в парижской фирме «Пиа» (Рiat), изготовившей по заказу Джевецкого большинство деталей для его лодки. Предположительно он снял копии со всех чертежей и передал их брату. Это был промышленный шпионаж в чистом виде.

Испытания подводной лодки Губэ происходили в 1885-1886 гг., сначала в Париже на Сене, затем в Шербуре. Они выявили существенный недостаток: незначительные нарушения продольного равновесия вели к мгновенному появлению больших дифферентов, что вызывало резкое погружение или всплытие. Иначе говоря, лодка могла в любой момент «провалиться» на запредельную глубину, хотя и имела отличную маневренность.

Позже эту лодку, несмотря на несовершенство ее конструкции и опасность эксплуатации, купило морское ведомство Бразилии.


5. Схема проекта:


Укрупненный чертеж (57,6 Кб)


Схема подводной лодки «Губэ-1»

1 - ножницы; 2 -прожектор; 3 - штырь для ориентации по >курсу; 4 - аккумуляторы; 5 – почтовая камера; 6 - резервуары сжатого воздуха; 7 - дифферентные цистерны; 8 - балластные цистерны; 9 - съемный металлический балласт; 10 - электромотор; 11 - насосы; 12 - гребной винт; 13 – плавучая мина; 14 - рукоятки весел; 15 – весла.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 1,45
  подводное, тонн: 1,8
  скорость хода  
  надводная: 4,5 узлов
  подводная: около 3 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

нет данных
  глубина погружения  
  предельная: около 4 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 5,0 метров
  ширина: 1,78 метра
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  мина: 1 (102 кг)
  ножницы: 1
  энергоустановка  
  тип: электрический
  количество х мощность двигателей, л.с.: 1 эектромомтр х ? л.с.
  обитаемость  
  экипаж:

2 человека

Подводная лодка «Губе 2» (Goubet II).


1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ПАРИЖ (Франция)

1

 «Губэ 2» ("Goubet II")

-

1887(?)

05.1889

не вступала

 возможно в 1905 году
 затоплена в Порт-Артуре


4. История проекта:


После испытаний первой субмарины «Губэ 1», морской министр Франции, адмирал Гиацинт Хоуб заказал Губэ 12 сентября 1886 г. новую, более крупную лодку - «Губэ-2» (“Goubet II”). Она была спущена на воду в мае 1889 г. в Шербуре.

От первой эта лодка отличалась не только размерами (водоизмещение надводное 4,5 тонны, подводное 5 тонн; длина 8 м, диаметр 1,85 м), но и конструктивными особенностями. Корпус ее состоял из трех частей, отлитых из бронзы толщиной от 2,5 см (в средней части) до 1,5 см (в оконечностях) и скрепленных между собой болтами, пропущенными через внутренние круговые приливы с резиновыми прокладками. К днищу был прикреплен съемный аварийный балласт весом в 1,5 тонны.

Второй особенностью являлось более мощное и совершенное вооружение. Две торпеды Уайтхеда (очевидно 356-мм MkV) располагались снаружи корпуса побортно в легких каркасных устройствах. Пуск торпед производился изнутри лодки.

Мощность трамвайного электромотора фирмы «Сименс» (масса 190 кг) была 4 л.с., подводная скорость достигала приблизительно 5,5 узлов, емкости батареи аккумуляторов фирмы «Лоран-Сели» хватало на три с половиной часа плавания с такой скоростью (19,25 миль, или 35,6 км). Батарея помещалась в нижней части корпуса.

Эту лодку Губэ тоже снабдил автоматическим маятниковым регулятором дифферента. При внезапном появлении крена на одну из оконечностей, автоматически запускался насос, перекачивающий воду из ее дифферентной цистерны в цистерну противоположной оконечности. Однако этот регулятор обладал серьезным недостатком - большой инерционностью, что нередко вызывало опасное раскачивание субмарины в продольной плоскости.

Экипаж состоял из трех человек. Командир размещался в ее центральной части, на подвижном сидении. При плавании в надводном положении он наблюдал за обстановкой через иллюминаторы башенки. При нахождении под водой использовалась телескопическая оптическая труба полной длиной 4 метра, определявшая обычную глубину погружения.

В носовой части находился механик, обслуживавший арматуру балластных цистерн и резервуаров со сжатым воздухом, трюмные насосы и почтовый аппарат (представлял собой вертикальную трубу с двумя крышками, куда депеша в особом герметичном футляре вкладывалась после открытия нижней крышки, после ее закрытия, открывалась верхняя крышка и футляр, обладавший положительной плавучестью, всплывал на поверхность). При выходе из строя гребного двигателя ему приходилось браться за весла, выходившие наружу через бортовые отверстия, снабженные герметичными затворами. В кормовой части помещался электротехник. В его заведовании были гребной электродвигатель, электрическая батарея, а также устройство сброса отделяемого киля.

Для дыхания экипажа в подводном положении использовался запас сжатого воздуха, рассчитанный на 15 часов пребывания под водой. Однажды Губэ вместе со своими матросами провел на дне Шербурского порта 8 часов. Тогда это было воспринято как грандиозное достижение.

Конструкция лодки оказалась довольно удачной, однако ее боевые возможности не отвечали непрерывно возраставшим требованиям военных моряков. Из-за своих малых размеров, небольшого запаса плавучести (3-5%) и плохой управляемости по глубине, «Губэ 2», подобно «Губэ 1», не нашла применения во французском военно-морском флоте. В итоге изобретатель продал свою вторую ПЛ в 1901 г. частному лицу, использовавшему лодку на Женевском озере для катания пассажиров. Судьба лодки достоверно неизвестна даже военным историкам Франции. С невысокой долей вероятности можно предположить, что она была тайно продана в 1903 году Морскому ведомству России (по версии двух историков - А.А. Аллилуева и П.В. Боженко) и во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг. находилась в Порт-Артуре, где и была затоплена. В исторической справке лодки подробно рассмотрены сильные и слабые стороны этой гипотезы.

На основе технических решений, заложенных в этом проекте, Губэ сконструировал и построил в 90-е годы две подводные лодки типа «Goubet III» для флота Бразилии.


5. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 4,5
  подводное, тонн: 5,0
  скорость хода  
  надводная: 5,5 - 6,0 узлов
  подводная: около 5,5 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

19,25 миль (5,5 узлов)
  глубина погружения  
  предельная: около 4 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 8,0 метров
  ширина: 1,85 метра
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  торпедные каркасные аппараты: 2 для 356-мм торпед Уайтхеда (MkV?)
  энергоустановка  
  тип: электрический
  количество х мощность двигателей, л.с.: 1 электромомтр х 4 л.с.
  обитаемость  
  экипаж:

3 человека

5. Схема проекта:


? нет данных.


Источники:


- Статья "Часть первая. Предания старины глубокой..." (http://www.octopus.ru).
- "Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира", Издательство АСТ, Москва, 2001г.
- Боженко П.В. "Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.", Субмарины на воде, №3, 1996г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой Войны (1914-1918 гг.), Харвест, Минск, 2003г.
- Информация с сайта http://www.submarines.boom.ru.
- Аллилуев А.А. "Подводные лодки в Порт-Артуре в русско-японской войне", Судостроение, № 3, 1990г.
- Статья Тараса А.Е. "Дураки бывают разные" (РЯВ на море, 2004г.)
- Быховский И.А., Войналович Д.И. "Подводные лодки в осажденном Порт-Артуре", Судостроение, №1, 1966г.
- Марьин Д.В. "Были ли в Порт-Артуре подводные лодки?", Военно-исторический журнал, №3, 2008г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017