Тип «Сом», тип «Голланд-7Р» («Holland - VIIR», США).
1. Количество подводных лодок проекта: 7
2. Изображение проекта:
ПЛ «Сом» до зимы 1908-1909 гг.
ПЛ постройки Невского завода
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
США: г.Элизабет. Верфь Льюиса Никсона (1) | ||||||
1 |
- |
1901 |
02.06.1901 |
26.09.1904 |
до 31.06.1904 - «Fulton» | |
РОССИЯ: Санкт-Петербург. Невский Завод (6) | ||||||
2 |
- |
10.05.1904 |
15.10.1904 |
17.06.1905 |
25.02.1918 – захвачена Германией | |
3 |
- |
10.05.1904 |
10.1905 |
25.05.1906 |
достраивалась в Либаве | |
4 |
- |
10.05.1904 |
1905 |
05.1906 |
достраивалась в Либаве | |
5 |
- |
10.05.1904 |
10.1905 |
02.05.1906 |
достраивалась в Либаве | |
6 |
- |
10.05.1904 |
09.1905 |
05.1906 |
01.05.1918 – захвачена Германией | |
7 |
- |
1907 |
1907 |
1907 |
01.05.1918 – захвачена Германией |
4. История проекта:
12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного
и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland
Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в
течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России. 10
февраля 1904 г. Правление Невского судостроительного и механического завода в
Петербурге предложило Морскому техническому комитету (МТК) построить подводные
лодки по проекту "Голланд-7Р"
(«Holland-VIIR») (по данным А.Е. Тараса этот проект назывался "Голланд-9"). МТК
"признал желательным приобретение" одной-двух лодок этого проекта. В
связи с началом русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. Невскому заводу был
выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в августе-сентябре 1904 г.
Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голланда была куплена подводная лодка
проекта "Голланд-7Р" («Holland-VIIR»),
"Fulton", построенная в
1901 году в США. ПЛ было присвоено новое наименование "Сом". Закладка всех пяти лодок
состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 г., корпуса лодок строились из
отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском
заводе лишь собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок
продвигалась медленно. Ходовые испытания первой лодки "Щука" начались только 15
июня 1905 г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25 мая 1906 г.
Правление Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4 июля 1907
г. предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа. Отдел
подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержал это
предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоено
наименование "Судак".
Обучение экипажей первых подводных лодок этой серии проводилось под
руководством американских инструкторов.
Подводные лодки типа
"Сом" были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму,
напоминающую "форму быстро плавающих рыб (дельфина)". Он отличался
утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Для повышения
мореходности сверху прочного корпуса была установлена легкая надстройка.
Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для
наблюдения за обстановкой в позиционном положении. Для наблюдения и управления
стрельбой на перископной глубине был установлен перископ системы Фосса.
Управление подводной лодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и
горизонтальных рулей, расположенных крестообразно за гребным винтом. Балластные
цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом на любой
глубине вплоть до предельной. Лодки были оборудованы "автоматическим
прибором для опоражнивания главной цистерны при опускании на глубину больше 60
ф.". Удобной была и система уравнительных цистерн.
Все ПЛ типа "Сом",
находившиеся в составе Балтийского флота, с началом Первой Мировой войны были
вооружены 37-мм орудием.
В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на
более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ "Сом" зимой 1908-1909 гг.
переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.
В ноябре 1907 года ПЛ «Щука» принимала участие в опытах по
плаванию подо льдом.
23 октября 1909 г. Главное Управление
кораблестроения и снабжении по результатам конкурса выдало заказ фирме "Л.
Нобель" (С.Петербург) на изготовление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и
весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной
взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облегчения дизели были ненадежными.
На ПЛ "Белуга"
был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.
В целом лодки типа "Сом" положительно отличались от подводных лодок других проектов того времени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода, быстротой погружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и продуманностью деталей. ПЛ этого типа находились в боевом строю до конца компании 1916 года.
5. Схема проекта:
Схема устройства ПЛ «Fulton»
1, 8, 9 - резервуары воздуха высокого давления; 2 - торпедозаместельная цистерна;
3 - компас; 4 - главная балластная цистерна; 3 -
трюмный насос; 6 - аккумуляторная яма;
7 - топливная цистерна; 10 - торпедный аппарат; 11 - дифферентная цистерна; 12 - уравнительная цистерна;
13, 18 -
вспомогательная цистерна; 14 - кингстон; 15 - бензиновый двигатель Отто-Дейц; 16 - муфта;
17 - упорный подшипник; 19 - гребной электромотор.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное, тонн: | 105 (110?); | |
подводное, тонн: | 124 (122?); у ПЛ "Сом" - 120 | |
скорость хода | ||
полная надводная, узлов: | 8,5 | |
полная подводная, узлов: | 6,0 | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении, миль: | 430 - 500 | |
в подводном положении, миль: | 30 - 40 | |
глубина погружения | ||
предельная: | 30 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метров: | 19,80 (20,85?); у ПЛ "Сом" - 19,30 | |
ширина, метров: | 3,60; у ПЛ "Сом" - 3,58 | |
осадка средняя, метров: | 2,90 | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
457-мм носовые торпедные аппараты: | 1 шт. | |
общее число торпед: | 3 шт. | |
число и калибр орудий: | 1 Х 37 мм (в 1915г., только на ПЛ БФ) | |
энергоустановка | ||
тип: | ДВС-электрическая | |
количество х мощность бензомоторов, л.с.: | 1х160 | |
количество х мощность электромоторов, л.с.: | 1х70 | |
количество групп АБ х число элементов: | 2х20 | |
количество валов: | 1 | |
обитаемость | ||
время прибывания под водой: | 15 часов | |
автономность: | 8 суток | |
экипаж, человек: | 18 - 22 |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904гг.)", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016