Тип «Ленинец» (Тип «Л») XI Серии
1. Количество подводных лодок проекта: 6
2. Изображение проекта:
Вид с боку после вступления в строй
Вид с боку после модернизации
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (4) |
||||||
1 |
Л-7 |
263 |
10.04.1934 |
15.05.1935 |
10.12.1936 |
заложена на заводе №189 |
2 |
Л-8 |
264 |
10.04.1934 |
10.09.1935 |
29.12.1936 |
заложена на заводе №189 |
3 |
Л-9 |
265 |
10.06.1934 |
25.08.1935 |
29.12.1936 |
Заложена на заводе №189 |
4 |
Л-10 |
285 |
10.06.1934 |
18.12.1936 |
17.12.1937 |
заложена на заводе №198 |
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: «Амурская Верфь» Завод №199 (2) |
||||||
5 |
284 |
10.06.1934 |
04.12.1936 |
05.11.1938 (06.11.1938) |
заложена на заводе №198 |
|
6 |
286 |
10.06.1934 |
07.11.1936 |
09.12.1938 |
заложена на заводе №198 |
4. История проекта:
После учета накопленного значительного опыта
проектирования, строительства и эксплуатации плавающих подводных лодок, проект подводной лодки II серии типа «Л» был переработан и практически был
создан новый проект. 2 февраля 1934 года вышло постановление Совета Труда и
Обороны СССР о постройке шести больших подводных лодок II бис серии (в дальнейшем - XI
серия) для Тихоокеанского флота.
Но еще 3 декабря 1933 года на Балтийском заводе уже обсуждался вопрос, как
строить и транспортировать эти лодки на Дальний Восток. Предполагалось строить
их силами Балтийского завода и завода № 198 и отправлять по железной дороге
отдельными секциями на специальных транспортерах так же, как это делалось при
постройке подводных лодок типа «Щ»,
в Комсомольске-на-Амуре, на Амурверфи, где они должны были достраиваться и
сдаваться после испытаний Военно-Морскому Флоту. Руководство строительством,
включая и достройку их на месте на Дальнем Востоке, возлагалось на Балтийский
завод. Здесь было организовано Бюро достройки XI серии во главе с заместителем главного инженера завода Н. В.
Григорьевым (заместителем начальника Бюро достройки был назначен конструктор
ЦКБС-2 А. А. Правдин). Предполагалось организовать в Комсомольске-на-Амуре
отделение Балтийского завода во главе со строителями Малолетко и Радзиевским. Однако
вскоре выяснилось, что строительство Амурверфи, ведущееся Дальпромстроем (ДПС),
значительно отстает от намеченных сроков, в связи с чем Амурверфь не может
обеспечить достройку и сдачу первых лодок XI
серии, которые должны быть ее первой продукцией. Тогда было решено, что
четыре лодки будут достраиваться на Дальзаводе, и только последние две лодки
будут достраиваться на Амурверфи. Первые три подводных лодки строил Балтийский
завод («Л-7»,
«Л-8» и «Л-9») и,
поскольку они все достраивались на Дальзаводе, вопрос об организации отделения
Балтийского завода на Амурверфи отпал. Остальные три лодки строил завод № 198,
одна из них («Л-10»)
достраивалась на Дальзаводе, а две остальных («Л-11» и «Л-12»)— на Амурверфи.
Для ускорения работ по подводным лодкам XI серии и сдачи их в установленный правительством срок были проведены некоторые мероприятия, в том числе удлинен до 11 ч рабочий день для работающих на подводных лодках XI серии. На Балтийском заводе на этом режиме работало около 760 чел., и в месяц они перерабатывали свыше 76000 сверхурочных часов. Уже в марте 1934 года цехам были выданы корпусные чертежи.
При сопоставлении проектов подводных лодок типа «Л» II и XI серий видно, что тактико-технические элементы подводных лодок XI серии меняли в основном в отношении увеличения торпедного оружия (на четыре запасных торпеды) и дальности плавания, т. е. в направлении развития тех качеств, которые делают лодку способной помимо постановки минных заграждений вести активные боевые действия на коммуникациях противника в удаленных от баз районах. В подводную лодку XI серии был внесен ряд конструктивных изменений.
Основные изменения, которые были внесены в подводные лодки XI серии, по сравнению с подводными лодками II серии:
- Изменен теоретический чертеж - удлинена носовая
часть с наклонным форштевнем.
- Конструкция корпуса переработана с таким расчетом,
что обеспечивалась более рациональная разбивка на секции для перевозки по железной
дороге.
- Прочная рубка сделана в виде горизонтального
цилиндра.
- Аккумуляторные ямы сделаны изолированными по образцу
подводных лодок I серии.
- Число запасных торпед доведено до десяти против шести на II серии.
- Оба перископа вынесены в рубку, благодаря чему
увеличилась глубина погружения лодки при ходе под перископом и уменьшилась опасность
таранных ударов по рубке надводными кораблями.
- Сняты электротурбокомпрессоры низкого давления; продувание главного
балласта стало производиться дизелями, работающими как компрессор.
- Кулачная муфта между электромотором и
упорным валом заменена муфтой «Бамаг», что обеспечивало быстрое ее выключение
при переходе от зарядки батареи на работу дизеля на винт.
- Переработано внутреннее размещение в целях
обеспечения доступности к приводам открывания кингстонов цистерн главного балласта.
- Полностью переработана система сжатого воздуха и аварийного продувания.
- Сняты электромоторы экономического хода под водой,
эконом. ход стал достигаться при работе главных электромоторов.
- В целях борьбы с коррозией стальная арматура
трубопроводов забортной воды заменена на бронзовую.
- Улучшена обитаемость лодки за счет изменения компоновки
жилых отсеков.
- Установлен электроопреснитель (фирмы «Энгиш»).
- Глушитель сделан двухтельным по образцу подводных
лодок X серии.
- Перья рулей сделаны профилированными авиационного типа.
- Несколько опущены минные трубы.
- На упорном подшипнике линии вала установлен
упоромер.
- Кингстоны балластных цистерн сделаны по типу дифференциальных
захлопок, кормовая балластная цистерна кингстона не имела и заполнялась через
шпигаты.
- Улучшена конструкция пневматических машинок открывания кингстонов.
- Установлен добавочный пост управления
вертикальным рулем в рубке.
- Увеличено число отсеков до семи (кормовой отсек
разделен на две части).
- Станция управления электромоторами разделена на две
части, размещенные по бортам.
- Установлен отдельный дифферентовочный насос,
производительностью 6-8 т/ч.
- Исключены палубные цистерны, считаюсь, что они
удлиняют время погружения подводной лодки, имеют малую живучесть, особенно во
время артиллерийского боя и возможных таранных ударов, а действие всего
вооружения подводной лодки в надводном положении может быть обеспечено и без
наличия палубных цистерн.
В остальном подводные лодки XI серии ничем не отличались от подводных лодок II серии.
Но реализовать все возможности для улучшения проекта
в подводных лодках XI серии не
удалось из-за жестких сроков строительства.
Время погружения и всплытия по сравнению с подводными
лодками II
серии изменилось незначительно. При переходе лодки из крейсерского
положения в подводное под топ перископа при заранее открытых кингстонах
цистерн главного балласта без хода с использованием цистерны быстрого
погружения оно составляло 70-75 с, а всплытие лодки в крейсерское положение при
продутой средней цистерне путем продувания главного балласта одним дизелем - 5
мин 55 с. Время аварийного продувания всего главного балласта на перископной
глубине составляло 3 мин 47 с.
Во время испытаний подводной лодки «Л-7» при
проведении глубоководного погружения лодки в районе острова Аскольд на глубине
75 м раздался треск. Оказалось, что забортным давлением раздавило забортную красномедную
трубу продувания главного балласта низким давлением диаметром 205х219 мм. После
этого случая трубы, подверженные полному наружному забортному давлению, стали
предусматриваться стальными.
Приемные комиссии отмечали следующие недостатки
подводных лодок XI серии,
выявленные в процессе испытаний:
- Не выдержаны скорости и районы плавания ими,
оговоренные спецификацией на постройку лодок.
- Значительный шум при работе миносбрасывающего
устройства. Предложено заменить штанговое устройство на тросовое, как
показавшее при сравнительных испытаниях лучшие результаты. Трещины на крышках цилиндров дизелей, усиленная коррозия
блоков и цилиндровых втулок дизелей.
- Заедание привода захлопки глушителя в связи с
осаждением соли на рабочих поверхностях деталей привода захлопки и другие более мелкие недостатки.
На лодках, достраивавшихся и сдававшихся на Дальзаводе, строителями и ответственными сдатчиками были Е.П. Егоров и А.3. Голланд, а на лодках, сдававшихся на заводе в Комсомольске-на-Амуре - К.Ф. Терлецкий.
5.Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный чертеж (240 Кб)
Общее расположение подводной лодки типа "Л" XI серии:
1 - цистерна главного балласта; 2 - дифферентная цистерна; 3 - уравнительная цистерна; 4 - цистерна быстрого погружения; 5 - прочная рубка; 6 - торпедный, аппарат;
7 - запасная торпеда; 8 - минная труба; 9 - перископ; 10 - дизель; 11 - главный гребной электродвигатель; 12 - аккумуляторная батарея.
Подробная схема. Укрупненный чертеж (418 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа Л XI серии *
1 - волнорезные щиты; 2 - торпедный аппарат; 3 - баллон воздуха высокого давления; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - носовая и кормовая дифферентные цистерны; 7 - брашпиль; 8 - привод брашпиля; 9 - кнехты; 10 - носовые горизонтальные рули; 11 - запасные торпеды; 12 - торпедопогрузочный люк; 13 - входной люк; 14 - аварийный телефонный буй; 15 - койки: 16 - рундуки; 17 - обеденные столы; 18 - стрельбовой баллон; 19 - цистерны питьевой воды; 20 - торпедозаместительная цистерна; 21 - цистерна кольцевого зазора; 22 - трюмный поршневой насос ТП-18; 23 - гальюнная выгородка; 24 - душевая; 25 - 4-х местная каюта; 26 - кают-компания; 27 - штурманский пост; 28 - сушилка для одежды; 29 - камбуз; 30 - 5-ти местная каюта; 31 - одноместная каюта; 32 - каюта командира; 33 - каюта старшинского состава; 34 - диван; 35 - аккумуляторная батарея; 36 - стол; 37 - топливная цистерна; 38 - 100-мм орудие; 39 - штурвальная тумба вертикального руля; 40 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 41 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 42 - распределительный щит сети освещения; 43 - радиорубка; 44 - шахта зенитного перископа; 45 - шахта командирского перископа; 46 - трубопровод судовой системы вентиляции; 47 - штурманский стол; 48 - осушителыный центробежный насос Р-130; 49 - лебедка зенитного перископа; 50 - лебедка командирского перископа; 51 - снарядный погреб; 52 - уравнительная цистерна; 53 - цистерна быстрого погружения; 54 - боевая рубка; 55 - зенитный перископ; 56 - командирский перископ; 57 - ящики для сигнальных флагов; 58 - 45-мм орудие; 59 - леерная антенна; 60 - палубные стойки антенны; 61 - вольтопонижающий агрегат (бустер); 62 - компрессор воздуха высокого давления; 63 - умывальник; 64 - клапан подачи воздуха к дизелям; 65 - шахта подачи воздуха к дизелям; 66 - шлюпка; 67 - леерное ограждение; 68 - масляный холодильник; 69 - резервный масляный насос; 70 - дизель 42БМ6; 71 - носовая муфта "Бамаг"; 72 - газоотвод дизеля; 73 - цистерна чистого масла; 74 - цистерна циркуляционного масла; 75 - электровентилятор гребных электродвигателей; 76 - щит управления гребными электродвигателями; 77 - гирокомпас; 78 - гребной электродвигатель; 79 - кормовая муфта "Бамаг"; 80 - упорный подшипник "Митчеля"; 81 - опорный подшипник, 82 - ручной тормоз линии вала; 83 - привод кормовых горизонтальных рулей; 84 - минные трубы; 85 - кормовой шпиль; 86 - вертикалыный руль; 87 - кормовые горизонтальные рули; 88 - гребные винты; 89 - цистерны главного балласта; 90 - ограждение горизонтальных рулей; 91 - глушитель газоотвода дизеля; 92 - доковый киль; 93 - трап.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение надводное - 1040 (1025?)т
подводное - 1335 (1321?)т
Скорость в надводном положении - 14,5 узлов
в подводном положении - 8,5 узлов
Дальность плавания в надводном положении - 7500 (10уз) миль, при усиленном запасе топлива
в подводном положении - 135 (2,5уз), 12,5 (8,5уз) миль
Размерения - 79,9х7,0х4,0 м
Запас плавучести,
% от норм. водоизм. - 28
Глубина погружения предельная, м - 90
Глубина погружения рабочая, м - 75
Начальная метацентрическая высота в НП, м - 0,69
Начальная метацентрическая высота в ПП, м - 0,21
Время непрерывного пребывания под водой
при использовании всех средств регенерации, ч - 72
Экипаж - 52 (55?)человека
Вооружение 533мм НТА - 6 шт.>
орудие Б-2 100мм - 1 шт.
орудие
21-К 45мм - 1 шт.
мины - 20 шт.
Общее количество торпед, шт - 16
Кормовые минные трубы для мин типа ПЛТ, шт. - 2
Автономность - 28 суток
Двигатели дизель 42БМ6 - 2х1100 л.с.
электродвигатель ПГ - 2х650 л.с.
Аккумуляторная батарея ЛС
по 112 элементов в группе, число групп - 3
7. Источники:
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945.часть 3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. Т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунки и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.2
- Реферат «Развитие советского подводного кораблестроения».
- Журнал «Подводный флот» №5.
- Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», издательство «Военное издательство», Москва,1988.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024