Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Л" XI серии

Тип «Ленинец» (Тип «Л») XI Серии



1. Количество подводных лодок проекта: 6


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа Л XI серии до модернизации

Вид с боку после вступления в строй

Подводная лодка типа Л XI серии

Вид с боку после модернизации


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (4)

1

 Л-7
«Ворошиловец»

263

10.04.1934

15.05.1935

10.12.1936

 заложена на заводе №189
 10.06.1949 – Б-23

2

 Л-8
«Дзержинец»

264

10.04.1934

10.09.1935

29.12.1936

 заложена на заводе №189
 10.06.1949 – Б-24
 30.05.1959 – УТС-89

3

 Л-9
«Кировец»

265

10.06.1934

25.08.1935

29.12.1936

 Заложена на заводе №189
 15.09.1949 – Б-19

4

 Л-10
«Менжинец»

285

10.06.1934

18.12.1936

17.12.1937

 заложена на заводе №198
 10.06.1949 – Б-10
 30.05.1959 – ЗАС-18
 15.06.1966 – ПЗС-20

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: «Амурская Верфь» Завод №199 (2)

5

 Л-11

284

10.06.1934

04.12.1936

05.11.1938 (06.11.1938)

 заложена на заводе №198
 10.06.1949 – Б-11

6

 Л-12

286

10.06.1934

07.11.1936

09.12.1938

 заложена на заводе №198
 10.06.1949 – Б-12
 13.03.1959 – УТС-11



4. История проекта:


После учета накопленного значительного опыта проектирования, строительства и эксплуатации плавающих подводных лодок,  проект подводной лодки II серии типа «Л» был переработан и практически был создан новый проект. 2 февраля 1934 года вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР о постройке шести больших подводных лодок II бис серии (в дальнейшем - XI серия) для Тихоокеанского флота. Но еще 3 декабря 1933 года на Балтийском заводе уже обсуждался вопрос, как строить и транспортировать эти лодки на Дальний Восток. Предполагалось строить их силами Балтийского завода и завода № 198 и отправлять по железной дороге отдельными секциями на специальных транспорте­рах так же, как это делалось при постройке подводных лодок типа «Щ», в Комсомольске-на-Амуре, на Амурверфи, где они должны были достраиваться и сдаваться после испытаний Военно-Морскому Флоту. Руководство строительством, включая и достройку их на месте на Дальнем Востоке, возлагалось на Балтийский завод. Здесь было орга­низовано Бюро достройки XI серии во главе с заместителем главного инженера завода Н. В. Григорьевым (заместителем начальника Бюро достройки был назначен конструктор ЦКБС-2 А. А. Правдин). Пред­полагалось организовать в Комсомольске-на-Амуре отделение Балтий­ского завода во главе со строителями Малолетко и Радзиевским. Однако вскоре выяснилось, что строительство Амурверфи, ведущееся Дальпромстроем (ДПС), значительно отстает от намеченных сроков, в связи с чем Амурверфь не может обеспечить достройку и сдачу пер­вых лодок XI серии, которые должны быть ее первой продукцией. Тогда было решено, что четыре лодки будут достраиваться на Дальзаводе, и только последние две лодки будут достраиваться на Амурверфи. Первые три подводных лодки строил Балтийский завод («Л-7», «Л-8» и «Л-9») и, поскольку они все достраивались на Дальзаводе, вопрос об организации отделения Балтийского завода на Амурверфи отпал. Остальные три лодки строил завод № 198, одна из них («Л-10») достраивалась на Дальзаводе, а две остальных («Л-11» и «Л-12»)— на Амурверфи.

Для ускорения работ по подводным лодкам XI серии и сдачи их в установленный правительством срок были проведены некоторые ме­роприятия, в том числе удлинен до 11 ч рабочий день для работающих на подводных лодках XI серии. На Балтийском заводе на этом режи­ме работало около 760 чел., и в месяц они перерабатывали свыше 76000 сверхурочных часов. Уже в марте 1934 года цехам были выданы корпусные чертежи.

При сопоставлении проектов подводных лодок типа «Л» II и XI серий видно, что тактико-технические элементы подводных лодок XI серии меняли в основном в отношении увеличения торпедного оружия (на четыре запасных торпеды) и дальности плавания, т. е. в направлении развития тех качеств, которые делают лодку способной помимо постановки минных заграждений вести активные боевые действия на коммуникациях противника в удаленных от баз районах. В подводную лодку XI серии был внесен ряд конструктивных изменений.

Основные изменения, которые были внесены в подводные лодки XI серии, по сравнению с подводными лодками II серии:

- Изменен теоретический чертеж - удлинена носовая часть с на­клонным форштевнем.

- Конструкция корпуса переработана с таким расчетом, что обеспечивалась более рациональная разбивка на секции для перевозки по железной дороге.

- Прочная рубка сделана в виде горизонтального цилиндра.

- Аккумуляторные ямы сделаны изолированными по образцу подводных лодок I серии.

- Число запасных торпед доведено до десяти против шести на II серии.

- Оба перископа вынесены в рубку, благодаря чему увеличилась глубина погружения лодки при ходе под перископом и уменьшилась опасность таранных ударов по рубке надводными кораблями.

- Сняты электротурбокомпрессоры низкого давления; продувание главного балласта стало производиться дизелями, работающими как компрессор.

- Кулачная муфта между электромотором и упорным валом за­менена муфтой «Бамаг», что обеспечивало быстрое ее выключение при переходе от зарядки батареи на работу дизеля на винт.

- Переработано внутреннее размещение в целях обеспечения доступности к приводам открывания кингстонов цистерн главного балласта.

- Полностью переработана система сжатого воздуха и аварийного продувания.

- Сняты электромоторы экономического хода под водой, эконом. ход стал достигаться при работе главных электромоторов.

- В целях борьбы с коррозией стальная арматура трубопроводов забортной воды заменена на бронзовую.

- Улучшена обитаемость лодки за счет изменения компоновки жилых отсеков.

- Установлен электроопреснитель (фирмы «Энгиш»).

- Глушитель сделан двухтельным по образцу подводных лодок X серии.

- Перья рулей сделаны профилированными авиационного типа.

- Несколько опущены минные трубы.

- На упорном подшипнике линии вала установлен упоромер.

- Кингстоны балластных цистерн сделаны по типу дифференциальных захлопок, кормовая балластная цистерна кингстона не имела и заполнялась через шпигаты.

- Улучшена конструкция пневматических машинок открывания кингстонов.

- Установлен добавочный пост управления вертикальным рулем в рубке.

- Увеличено число отсеков до семи (кормовой отсек разделен на две части).

- Станция управления электромоторами разделена на две части, размещенные по бортам.

- Установлен отдельный дифферентовочный насос, производительностью 6-8 т/ч.

- Исключены палубные цистерны, считаюсь, что они удлиняют время погружения подводной лодки, имеют малую живучесть, особенно во время артиллерийского боя и возможных таранных ударов, а действие всего вооружения подводной лодки в надводном положении может быть обеспечено и без наличия палубных цистерн.

В остальном подводные лодки XI серии ничем не отличались от подводных лодок II серии.

Но реализовать все возможности для улучшения проекта в подводных лодках XI серии не удалось из-за жестких сроков строительства.

Время погружения и всплытия по сравнению с подводными лод­ками II серии изменилось незначительно. При переходе лодки из крей­серского положения в подводное под топ перископа при заранее откры­тых кингстонах цистерн главного балласта без хода с использованием цистерны быстрого погружения оно составляло 70-75 с, а всплытие лодки в крейсерское положение при продутой средней цистерне путем продувания главного бал­ласта одним дизелем - 5 мин 55 с. Время аварийного продувания всего главного балласта на пери­скопной глубине составляло 3 мин 47 с.

Во время испытаний подвод­ной лодки «Л-7» при проведении глубоководного погружения лод­ки в районе острова Аскольд на глубине 75 м раздался треск. Оказалось, что забортным дав­лением раздавило забортную красномедную трубу продувания главного балласта низким давлением диаметром 205х219 мм. После этого случая трубы, под­верженные полному наружному забортному давлению, стали пре­дусматриваться стальными.

Приемные комиссии отмечали следующие недостатки подвод­ных лодок XI серии, выявленные в процессе испытаний:

- Не выдержаны скорости и районы плавания ими, оговорен­ные спецификацией на постройку лодок.

- Значительный шум при работе миносбрасывающего устройства. Предложено заменить штанговое устройство на тросовое, как показавшее при сравнительных испытаниях лучшие ре­зультаты. Трещины на крышках ци­линдров дизелей, усиленная кор­розия блоков и цилиндровых вту­лок дизелей.

- Заедание привода захлопки глушителя в связи с осаждением соли на рабочих поверхностях деталей привода захлопки и другие более мелкие недостатки.

На лодках, достраивавшихся и сдававшихся на Дальзаводе, строителями и ответственными сдатчиками были Е.П. Егоров и А.3. Голланд, а на лодках, сдававшихся на заводе в Комсомольске-на-Амуре - К.Ф. Терлецкий.


5.Схема проекта:


Л XI

Общая схема. Укрупненный чертеж (240 Кб)


Общее расположение подводной лодки типа "Л" XI серии:

1 - цистерна главного балласта; 2 - дифферентная цистерна; 3 - уравнительная цистерна; 4 - цистерна быстрого погружения; 5 - прочная рубка; 6 - торпедный, аппарат;

7 - запасная торпеда; 8 - минная труба; 9 - перископ; 10 - дизель; 11 - главный гребной электродвигатель; 12 - аккумуляторная батарея.


Л XI


Подробная схема. Укрупненный чертеж (418 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Л XI серии *

1 - волнорезные щиты; 2 - торпедный аппарат; 3 - баллон воздуха высокого давления; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - носовая и кормовая дифферентные цистерны; 7 - брашпиль; 8 - привод брашпиля; 9 - кнехты; 10 - носовые горизонтальные рули; 11 - запасные торпеды; 12 - торпедопогрузочный люк; 13 - входной люк; 14 - аварийный телефонный буй; 15 - койки: 16 - рундуки; 17 - обеденные столы; 18 - стрельбовой баллон; 19 - цистерны питьевой воды; 20 - торпедозаместительная цистерна; 21 - цистерна кольцевого зазора; 22 - трюмный поршневой насос ТП-18; 23 - гальюнная выгородка; 24 - душевая; 25 - 4-х местная каюта; 26 - кают-компания; 27 - штурманский пост; 28 - сушилка для одежды; 29 - камбуз; 30 - 5-ти местная каюта; 31 - одноместная каюта; 32 - каюта командира; 33 - каюта старшинского состава; 34 - диван; 35 - аккумуляторная батарея; 36 - стол; 37 - топливная цистерна; 38 - 100-мм орудие; 39 - штурвальная тумба вертикального руля; 40 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 41 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 42 - распределительный щит сети освещения; 43 - радиорубка; 44 - шахта зенитного перископа; 45 - шахта командирского перископа; 46 - трубопровод судовой системы вентиляции; 47 - штурманский стол; 48 - осушителыный центробежный насос Р-130; 49 - лебедка зенитного перископа; 50 - лебедка командирского перископа; 51 - снарядный погреб; 52 - уравнительная цистерна; 53 - цистерна быстрого погружения; 54 - боевая рубка; 55 - зенитный перископ; 56 - командирский перископ; 57 - ящики для сигнальных флагов; 58 - 45-мм орудие; 59 - леерная антенна; 60 - палубные стойки антенны; 61 - вольтопонижающий агрегат (бустер); 62 - компрессор воздуха высокого давления; 63 - умывальник; 64 - клапан подачи воздуха к дизелям; 65 - шахта подачи воздуха к дизелям; 66 - шлюпка; 67 - леерное ограждение; 68 - масляный холодильник; 69 - резервный масляный насос; 70 - дизель 42БМ6; 71 - носовая муфта "Бамаг"; 72 - газоотвод дизеля; 73 - цистерна чистого масла; 74 - цистерна циркуляционного масла; 75 - электровентилятор гребных электродвигателей; 76 - щит управления гребными электродвигателями; 77 - гирокомпас; 78 - гребной электродвигатель; 79 - кормовая муфта "Бамаг"; 80 - упорный подшипник "Митчеля"; 81 - опорный подшипник, 82 - ручной тормоз линии вала; 83 - привод кормовых горизонтальных рулей; 84 - минные трубы; 85 - кормовой шпиль; 86 - вертикалыный руль; 87 - кормовые горизонтальные рули; 88 - гребные винты; 89 - цистерны главного балласта; 90 - ограждение горизонтальных рулей; 91 - глушитель газоотвода дизеля; 92 - доковый киль; 93 - трап.


* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение           надводное                       -        1040 (1025?)т

                                    подводное                       -        1335 (1321?)т

Скорость                      в надводном положении -        14,5 узлов

                                    в подводном положении  -        8,5 узлов

Дальность плавания     в надводном положении -        7500 (10уз) миль, при усиленном запасе топлива

                                    в подводном положении -        135 (2,5уз), 12,5 (8,5уз) миль

Размерения                                                         -        79,9х7,0х4,0 м

Запас плавучести,   %   от  норм.  водоизм.         -        28

Глубина погружения предельная, м                     -        90

Глубина погружения рабочая, м                           -        75

Начальная метацентрическая высота в НП, м       -        0,69

Начальная метацентрическая высота в ПП, м       -        0,21

Время непрерывного пребывания под водой

при использовании всех средств регенерации, ч  -        72

Экипаж                                                                -        52 (55?)человека

Вооружение                  533мм НТА                      -        6 шт.>

                                    орудие Б-2 100мм            -        1 шт.                           

                                    орудие 21-К  45мм           -        1 шт.

                                    мины                               -        20 шт.

Общее количество торпед, шт                             -        16

Кормовые минные трубы для мин типа ПЛТ, шт.   -        2

Автономность                                                      -        28 суток

Двигатели                     дизель 42БМ6                 -        2х1100 л.с.

                                    электродвигатель ПГ        -        2х650 л.с.

Аккумуляторная батарея ЛС

по 112 элементов в группе, число групп                       -           3


7. Источники:


- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945.часть 3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. Т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунки и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.2
- Реферат «Развитие советского подводного кораблестроения».
- Журнал «Подводный флот» №5.
- Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», издательство «Военное издательство», Москва,1988.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024