Проект 670 «Скат» (NATO – “Charlie-I”).
Модификации: 06709.
1. Количество подводных лодок проекта: 11
2. Изображение проекта:
Вид сбоку и сверху
КрПЛ К-212 после модернизации
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (11) | ||||||
1 |
701 |
09.05.1964 |
02.08.1966 |
06.11.1967 |
1984 – мод. по пр. 06709 | |
2 |
702 |
06.02.1965 |
20.03.1968 |
28.12.1968 |
15.01.1978 – К-212 | |
3 |
703 |
02.12.1965 |
31.07.1968 |
30.12.1968 |
28.04.1992 – Б-25 | |
4 |
704 |
25.11.1966 |
29.04.1969 |
31.10.1969 |
25.07.1977 – К-121 | |
5 |
705 |
14.07.1966 |
16.07.1969 |
16.12.1969 |
28.04.1992 – Б-313 | |
6 |
711 |
29.12.1967 |
19.02.1970 |
20.09.1970 |
28.04.1992 – Б-308 | |
7 |
712 |
30.04.1968 |
27.03.1971 |
15.09.1971 |
до 02.1970 - К-302 | |
8 |
713 |
17.01.1969 |
11.07.1970 |
01.12.1970 |
до 02.1970 - К-320 | |
9 |
714 |
06.09.1969 |
04.06.1971 |
05.11.1971 |
28.04.1992 – Б-325 | |
10 |
715 |
26.01.1971 |
22.04.1972 |
15.09.1972 |
24.06.1983 – затонула, поднята | |
11 |
721 |
16.11.1971 |
07.09.1972 |
26.11.1972 |
28.04.1992 – Б-201 | |
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 670: |
4. История проекта:
В конце 50-х годов в СССР развернулись
работы по формированию облика атомных подводных лодок 2-го поколения,
предназначенных для крупносерийного производства и призванных решать различные
боевые задачи, одной из которых традиционно являлась борьба с авианосцами, а
также другими крупными кораблями противника.
После рассмотрения ряда предложений
конструкторских бюро техническое задание на разработку относительно простой и
дешевой атомной подводной лодки проекта 670
(шифр “Скат”), оптимизированной для нанесения ударов крылатыми
ракетами и торпедами по боевым кораблям и судам противника, следующим в составе
конвоев, было выдано горьковскому СКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ
“Лазурит”) в мае 1960 г. Этот молодой конструкторский коллектив, образованный в
1953 году при заводе “Красное Сормово”, ранее занимался работами по
дизель-электрическим лодкам проекта 613 (в частности, готовил документацию по
этим кораблям, предназначенную для передачи Китаю), поэтому создание первого
атомохода стало для СКБ серьезным испытанием.
Проект был разработан ЦКБ-112 на основе РЭВ,
энергетического и другого оборудования, создаваемого промышленностью для
серийных АПЛ второго поколения, а также с использованием технического задела в
части ракетного вооружения, полученного при разработке и постройке ПЛАРК проекта
661. В качестве корпусного материала ПЛАРК
проекта 670 была
принята сталь. Спроектированная для строительства на внутренних заводах,
специализирующихся на постройке ПЛ, ПЛАРК имела ограничения по водоизмещению
и главным размерениям, обеспечивающим ее спуск на воду и последующую
транспортировку по внутренним водным путям к местам достройки и базирования.
Для выполнения требований ТТЗ ВМФ с учетом ограничений по постройке ПЛАРК, ее
ракетный боекомплект был ограничен восемью ПКР «Аметист», уменьшена по
сравнению с АПЛ второго поколения других типов предельная глубина погружения,
принята одновальная, однореакторная АЭУ с уменьшенной в четыре раза, по
сравнению с АЭУ ПЛАРК проекта 661, мощностью. ПЛАРК сконструирована однокорпусной, в средней по
длине, части корабля. В носовой части ПК был выполнен в форме двойной
вертикальной восьмерки для компактного расположения ракетных контейнеров в
междубортном пространстве. Создание ПЛАРК проекта 670, как и других АПЛ второго поколения,
велось высокими темпами. При этом разработка и производство комплектующего
оборудования отставали по срокам от проектирования и строительства ПЛАРК. Это
касалось ракетного комплекса, ГТЗА, ГАК и др. и привело к тому, что
массогабаритные характеристики комплектующего оборудования, принятые в проекте
АПЛ, иногда отличались в меньшую сторону от поставляемых на строящиеся корабли.
В результате пришлось дважды корректировать технический проект и при второй
корректировке увеличить длину ПК примерно на четыре метра.
Главным конструктором лодки проекта 670 был назначен В.П.
Воробьев, главным наблюдающим от ВМФ - Б.Р. Мастушкин.
Основным отличием нового корабля от ПЛАРК
первого поколения (проекты 659 и 675) являлось оснащение его ракетным
противокорабельным комплексом “Аметист” с подводным стартом (головной
разработчик - ОКБ-52). Правительственное постановление о создании этого
комплекса вышло 1 апреля 1959 г.
Одной из наиболее сложных проблем при
разработке проекта новой ПЛАРК, серийное строительство которой предполагалось
организовать в г. Горьком, в самом центре России, на удалении более тысячи
километров от ближайшего моря, было удержание размеров и водоизмещения корабля
в пределах, допускающих его транспортировку по внутренним водным путям.
В результате конструкторам пришлось
принимать (и “пробивать” у заказчика) ряд нетрадиционных для нашего флота
технических решений, противоречивших “Правилам проектирования подводных лодок”.
В частности, было решено перейти на одновальную схему, а также пожертвовать
обеспечением надводной плавучести при затоплении любого из водонепроницаемых
отсеков. Все это позволило уложиться в рамках эскизного проекта в нормальное
водоизмещение 2400 т (впрочем, в процессе дальнейшего проектирования этот
параметр все же увеличился, превысив 3000 т).
По сравнению с другими лодками 2-го
поколения, проектировавшимися под мощный, но довольно крупногабаритный и
тяжелый гидроакустический комплекс “Рубин”, на проекте 670 было решено остановиться на более компактном ГАК “Керчь”.
В 1959 году в ОКБ-52 был разработан
эскизный проект ракетного комплекса “Аметист”. В отличие от “Челомеевских” ПКР
первого поколения П-6 и П-35, где использовался ТРД, на ракете с подводным
стартом было решено применить твердотопливный ракетный двигатель, что
существенно ограничило максимальную дальность стрельбы. Однако другого решения
в то время просто не существовало, так как на технологическом уровне конца 50-х
годов не представлялось возможным создать систему запуска воздушно-реактивного
двигателя в полете, после старта ракеты. Испытания ПКР “Аметист” начались в
1961 году.
ПКР
«Аметист» могла стартовать с глубин до 30 м, при скорости хода носителя не
более 5,5 уз и волнении моря до 5 баллов. КСУ ПКРК «Аметист» была сопряжена с
ГАК «Керчь-670», НК «Сигма-670» и ПУТС «Ладога П-670», получая от них пеленг
цели, скорость его изменения, дистанцию до цели, параметры ее движения (курс,
скорость), свой курс и свою скорость, углы бортовой и килевой качки. ПКР
«Аметист» при дальности стрельбы около 80 км имела низкую траекторию полета
(около 50 - 60 м) и могла автоматически выбирать самую крупную цель в ордере. В
случае необходимости ракета поражала цели избирательно (БСУ оснащалась
соответствующей логической системой). Предстартовая подготовка обеспечивалась
аналоговой КСУ «Аметист». Одновременно проверялось четыре ракеты. Стрельба
могла выполняться двумя четырехракетными залпами. АПКРРК пр. 670 могли осуществлять поиск цели и
производить ракетную атаку, используя собственный ГАК. Они были способны
длительное время следить за авианосцами и наносить по ним удары. Эта задача
решалась благодаря низкой шумности (по сравнению с другими отечественными МЦПЛ
первого и второго поколений) и малому подлетному времени ПКР «Аметист», что
значительно осложняло организацию противодействия им.
Утверждение технического проекта нового
атомохода состоялось в июле 1963 г. ПЛАРК 670-го
проекта имела двухкорпусную архитектуру с веретенообразными обводами легкого
корпуса, имеющего в носовой части эллиптическое сечение, обусловленное
размещением ракетного вооружения.
Применение крупногабаритных
гидроакустических систем, а также стремление обеспечить им максимально
возможные углы обзора в кормовых секторах, вызвали “притупление” носовых
обводов. По этим же причинам часть приборов пришлось разместить в верхней части
носовой оконечности легкого корпуса. Передние горизонтальные рули (впервые в
практике отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней
части лодки.
В дальнейшем, уже в ходе модернизации ПЛАРК проекта
670, перед ограждением выдвижных
устройств рубки установили гидродинамический стабилизатор - плоскость с
отрицательным углом атаки, компенсирующую излишнюю плавучесть несколько
“раздутого” носа.
Прочный корпус корабля был выполнен из
стали АК-29. В носовой оконечности на протяжении 21 м он имел своеобразную
форму “тройной восьмерки”, образованной цилиндрами относительно малого
диаметра, что было обусловлено необходимостью размещения в легком корпусе
ракетных контейнеров. АПКРРК пр. 670
являлась лодкой смешанного архитектурно-конструктивного типа. В оконечностях
она имела двухкорпусную конструкцию, причем легкий корпус в корме был выполнен
в форме веретена, а в носовой оконечности—в виде эллипсоида вращения. В средней
части (в районе ограждения выдвижных устройств и боевой рубки) корабль имел
только прочный корпус с легкой надстройкой. Единственная отечественная ПЛА
второго поколения (не считая проекта 670М),
которая имела предельную глубину погружения, ограниченную 300 м. Объясняется
это тем, что малые размеры корабля и его довольно мощное вооружение не
позволили увеличить толщину стенок прочного корпуса до требуемой величины.
Прочный корпус изготовлялся из высокоуглеродистой стали, а легкий корпус,
надстройки и ограждение выдвижных устройств - из маломагнитной стали или
алюминиево-магниевых сплавов. В обтекателях антенн ГАК, проницаемых частях
кормовой оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы. Все
наружные поверхности легкого корпуса, надстройка и ограждение рубки, а также
наружная поверхность прочного корпуса были облицованы резиновым
противогидролокационным покрытием.
Прочный корпус делился водонепроницаемыми переборками на семь отсеков:
1-й - торпедный, жилой и аккумуляторный;Носовая концевая переборка, а также шесть межотсечных переборок были выполнены плоскими, они должны были выдерживать давление до 15 кгс/см2.
Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали и АМГ, а надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки - из алюминиевого сплава. В обтекателях гидроакустических антенн, а также в проницаемых частях кормовой оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы. Применение столь разнородных материалов, в ряде случаев образующих гальванические пары, потребовало принятия специальных мер по защите от коррозии (цинковые протекторы, прокладки и т.п.).
Для снижения гидродинамического шума при движении с большой скоростью, а также улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подводных лодках были применены механизмы закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий.
Главная энергетическая установка мощностью 15.000 л. с. в значительной степени была унифицирована с вдвое более мощной ГЭУ скоростной АПЛ проекта 671 - однореакторная. ППУ ОК-350 включала водоводяной реактор ВМ-4 (89,2 мВт). Турбина ГТЗА-631 приводила во вращение пятилопастный гребной винт (в дальнейшем в процессе модернизации лодка получила новые малошумные четырехлопастные винты диаметром 3,92 и 3,82 м, установленные по схеме “тандем”). Имелось два вспомогательных водомета с электоприводом (мощность - 270 кВт), обеспечивающих возможность движения со скоростью до 5 узлов.
Как и на других атомоходах второго поколения, на лодке проекта 670 в системе генерирования и распределения электроэнергии был использован трехфазный переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц.
Корабль был оснащен двумя автономными турбогенераторами ТМВВ-2 (2000 кВт), дизель-генератором переменного тока мощностью 500 кВт с дистанционной автоматизированной системой управления, а также двумя группами аккумуляторных батарей (по 112 элементов каждая).
Специально для АПКРРК проекта 670 был спроектирован реактор большой мощности. Насосная выгородка реакторного отсека отсутствовала, а традиционно размещаемые в ней насосы 3-го и 4-го контуров расположили в отсеках, смежных с реакторным. Такая компоновка обеспечивала охлаждение реактора в случае обесточивания или другой крупной аварии в одном из отсеков. Трубопроводы забортной воды, охлаждающей оборудование ГЭУ, были в максимальной степени упрощены за счет исключения традиционных перемычек между бортами. Все механизмы и их фундаменты имели звукоизолирующую амортизацию. Они, а также переборки и палубные настилы, были облицованы вибродемпфирующим покрытием. Корабль имел два резервных (левого и правого бортов) движителя — водомета с электроприводами. Их наличие было обусловлено тем, что на лодке была только одна линия вала.
Все наружные поверхности легкого корпуса, надстройка и ограждение рубки также были обшиты резиновым противогидролокационным покрытием. Подобное покрытие имела и внешняя поверхность прочного корпуса. Благодаря этому, а также одновальной и однотурбинной компоновке, лодка проекта 670 имела весьма низкий, для своего времени, уровень акустической заметности (среди отечественных атомоходов 2-го поколения ПЛАРК проекта 670 считалась наиболее “тихой”). На полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот ее шумность не превышала 80 децибел, в звуковом диапазоне - 110 децибел и в инфразвуковом - 100 децибел, причем большая часть акустического диапазона совпадала с естественными шумами моря.
Для уменьшения сопротивления движению все отверстия и вырезы легкого корпуса закрывались обтекателями, а ограждение выдвижных устройств имело «лимузинную» форму.
Для снижения магнитной заметности на подводной лодке было смонтировано размагничивающее устройство.
Гидравлическая система корабля разделялась на три автономные подсистемы, служащие для привода общекорабельных устройств, крышек ракетных контейнеров, а также рулей. В процессе эксплуатации лодок рабочая жидкость гидросистемы, из-за своей пожароопасности являвшаяся предметом постоянной “головной боли” экипажей, была заменена на новую, менее горючую.
ПЛАРК проекта 670 имела стационарную электролизную систему регенерации воздуха (что позволило отказаться и от другого источника повышенной пожарной опасности - регенерационных патронов). Эффективную борьбу с огнем обеспечивала система объемного фреонового пожаротушения.
Корабль был оснащен инерциальным навигационным комплексом “Сигма-670”, точностные характеристики которого в 1,5 раза превосходили соответствующие характеристики навигационной аппаратуры лодок 1-го поколения.
Гидроакустический комплекс “Керчь” обеспечивал дальность обнаружения до 25 км. Для управления боевыми средствами на борту лодки была размещена БИУС “Брест”.
По сравнению с лодками 1-го поколения на корабле проекта 670 был резко увеличен уровень автоматизации. Для сокращения численности экипажа был установлен комплекс систем управления боевыми и техническими средствами с высокой степенью автоматизации и контроля. В частности, автоматизировались управление движением лодки по глубине и курсу, стабилизация на ходу и без хода, процесс погружения и всплытия, предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой к ракетной и торпедной стрельбе и т. п.
Была несколько улучшена обитаемость. Весь личный
состав корабля обеспечивался индивидуальными спальными местами. Имелись
кают-компании для офицеров и столовая матросского и мичманского состава.
Улучшился дизайн внутренних помещений. На корабле были применены лампы дневного
света.
Ракетное вооружение ПЛАРК 670-го проекта - восемь ПКР “Аметист” - располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту. На ПЛАРК проекта 670 ПКР «Аметист» находились в восьми контейнерах, побортно расположенных в междубортном пространстве носовой части корабля. Размеры и угол наклона контейнеров к основной плоскости ПЛ приняты такими же как на ПЛАРК проекта 661. Придание ПК формы в виде двойной восьмерки позволило разместить на ПЛ с относительно небольшой шириной наружного корпуса крупногабаритные ракетные контейнеры и сохранить на корабле хорошо обтекаемые обводы, характерные для современных одновальных ПЛ. Однако это привело к усложнению конструкции ПК в районе перехода от «восьмерочной» к цилиндрической части корпуса. В целом в разработанном проекте 670 были получены достаточно высокие элементы корабля. Например, нормальное водоизмещение ПЛАРК соответствовало водоизмещению многоцелевой (торпедной) АПЛ проекта 671, спроектированной в этот же период времени, а скорость полного подводного хода выше, чему ПЛАРК проекта 675 при вдвое меньшей мощности АЭУ.
Твердотопливная ракета П-40 (4К-66) стартовой массой 2900 кг имела максимальную дальность стрельбы 80 км и скорость 1160 км/ч. Она была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло, автоматически раскрывающееся после старта. Полет проходил на относительно малой высоте (50-60 м), что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения ПКР обеспечивала автоматический выбор наиболее крупной цепи в ордере (т.е. цели, имеющей наибольшую отражающую поверхность). В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами (тротиловый эквивалент - 1 кг), а также шесть ракет с обычными БЧ массой порядка 1000 кг.
Торпедное вооружение корабля размещалось в носовой
части и включало четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 12 торпед
53-65к или СЭТ-65, а также (в некоторых источниках) два 400 мм ТА (четыре торпеды СЭТ-40 или МГТ-2).
Вместо торпед лодка могла брать на борт до 26 мин. Кроме того, в торпедный
боекомплект входили и ложные цели “Анабар”.
С 1967 по 1973 гг. в Горьком было построено 11 ПЛАРК проекта 670.
После транспортировки в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу, лодки переводились в Северодвинск, где осуществлялась их окончательная достройка, испытания и сдача заказчику. Следует заметить, что на начальных этапах реализации программы рассматривался вариант сдачи ПЛАРК проекта 670 на Черном море. Однако он был отвергнут, в первую очередь, по геополитическим соображениям (пресловутая проблема Черноморских проливов).
Приемный акт по головному кораблю серии - К-43 - был подписан (вполне в духе времени) 6 ноября 1967 г., в канун 50-й годовщины “Великого Октября”. 3 июля 1968 г., после испытаний на К-43, на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс “Аметист” с ракетой П-40.
ПЛАРК К-43 вошла в состав 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного Флота. В дальнейшем в это соединение были включены и остальные корабли проекта 670.
Подводные лодки проекта 670 приступили к несению боевой службы в 1972 г. Они осуществляли слежение за американскими авианосцами, активно привлекались к участию в различных учениях и маневрах, наиболее крупными из которых были “Океан-75”, “Север-77”, “Разбег-81” и другие.
На Западе кораблям проекта 670 было присвоено имя Charlie (“Чарли”) или Charlie 1. Следует заметить, что появление новых ракетоносцев в составе Cоветского флота заметно “усложнило жизнь” американским авианосным соединениям. Обладая меньшей шумностью, чем их предшественники - ПЛАРК проекта 675, “Чарли” были значительно менее уязвимы от противолодочных средств противника, а подводный старт ракет делал применение их “главного калибра” значительно более эффективным. Относительно низкая дальность стрельбы комплексом “Аметист” требовала сближения с целью на дальность 60-70 км. Однако это имело и свои плюсы - малое подлетное время трансзвуковых маловысотных ракет делало организацию противодействия их удару из-под воды с “кинжальной” дистанции весьма проблематичным.
Одним из основных районов, где несли боевую службу корабли проекта 670, являлось Средиземное море. В 70-80-х годах там тесно переплелись интересы двух “сверхдержав” - СССР и США. Главной целью советских ракетоносцев были боевые корабли 6-го американского флота. Следует признать, что географические условия Средиземноморья делали лодки 670-го проекта наиболее грозным оружием на данном театре. Их присутствие вызывало вполне обоснованное беспокойство американского командования, не имевшего в своем распоряжении сколько-нибудь надежных средств противодействия этой угрозе. Эффектной демонстрацией боевых возможностей “Чарли” стали ракетные стрельбы по мишени, проведенные в Средиземном море в мае 1972 г, К-313 (командир капитан 2 ранга С.Я. Згурский).
Постепенно география походов “Cевероморских” лодок проекта 670 расширялась. В январе-мае 1974 г. состоялся уникальный 107-суточный переход К-201 (командир капитан 2 ранга В.Д. Хайтаров) совместно с АПЛ проекта 671 К-314 с Северного на Тихоокеанский флот по южному маршруту через Индийский океан. 10-25 марта лодки совершили заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажам был предоставлен кратковременный, отдых, после чего плавание продолжалось, успешно завершившись на Камчатке в начале мая.
В апреле 1977 г. К-429
под командованием капитана 1 ранга В.Т. Козлова (старший на борту контр-адмирал
Е.Д. Чернов) совершила переход Северным морским путем с СФ на ТОФ, где 30
апреля 1977 г. ПЛАРК вошла в состав 10-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок,
базирующейся на Камчатке.
В августе-сентябре 1979 г. подобный переход,
продолжавшийся 20 суток, выполнила К-302
(командир капитана 2 ранга М.А. Мажуго). В дальнейшем по “Севморпути” прибыли
на Тихий океан К-43 (1980 г.), К-121 (до 1977 г.), К-143 (1983 г.), К-308 (1985 г.) и К-313
(1986 г.).
К-212 и К-325 22
августа - 6 сентября 1978 г. совершили первый в истории подводного плавания
групповой трансарктический подледный переход на Тихий океан. Группой командовал
контр-адмирал Р.А. Голосов. Первоначально планировалось, что первая лодка,
пройдя подо льдами из Баренцева моря в Чукотское, передаст сигнал о всплытии,
после чего в путь отправится второй корабль. Однако Р.А. Голосов предложил
более эффективный и надежный способ перехода - в составе тактической группы,
что уменьшало риск подледного плавания однореакторных лодок (при выходе из
строя реактора на одной из ПЛАРК другая лодка могла бы оказать ей помощь в
поисках полыньи). Кроме того, у лодок в группе существовала возможность
поддерживать связь между собой при помощи УЗПС в телефонном режиме, что
позволяло кораблям взаимодействовать друг с другом. Групповой переход удешевлял
и вопросы надводного (или “надледного”) обеспечения. За участие в этой операции
командиры кораблей - капитан 3 ранга А.А. Гусев и капитан 2 ранга В.П. Лушин, а
также командир 11-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии капитан 1 ранга Е.А.
Томко и контр-адмирал Р.А. Голосов были удостоены звания Герой Советского
Союза.
Все “Тихоокеанские” корабли проекта 670 вошли в состав 10-й дивизии 2-й
флотилии ПЛ. Их основной задачей являлось слежение (а при получении
соответствующего приказа - и уничтожение) американских авианосцев. В частности,
К-201 в декабре 1980 г. осуществляла
длительное слежение за авианосной ударной группой, возглавляемой авианосцем
“Корал Си” (за что была удостоена благодарности Главкома ВМФ). Из-за нехватки
на ТОФ противолодочных подводных АПЛ “Тихоокеанские” ПЛАРК 670-го проекта привлекались и для решения задач по поиску
американских подводных лодок в районах боевого патрулирования наших РПКСН.
Часть кораблей во
время проведения среднего ремонта модернизировали, заменив ГАК «Керчь-670» на
ГАК «Рубикон» и установив перед ограждением выдвижных устройств и боевой рубки
гидродинамический стабилизатор (такой же, как и на АПКРРК проекта 670М).
Кроме того, в процессе, эксплуатации на всех лодках пятилопастный гребной
винт заменили на два малошумных четырехлопастных винта, установленных по схеме
«тандем». Кроме того, в кормовой части ограждения выдвижных устройств и боевой
рубки лодки К-87 смонтировали
экспериментальную станцию ОГС, которая оказалась не эффективной и на другие
корабли не устанавливалась.
Один из кораблей проекта 670 стал первой атомной подводной лодкой военно-морского флота
Индии. Эта великая азиатская держава, располагающая довольно мощными ВМС, в
начале 70-х годов приступила к реализации национальной программы создания АПЛ.
Однако семь лет напряженной работы и четыре миллиона истраченных долларов не
привели к ожидаемым результатам, задача оказалась значительно сложнее, чем
первоначально казалось. В итоге было принято решение арендовать один из
атомоходов у СССР - стратегического союзника Индии. Выбор индийских моряков пал
на “Cкат” (корабли этого типа хорошо зарекомендовали себя на Тихоокеанском
театре).
В 1983 году в учебном центре ВМФ во
Владивостоке, а затем на борту К-43,
намеченной для передачи Индии, началась подготовка двух индийских экипажей. К
этому времени лодка уже прошла капитальный ремонт, в результате
которого получила ГАК “Рубикон” и модернизацию по проекту 06709. В ходе работ была установлена
система кондиционирования воздуха, оборудованы новые каюты для офицеров и кубрики для личного состава, снята секретная аппаратура
связи и управления. После завершения обучения экипажей лодка к лету 1987
года была полностью подготовлена к передаче.
Для нового, самого мощного боевого корабля индийского флота, получившего название “Chakra” и тактический номер S-71, были созданы самые благоприятные условия базирования: специальный пирс с 60-тонным краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке на борт лодки подавалась вода, сжатый воздух и электроэнергия. “Chakra” эксплуатировалась в Индии в течение трех лет, при этом приблизительно год проведя в автономных плаваниях. Все учебные ракетные стрельбы завершились прямым попаданием в цель. 5 января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индия прилагала настойчивые усилия продлить лизинг и даже приобрести еще однотипную лодку. Однако Москва (а именно М.С. Горбачев настойчиво искавший дружбы с США) не согласилась на индийские предложения. “Chakra” стала настоящим университетом для индийских подводников. Многие из служивших на ней офицеров в настоящее время занимают ключевые командные посты в ВМС этой страны. Достаточно сказать, что ПЛАРК дала Индии восемь адмиралов. Опыт, полученный в ходе эксплуатации атомохода, позволил продолжить работы по созданию собственной индийской АПЛ, “S-2”.
В 1990-х годах подводные лодки проекта 670 были выведены из боевого состава ВМФ.
5. Схема проекта:
Продольный разрез АПКРРК пр. 670:
1 - основные антенны ГАК «Керчь»; 2 - 533-мм ТА; 3 - навигационный обнаружитель круговой (НОК); 4 - якорный шпиль; 5 - торпедопогрузочный люк; 6 - запасные торпеды; 7 - носовой аварийный буй; 8 - носовой (ракетный и торпедный) отсек; 9 - пост КСУ ПКРК «Аметист»; 10 - носовая дифферентная цистерна; 11 - цистерна кольцевого зазора; 12 - торпедозаместительная цистерна; 13 - прочные ЦГБ; 14 - носовая группа АБ; 15 - носовой горизонтальный руль; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - шахта ВСК; 18 - баллоны ВВД; 19 - уравнительные цистерны; 20 - третий (центральный) отсек; 21 - кормовая группа АБ; 22 - перископ ПЗНС-10; 23 - антенна «Тополь» комплекса связи; 24 - антенна радиопеленгатора «Весло-П»; 25 - антенный пост РЛК; 26 - РКП; 27 - антенна СОРС «Залив-П»; 28 - желоб для укладки антенны ПМУ «Тополь»; 29 - центральный пост; 30 - четвертый (вспомогательных механизмов) отсек; 31 - цистерны питательной воды; 32 - пятый (реакторный) отсек; 33 - реактор; 34 - парогенераторы; 35 - цистерны биологической защиты; 36 - шестой (турбинный) отсек; 37 - ПТУ; 38 - цистерна турбинного масла; 39 - кормовой люк; 40 - кормовой отсек; 41 - цистерна дизельного топлива (для дизель-генераторов); 42 - приводы кормовых рулей
ВУ КрПЛ проекта 670, первоначальный вариант
1 - АП СОРС «Залив-П»; 2 - ПМУ РКП; 3 - АП РЛК «Альбатрос»; 4 - АП радиопеленгатора «Весло-П»; 5 - ПМУ «Искра»; б - перископ ПЗНС-10
ВУ КрПЛ проекта 670, вариант после модернизации
1 - АП СОРС «Залив-П»; 2 - совмещенное ПМУ РКП и ВАН-М; 3 - АП РЛК «Альбатрос»; 4 - АП радиопеленгатора «Весло-П»; 5 - ПМУ «Искра»; 6 - ПМУ «Анис»; 7 - перископ ПЗНС-10
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 3574-3580 тонн | |
подводное: | 4980 (4560?) тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная под ГТЗА: | 25-26 узла | |
полная надводная под ГТЗА: | 12-13 узлов | |
подводная под РСД: | 4-4,5 узла | |
надводная под ДГ и ГЭД: | 3-3,4 узла | |
дальность плавания | ||
под ДГ и РСД: | 1100 миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 240 метров | |
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 95,6 метров | |
ширина: | 9,6 (9,9?) метра | |
осадка средняя: | 6,9 (7,5?) метра | |
запас плавучести: | 27% | |
конструктивный тип: | смешанный (двухкорпусная и на части длины - однокорпусная) | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 14 | |
ракеты комплекса "Аметист" | 8 ракет П-40 | |
энергоустановка | ||
тип: | атомная | |
состав ППУ ОК-350: | ВВР ВМ-4-1 | |
количество х мощность реакторов, кВт: | 1 х 89000 кВт | |
тип ПТУ: | ГТЗА-615/70 | |
количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: | 1 х 20000 (18800?) л.с. | |
количество х мощность ТГ, кВт.: | 2 х 2000 (типа ОК-2) | |
количество х мощность ДГ, кВт.: | 1 х 500 (типа ДГ-500/1В) | |
количество валов: | 1 | |
тип РСД: | ГЭД переменного тока | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 370 | |
тип движителя РСД: | водомет | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | свинцово-кислотная 28СМ, 2 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 60 суток | |
экипаж: | 77 (90?) человек, в т.ч. 20 офицеров |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Санкт-Петербург, Галея Принт, 2000г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" , ЦНИИ им. ак. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Харвест, АСТ, Минск, Москва, 2001г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017