Rambler's Top100 Тип "С" 9-бис-2 серия;

Тип «С» IX-бис 2 Серии.

Модернизация ПЛ типа "С" IX-бис серии.


1. Количество подводных лодок проекта: 12


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа С IX-бис-2 серии


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод №112 (8)

1

 С-16

272

10.08.1939

24.04.1940

10.02.1943

 достроена на заводе №638
 возможно как IX-бис 2 серии
 18.01.1956 - пер. в ПЗС-28
 27.12.1956 - пер. в ЗАС-3

2

 С-17

273

10.08.1939

24.04.1940

20.04.1945

 достроена на заводе №402
 18.01.1956 - пер. в ПЗС-29
 27.12.1956 - пер. в ЗАС-4

3

 С-18

274

10.08.1939

25.04.1940

20.06.1945

 достроена на заводе №638
 03.11.1956 - пер. в УТС-12

4

 С-22

295

25.06.1940

02.05.1941

25.05.1946

 19.06.1955 - пер. в ПЗС-54
 12.01.1957 - пер. в ЗАС-7
 15.10.1966 - пер. в ПЗС-14

5

 С-23

296

25.06.1940

02.05.1941

27.06.1947

 18.04.1957 - пер. в ЗАС-15

6

 С-24

297

25.06.1940

02.05.1941

18.12.1947

 06.06.1955 – передана КНР

7

 С-25

298

25.06.1940

02.05.1941

29.03.1948

 06.06.1955 – передана КНР

8

 С-26

299

25.06.1940

02.05.1941

29.03.1948

 18.04.1958 - пер. в ЗАС-16
 22.07.1961 - пер. в УТС-1

 НИКОЛАЕВ: Завод №198/Завод №444 (1)

9

 С-35

360

23.02.1940

17.07.1941

06.02.1948

 возможно как IX-бис 2 серии
 26.03.1956 - пер. в ПЗС-36
 27.12.1956 - пер. в ЗАС-6

 ЛЕНИНГРАД: Завод №196 (3)

10

 С-19

132

30.09.1939

14.03.1941

21.02.1944

 достроена на заводе №638
 возможно как IX-бис 2 серии
 10.10.1957 – затоплена

11

 С-20

133

30.09.1939

14.03.1941

19.02.1945

 достроена на заводе №638
 10.10.1957 - затоплена

12

 С-21

134

31.12.1939

25.04.1941

28.03.1946
(03.04.1946)

 достроена на заводе №445
 17.04.1957 - пер. в ЗАС-13
 26.10.1961 – затонула, поднята


4. История проекта:


Начало войны 1941-1945 года сильно затормозило постройку лодок типа «С» IX бис серии. Завод 112 буквально в первые недели войны ускоренно сдал на Балтике С-11, С-12 и С-13, но достройка остальных сормовских лодок затянулась в связи с преходом завода на выпуск танков. Часть спущенных на воду корпусов была переведена вниз по Волге и передана для достройки заводу №638 в Астрахани, не подготовленному к производству столь сложных работ. На темпах достройки ПЛ типа "С" отрицательно сказались также временная эвакуация этого завода во время Сталинградской битвы и нехватка отдельных механизмов и оборудования.

По заданию Управления кораблестроения в ЦКБ-18 с целью упрощения достроенных работ разработали технический проект лодки IХ бис 2 серии, в котором был отчасти учтен опыт эксплуатации. Так, запас пресной воды увеличили с 3,3 до 7,5 т, дистиллированной — с 1,0 до 1,6 т, предусмотрели установку системы беспузырной торпедной стрельбы (на всех лодках начали устанавливать накануне войны), гидроакустической станции "Тамир". Путем усиления средств регенерации время непрерывного пребывания под водой без всплытия было доведено до 120 ч. Проект был утвержден и использован при достройке лодок в Астрахани, а также в Сормово.

В апреле-июне 1942 г. завод 112 сдал на Каспийском море С-14 ("Героический Севастополь") и С-103, а завод 638 в сентябре-декабре того же года С-104 и С-15 ("Колхозница"). Так как у этих кораблей была высокая степень готовности, то, очевидно, что отличия от базового проекта были минимальными. Согласно постановлению ГКО от 22 апреля 1943 г., они были переведены на Север по внутренним водным путям. Лодки переводили в виде экспедиции особого назначения с привлечением АСС ВМФ, пароходств Наркомречфлота и судостроителей. Для преодоления мелководный Северо-Двинской водной системы лодки были максимально разгружены с демонтажем части механизмов и вооружения и установ­лены в специальные доки. Сборка и сдача их Северному флоту осуществлялась в Молотовске на заводе №402. Таким же способом были переведены на Север С-16 ("Герой Советского Союза Нурсеитов") и С-19, сданные астраханским заводом на Каспии в феврале 1944 г. Эти два корабля условно можно отнести к уже доработанному проекту.

Все последующие лодки достраивались с учетом нового технического проекта ЦКБ-18 и их можно относить к модернизированной серии ПЛ типа "С" IX-бис 2 серии. До окончания войны с Германией завод №638 ввел в строй еще С-20, а завод №112 - С-17 ("Советская Сванетия"). В отличие от головной ПЛ IX-бис серии на С-20 были выполнены следующие изменения:
— смонтировано торпедопогрузочное устройство по проекту 601;
— для носовых ТА установлено ручное пневматическое устройство, позволявшее выполнять четырехторпедный залп;
— в уравнительной цистерне №2 выполнена цистерна пресной воды емкостью 4,4 т;
— мостик выполнен закрытым;
— аннулирован трубопровод горячей воды и душа от дизелей;
— не установлены приборы АТС, проложенный кабель законсервирован;
— применена общеямовая вентиляция аккумуляторной батареи взамен ранее применявшейся на лодках этой серии индивидуальной;
— не установлен электроопреснитель — взамен увеличен запас дистиллированной воды до 1,6 т;
— установлены 45 постоянных коек для личного состава вместо 40 по проекту;
— установлена аппаратура перемешивания электролита сжатым воздухом;
— вспомогательные механизмы, аккумуляторная батарея и батарейные автоматы установлены на амортизаторах;
— электроизмерительные приборы, пусковые устройства, слаботочная аппаратура, светильники аварийного освещения, а также 50% ламп нормального освещения выполнены на амортизаторах типа «Лорд»;
— установлена аппаратура стабилизации лодки на глубине без хода типа «Спрут»;
— ТА оснащены приборами БТС с регуляторами режимов;
— установлена аппаратура подзарядки электроторпед типа ЭТ-80;
— аннулирована аппаратура «Сириус» и взамен нее установлена аппаратура УЗПН «Дракон-129»;
— установлена дымоаппаратура ДА-ПЛ;
— установлены стеллажи для мин ПЛТ-3 (или АМД-1000) и погрузочное устройство для них;
— ТА оснащены приборами ПУГ и ПУНО;
— командирский перископ оснащен цепной передачей в составе подъемного устройства взамен тросовой, подъемные устройства обоих перископов амортизированы;
— аннулирован кингстон балластной цистерны №1;
— установлена регенерационная установка типа РУКТ-3;
— вместо упраздненных волнорезных щитов ТА оснащены обтекателями ниш;
— вместо откидных листов на палубе установлены решетки;
— вместо гирокомпаса «Курс-1» установлен гирокомпас «Курс-2» с автоматическим переключением питания;
— вместо импортного манипулятора «Рула-Хан» установлен отечественный, клапанного типа;
— аннулирован гакабортный фонарь на кормовом срезе ограждения рубки;
— аннулированы герметические трубы для подвода кабелей к наружным огням;
— вместо четырехмашинного агрегата гирокомпаса марки ГК-4 установлен четырехмашинный агрегат АК-4-БМ;
— на лодке полностью отсутствовали запасные части к главным дизелям, переданные действующему флоту в 1942 году по решению НК ВМФ.

После войны, в 1945-1948 гг. конструктивные изменения, перечисленные для ПЛ С-20, были за некоторыми незначительными исключениями реализованы также на всех достроенных после войны лодках - в Астрахани на заводе №445 была достроена С-21, завод №112 достроил и сдал С-18, С-22 - С-26, а завод №444 сдал С-35, которая предположительно достраивалась и вооружалась техническими средствами также по проекту ЦКБ-18, хотя и была спущена на воду в июле 1941 года.


5. Схема проекта:


Подводная лодка типа С IX-бис-2 серии

Общая схема. Укрупненный чертеж (345 Кб)



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение, тонн  
  надводное: 840 (ПЛ С-20), 837 (по проекту)
  подводное: 1076 (ПЛ С-20), 1073 (по проекту)
  скорость хода, узлов  
  наибольшая надводная: 18,31 (со снятыми волнорезами для ПЛ С-20), 19,45 (по проекту)
  наибольшая подводная: 8,02 (на перископной глубине для ПЛ С-20), 8,82 (по проекту)
  экономическая надводная: 8,5
  экономическая подводная: 3,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении (нормальный запас топлива):

995/18,31 (для ПЛ С-20)
  в подводном положении:

9,06/8,02 (для ПЛ С-20)
  глубина погружения  
  рабочая: 90 метров
  предельная: 100 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 77,7 метров
  ширина: 6,4 метра
  осадка: 4,0 метра
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 12
  число х калибр артустановок и пулеметов, мм: 1 х 100 (Б-24-Пс), 1 х 45 (21К)
  число х калибр пулеметов, мм: "Максим" и "ДП" 2х7,62
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с.
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 550 л.с.
  обитаемость  
  автономность 30 суток
  экипаж 46 человек

7. Источники:


- "История отечественного судостроения", т.4., Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №2, 2000г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012