Rambler's Top100 Тип "С" 9-бис серия;

Тип «С» IX-бис Серии



Модернизация: тип "С" IX-бис 2 серии.
Нереализованная модификация: носитель самолетов-снарядов.
Дальнейшее развитие: тип "С" XVI серии.


1. Количество подводных лодок проекта: 38 + 3 (недостроено) + 2 (отменена постройка).


2. Изображение проекта:


тип С IX серия


тип С IX серия


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод (Завод №189) (3)

1

 С-4

277

03.01.1936

17.09.1936

30.10.1939

 до 20.10.1937 - Н-4
 06.01.1945 - погибла, обнаружена

2

 С-5

278

28.12.1935

16.05.1937

30.10.1939

 до 20.10.1937 - Н-5
 28.08.1941 - погибла, обнаружена

3

 С-6

279

28.12.1935

31.03.1938

30.10.1939

 до 20.10.1937 - Н-6
 21.08.1941 - погибла, обнаружена

 ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (Завод №112) (21)

4

 С-7

236

14.12.1936

05.04.1937

30.06.1940

 до 20.10.1937 - Н-7
 21.10.1942 – погибла, обнаружена

5

 С-8

237

14.12.1936

05.04.1937

30.06.1940

 до 20.10.1937 - Н-8
 1?.10.1941 - погибла, обнаружена

6

 С-9

241

20.06.1937

20.04.1938

31.10.1940

 до 20.10.1937 - Н-9
 13.08.1943 - погибла, обнаружена

7

 С-10

242

10.06.1937

20.04.1938

25.12.1940

 до 20.10.1937 - Н-10
 2?.06.1941 - погибла

8

 С-11

245

20.10.1937

24.04.1938

27.06.1941

 02.08.1941 – погибла, поднята

9

 С-12

246

20.10.1937

20.04.1938

24.07.1941

 0?.08.1943 - погибла

10

 С-13

263

19.10.1938

25.04.1939

31.07.1941

 06.10.1954 - пер. в КБП-38

11

 С-14

264

29.09.1938

25.04.1939

21.04.1942

 достроена на заводе №638
 18.06.1943 - присвоено наимен.
 "Героический Севастополь"
 20.06.1956 - пер. в ПЗС-26
 17.08.1956 - пер. в УТС-4

12

 С-15

271

10.08.1939

24.04.1940

20.12.1942

 достроена на заводе №638
 1944 - наимен. "Колхозница"
 18.01.1956 - пер. в ПЗС-27

13

 С-16

272

10.08.1939

24.04.1940

10.02.1943

 достроена на заводе №638
 как ПЛ IX-бис 2 серии(?)
 24.04.1944 - наимен. "Герой
 Советского Союза Нурсеитов"

 18.01.1956 - пер. в ПЗС-28
 27.12.1956 - пер. в ЗАС-3

14

 С-17

273

10.08.1939

24.04.1940

20.04.1945

 достроена на заводе №402
 как ПЛ IX-бис 2 серии
 22.11.1944 - присвоено наимен.
 «Советская Сванетия»
 18.01.1956 - пер. в ПЗС-29
 27.12.1956 - пер. в ЗАС-4

15

 С-18

274

10.08.1939

25.04.1940

20.06.1945

 достроена на заводе №638
 как ПЛ IX-бис 2 серии
 03.11.1956 - пер. в УТС-12

16

 С-22

295

25.06.1940

02.05.1941

25.05.1946

 достроена как ПЛ IX-бис 2 серии
 19.06.1955 - пер. в ПЗС-54
 12.01.1957 - пер. в ЗАС-7
 15.10.1966 - пер. в ПЗС-14

17

 С-23

296

25.06.1940

02.05.1941

27.06.1947

 достроена как ПЛ IX-бис 2 серии
 18.04.1958 - пер. в ЗАС-15

18

 С-24

297

25.06.1940

02.05.1941

18.12.1947

 достроена как ПЛ IX-бис 2 серии
 06.06.1955 – передана КНР
 1955 - пер. в № 401

19

 С-25

298

25.06.1940

02.05.1941

29.03.1948

 достроена как ПЛ IX-бис 2 серии
 06.06.1955 – передана КНР
 1955 - пер. в № 402

20

 С-26

299

25.06.1940

02.05.1941

29.03.1948

 достроена как ПЛ IX-бис 2 серии
 18.04.1958 - пер. в ЗАС-16
 22.07.1961 - пер. в УТС-1

21

 С-101

243

20.06.1937

20.04.1938

15.12.1940

22

 С-102

244

20.06.1937

20.04.1938

16.12.1940

 13.06.1955 - пер. в ПЗС-65
 12.01.1957 - пер. в ЗАС-9
 08.06.1966 - пер. в ПЗС-19

23

 С-103

265

13.09.1938

25.04.1939

30.06.1942

 достроена на заводе №638

24

 С-104

266

04.09.1938

25.04.1939

22.09.1942

 достроена на заводе №638
 13.06.1955 - пер. в ПЗС-57
 12.01.1957 - пер. в ЗАС-10

 ЛЕНИНГРАД: Завод №196 (3+2)

25

 С-19

132

30.09.1939

14.03.1941

21.02.1944

 достроена на заводе №638
 как ПЛ IX-бис 2 серии(?)
 10.10.1957 – затоплена

26

 С-20

133

30.09.1939

14.03.1941

19.02.1945

 достроена на заводе №638
 как ПЛ IX-бис 2 серии
 10.10.1957 – затоплена

27

 С-21

134

31.12.1939

25.04.1941

29.03.1946

 достроена на заводе №445
 как ПЛ IX-бис 2 серии
 17.04.1957 - пер. в ЗАС-13
 26.10.1961 – затонула, поднята

28

 С-50

157

-

-

-

 не строилась

29

 С-57

158

-

-

-

 не строилась

 НИКОЛАЕВ: Завод №198 (5+3)

30

 С-31

347

05.10.1937

22.02.1939

19.06.1940

 до 20.10.1937 - Н-31
 06.04.1955 - пер. в ПЗС-23

31

 С-32

348

05.10.1937

27.04.1939

19.06.1940

 до 20.10.1937 - Н-32
 26.06.1942 - погибла

32

 С-33

349

16.11.1937

30.05.1939

18.11.1940

 06.04.1955 - пер. в ПЗС-22
 12.10.1977 - пер. в РЗС-422

33

 С-34

350

29.11.1937

02.09.1939

29.03.1941

 ??.11.1941 - погибла

34

 С-35

360

23.02.1940

17.07.1941

06.02.1948

 достр. как ПЛ IX-бис 2 серии(?)
 26.03.1956 - пер. в ПЗС-36
 27.12.1956 - пер. в ЗАС-6

35

 С-36

361

23.02.1940

-

-

 15.08.1941 - взорвана на стапеле

36

 С-37

362

28.11.1940

-

-

 15.08.1941 - взорвана на стапеле

37

 С-38

363

22.02.1941

-

-

 на 22.06.1941 готовность 14,8%
 15.08.1941 - взорвана на стапеле
 захвачена Германией
 разобрана на металл

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» (Завод №202) (6)

38

 С-51

284

29.04.1937

30.08.1940

30.11.1941

 заложена на Заводе №189
 06.10.1954 - пер. в КБП-39
 27.12.1956 - пер. в УТС-19
 1973 год - мемориал в Гремихе

39

 С-52

285

29.04.1937

30.08.1940

09.06.1943

 заложена на Заводе №189
 24.08.1954 - передана КНР
 1954 - пер. в № 403

40

 С-53

286

28.09.1938

30.10.1941

30.01.1943

 заложена на Заводе №189
 24.08.1954 - передана КНР
 1954 - пер. в № 404

41

 С-54

403

24.11.1936

05.11.1938

31.12.1940

 заложена на Заводе №194
 ??.03.1944 - погибла

42

 С-55

404

24.11.1936

27.11.1939

25.07.1941

 заложена на Заводе №194
 ??.12.1943 - погибла

43

 С-56

405

24.11.1936

25.12.1939

20.10.1941

 заложена на Заводе №194
 13.06.1955 - пер. в ПЗС-55
 12.01.1957 - пер. в ЗАС-8
 15.09.1964 - пер. в УТС-14
 09.05.1975 – музей ТОФ



В большинстве источников к IX-бис серии относят недостроенные заводом № 196 ПЛ С-45 и С-46, но по данным завода-строителя они относятся к XVI серии. Аналогичная, но обратная ситуация с недостроенными заводом № 196 ПЛ IX-бис серии С-50 и С-57, которые ошибочно относят к XVI серии. Так же к IX-бис серии ряд источников относит подводные лодки, недостроенные заводом №112: С-27 - С-30 и С-39 - С-44 - по срокам фактической и планируемой закладки (1941 год) они уже должны были относиться к XVI серии.


4. История проекта:


Подводных лодок IX серии, оснащенных импортными механизмами и оборудованием, было построено всего три. В ходе строительства и испытаний первых двух выявились недостатки: недобор 0,5 уз наибольшей скорости надводного хода по сравнению со спецификационной, частый задир поршней дизелей, вибрация перископов на полном ходу и др. Стало очевидным также, что строить большую серию лодок по этому проекту нельзя, так как невозможно рассчитывать на гарантированную и своевременную поставку заграничного комплектующего оборудования. На подводную лодку IX серии С-3 дизели фирмы МАН и другое оборудование было получено с запозданием почти на два года.

Было решено силами отечественных специалистов проект подводной лодки IX серии переработать, устранить вскрывшиеся недостатки и, главным образом, заменить иностранное оборудование на отечественное.

Так появился новый проект подводной лодки IX-бис серии. Самым большим изменениям подверглась дизельная установка. Вместо дизелей фирмы МАН М6V49/48 предусматривались дизеля Коломзавода марки 47ЛН8, четырехтактные, восьмицилиндровые с механическим наддувом (разработан под руководством Н.М. Урванцева). Однако испытания нового дизеля на Коломзаводе выявили ряд серьезных дефектов (трещины на коленчатом валу, недостаточная производительность воздуходувки и др.), потребовавших значительных изменений. В результате переделки дизеля 47ЛН8 получился новый дизель, марки 1Д, также четырехтактный, восьмицилиндровый, нереверсивный, но имевший вместо механического наддува газотурбинный наддув типа Бюхи. Дизель развивал мощность 2000л. с. при 470 об/мин. Новый дизель потребовал увеличения диаметра газоотвода с 360 до 420 мм. Кроме того, в целях избежания попадания забортной воды на горячие лопатки газовой турбины наддувочного агрегата при пуске и остановке дизелей в свежую погоду, в глушителе предусматривалась специальная невозвратно-управляемая захлопка. На дизелях 1Д встроенных циркуляционных водяных насосов не было. Для охлаждения дизелей устанавливались автономные электронасосы. Применительно к новому дизелю были переделаны схемы дизельных систем - топливная, масляная, водяная и воздушная.

В связи с тем что и остальное лодочное оборудование было отечественного производства, подвергся изменениям также ряд судовых систем и устройств, в том числе новые средства связи, обнаружения и навигации, аккумуляторные батареи с более высокими удельными электрическими характеристиками. ПЛ имели два перископа (командирский и зенитный), шумопеленгаторную станцию "Марс-12", станцию звукоподводной связи "Сириус", гирокомпас "Курс-П", радиостанции "Окунь", "Щука" и "Рейд", радиоприемники "Дозор" и "Метель", электро-механический лаг, внутрикорабельные средства связи. Конструкция открытого мостика с раздвижными щитами в носовой части ограждения вначале была оставлена прежней, как на IX серии, но затем в связи с требованием плавсостава, ограждение рубки было переделано на обычную конструкцию мостика закрытого типа, применявшуюся на подводных лодках предыдущих серий. Все основные тактико-технические элементы подводной лодки оставались без изменений, за исключением максимальной надводной скорости 19,5 уз, которая была не кратковременной, как на подводных лодках IX серии, а длительной, и водоизмещения, которое удалось снизить на 3 м3 (837 вместо 840 м3).

Подводные лодки IX-бис серии помимо Балтийского завода строились на заводах: "Красное Сормово", № 194, 196 и 198. На Балтийском заводе были построены 3 ПЛ. Кроме этих лодок, на Балтийском заводе строились еще три ПЛ IX-бис серии, которые в разобранном виде, отдельными секциями, на специальных транспортерах отправлялись на Дальний Восток, где они достраивались на Дальзаводе. Дальзавод не успел их достроить до начала Великой Отечественной войны и сдавал флоту уже во время войны. Завод № 194 также строил три подводных лодки для Дальнего Востока. Одну Дальзавод сдал в 1940 году, а две других - уже в военное время. Завод № 196 заложил три лодки в 1939 году, но достроить их пе успел. Сразу же после начала войны они были переведены по Волго-Балтийскому каналу на Волгу и достраивались на заводе № 638 в Астрахани. Две лодки были сданы Флоту во время войны, а третья сдавалась уже после окончания войны. Завод № 198 заложил восемь подводных лодок IX-бис серии. Четыре лодки были построены и сданы до начала войны, пятая лодка достраивалась и сдавалась после окончания войны и три лодки достроить до начала войны не успели, и, так как до захвата немцами Николаева их вывести не удалось, они были уничтожены. На заводе "Красное Сормово" было заложено 27 лодок. Из них шесть лодок были достроены и сданы флоту до начала войны, шесть лодок достраивались и сдавались во время войны, три лодки были переданы заводом "Красное Сормово" для достройки заводу № 638, который также сдал их флоту во время войны, и шесть лодок были достроены и сданы уже после окончания войны. В связи с началом Великой Отечественной войны и переходом завода на другой вид продукции, готовые к гидравлическим испытаниям корпуса подводных лодок, зав. № 312, 313, 314, 315 и 316 были законсервированы и впоследствии разобраны. Корпус подводной лодки зав. № 300 был использован заводом "Красное Сормово" при постройке заводской плавучей мастерской. Всего было построено 38 подводных лодок IX-бис серии. Большинство ПЛ, которые достраивались во время войны и после нее, были достроена по упрощенному проекту IX-бис 2 серии.

Строителями подводных лодок IX-бис серии были: К.И. Гриневицкий, А.Г. Соколов, И.Л. Говор и П. М. Пирогов - на Балтийском заводе; Д.Л. Гармашев - на заводе № 194; А.А. Пономарев, А.В. Угрюмов, В.П. Лаптенок - на заводе № 196; Г.К. Волик, Д.В. Сталоверов, И.М. Каганов, М.И. Бычков - на заводе № 198; М.И. Лернер, П.А. Черноверхский, Н.К. Петухов, А.И. Кашицын - на заводе "Красное Сормово"; Н.И. Буль и В.И. Судоргин - на Дальзаводе.

Подводная лодка С-21, одна из подводных лодок IX-бис серии, была цельносварной. Проект сварного корпуса был разработан в начале 1939 года заводом № 196 совместно с ЦКБ - автором проекта. Рабочие чертежи сварного корпуса разрабатывались заводом № 196. Следует отметить большую инициативу, проявленную в деле строительства цельносварных подводных лодок главным конструктором завода № 196 Ю. Г. Деревянко.

Приемные комиссии отмечали в своих актах выявленные во время испытаний недостатки подводных лодок IX-бис серии, в том числе следующие:
1. Теснота в прочной рубке, вызывающая неудобства при одновременном пользовании обоими перископами.
2. Трудность обслуживания аккумуляторных батарей вследствие отсутствия прохода внутри аккумуляторной ямы и необходимости снятия щитов настилов ям и уборки оборудования второго и четвертого отсеков.
3. Замерзание воды в напорных бачках замещения топлива в зимнее время.
4. Недостаточную прочность топливных цистерн внутри прочного корпуса под аккумуляторными ямами - в ряде случаев цистерны теряли герметичность.
5. Частый выход из строя обрезиненных пробок манипуляторов управления пневматическими машинками кингстонов.
6. Трудность обслуживания дизелей 1Д в связи с высокой температурой и загазованностью дизельного отсека при срочном погружении после длительного надводного хода. В связи с высокой температурой дизельного отсека по требованию УК ВМФ был разработан трубчатый холодильник, размещавшийся в надстройке, через который циркуляционными насосами охлаждения дизелей прокачивалась вода, находящаяся в охлаждаемых полостях дизелей. Кроме того, воздух дизельного отсека прокачивался вентиляторами через специальный фильтр, а мотористам разрешалось в случае необходимости надевать противогазы. Однако вскоре личный состав отказался от применения предложенных средств охлаждения и очистки воздуха дизельного отсека, так как высокая температура воздуха в дизельном отсеке получалась лишь тогда, когда подводная лодка уходила под воду по команде срочного погружения после длительного полного надводного хода, а необходимость таких маневров можно было ожидать лишь в исключительных и редких случаях. Поэтому все дополнительные устройства в последующем были с лодок сняты.

Необходимо отметить еще один недостаток подводных лодок IX-бис серии, выявленный в процессе эксплуатации. При плавании подводной лодки в надводном положении в штормовую погоду с топливом, принятым в бортовую балластную цистерну № 2, лодка на больших ходах зарывалась в воду. Поэтому на время, пока балластная цистерна № 2 была с топливом, старались не развивать полных ходов, а после израсходования топлива из балластной цистерны № 2 ее продували и лодка приобретала хорошую мореходность. Это вызывало целый ряд неудобств в эксплуатации, в связи с чем топливо в цистерну № 2 принималось лишь в исключительных случаях В условиях боевых действий топливо, как правило, принималось во все четыре бортовые балластные цистерны (№ 2, 3, 6 и 7).

Во время войны подводные лодки IX-бис серии показали высокие боевые качества. Так, например, во время войны подводная лодка С-56 Тихоокеанского флота пересекла Тихий океан, прошла Панамским каналом и, преодолев Атлантику, прибыла на Северный флот, где приняла участие в боевых действиях. Она потопила три транспортных судна и три боевых корабля. После войны Северным морским путем ПЛ вернулась на Тихий океан. Шесть подводных лодок IX-бис серии были награждены орденами Красного Знамени, двум присвоено звание гвардейской, а командирам подводных лодок - Б. А. Алексееву, И. Ф. Кучеренко, С. П. Лисину, Г. И. Щедрину, были присвоены звания Героев Советского Союза.

В конце 40-х - начале 50-х разрабатывался вариант модернизации одной из лодок под носитель самолетов-снарядов (ЦКБ-18), проект развития не получил.


5. Схема проекта:


Схема проекта


Общая схема. Укрупненный чертеж (345 Кб)


Схема проекта


Подробная схема. Укрупненный чертеж (475 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа С IХ-бис серии *
1 - сетепрорезатель; 2 - цепной ящик; 3 - торпедные аппараты; 4 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 5 - цистерны главного балласта; 6 - уравнительная цистерна № 1; 7 - уравнителыная цистерна № 2; 8 - цистерна быстрого погружения; 9 - баллон воэдуха высокого давления; 10 - кнехт выдвижной; 11 - шпиль; 12 - аварийный телефонный буй; 13 - шлюпка; 14 - 100-мм орудие; 15 - 45-мм орудие; 16 - зенитный перископ; 17 - командирский перископ; 18 - леерная антенна; 19 - леерное ограждение; 20 - верхний "меч" обтекателя гидроакустики; 21 - подъемный рым на 50 т; 22 - торпедопогрузочный люк; 23 - нижний рубочный люк; 24 - верхний рубочный люк; 25 - люк (съемный лист) для погрузки аккумуляторов; 26 - шахта подачи воздуха к дизелям; 27 - глушитель газоотвода дизеля; 28 - баллон пускового воздуха дизелей; 29 - кильватерный огонь; 30 - герметический магнитный компас с оптической передачей в рубку; 31 - прожектор выносной; 32 - надводный гальюн; 33 - боевая рубка; 34 - запасные торпеды; 35 - койки; 36 - электропривод шпиля; 37 - рундуки; 38 - дифферентная цистерна; 39 - торпедозаместительная цистерна и цистерна кольцевого зазора; 40 - привод носовых горизонтальных рулей; 41 - рубка гидроакустики; 42 - стол; 43 - каюта командира; 44 - выгородка батарейного автомата; 45 - шкаф; 46 - аккумуляторная батарея; 47 - топливная цистерна; 48 - шахта командирского перископа; 49 - шахта зенитного перископа; 50 - осушительный центробежный насос "Амаг-Хильперт"; 51 - трюмно-дифферентовочный насос поршневого типа; 52 - гирокомпас; 53 - подводный гальюн; 54 - штурманский стол; 55 - штурвалы ручного управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями; 56 - артиллерийский погреб; 57 - умывальник; 58 - радиорубка; 59 - цистерна питьевой воды; 60 - разножки; 61 - камбуз; 62 - буфет; 63 - цистерна дистиллированной воды; 64 - масляный холодильник; 65 - дизель М6 V49/48, 66 - муфта "Бамаг"; 67 - газоотвод лизелей; 68 - электровентилятор общесудовой с вентиляции; 69 - насос охлаждения дизелей; 70 - резервный масляный насос; 71 - цистерны циркуляционного масла; 72 - гребной электродвигатель; 73 - щитуправления гребными электродвигателями; 74 - компрессор воздуха высокого давления; 75 - упорный подшипник "Митчеля"; 76 - преобразователь переменного тока - 2-х машинный агрегат для носовых горизонтальных рулей и 3-х машинный для вертикального и кормовых горизонтальных рулей; 77 - воздухоохладитель гребных электродвигателей; 78 - цистерны питьевой и дистиллированной воды; 79 - душевая; 80 - комбинированный токарный станок; 81 - кислородные баллоны; 82 - тумба ручного управления вертикальным рулем из VII отсека; 83 - привод кормовых горизонтальных рулей; 84 - привод вертикального руля; 85 - баллер кормовых горизонтальных рулей; 86 - вертикальный руль; 87 - ограждение вертикального руля; 88 - кормовые горизонтальные рули; 89 - носовые горизонталыные рули; 90 - гребной винт; 91 - доковый киль; 92 - клапан вентиляции цистерн главного балласта, 93 - кингстон цистерн главного балласта; 94 - электроопреснитель производительностью 10 л/час; 95 - цистерна пресной воды; 96 - привод кингстонов цистерн главного балласта.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:

  водоизмещение, тонн  
  надводное: 844 (С-4 - С-30), 837 (С-31 - С-38), 856 (С-51 - С-56), 845 (С-101 - С-104)
  подводное: 1077 (С-4 - С-30), 1084,5 (С-31 - С-38), 1090 (С-51 - С-56), 1078 (С-101 - С-104)
  скорость хода, узлов  
  наибольшая надводная: 19,4 (С-4 - С-30), 19,8 (С-31 - С-38), 18,85 (С-51 - С-56), 19,0 (С-101 - С-104)
  наибольшая подводная: 9,5 (С-4 - С-30), 8,9 (С-31 - С-38), 8,55 (С-51 - С-56), 10,1 (С-101 - С-104)
  экономическая надводная: 8,5 - 10,1
  экономическая подводная: 2,9 - 3,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении (нормальный запас топлива):

8340/8,5 (С-4 - С-30), 8170/9,7 (С-31 - С-38), 9500/8,5 (С-51 - С-56), 8600/8,54 (С-101 - С-104); 2700/19,5
  в подводном положении:

140/3,0 (С-4 - С-30), 140/2,9 (С-31 - С-38), 135/3,0 (С-51 - С-56), 136/2,48 (С-101 - С-104); 10,1/8,7
  глубина погружения  
  рабочая: 80 метров
  предельная: 100 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 77,7 метров
  ширина: 6,4 метра
  осадка: 4,0 метра
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 12
  число х калибр артустановок и пулеметов, мм: 1 х 100, 1 х 45
  число х калибр пулеметов, мм: 2 х пулемет ДШК
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с.
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 550 л.с.
  обитаемость  
  автономность 30 суток
  экипаж 42-46 человек

7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016