Rambler's Top100 Нереализованные проекты подводных лодок. Тип ЩБ (VIII серия)

Тип «Щука-Б» (Тип «ЩБ», VIII серия).



1. Количество подводных лодок проекта: нет.


2. Изображение проекта:


ЩБ 8 серия


3. Состав проекта:


Не реализован.



4. История проекта:


Практически одновременно с проектом V серии (первоначально "Щука-А") началась разработка усовершенствованной лодки, под обозначением "Щука Б" (VIII серия). Оперативно-тактическое задание наморси Орлов утвердил 6 января 1932 года. Общий проект, на основании эскизного НИВК, выполняло ЦКБС-2 (новое название Техбюро №4), руководил работой К.К. Перцев. Предполагалось создать усовершенствованную лодку среднего тоннажа со значительно улучшенными параметрами, включая минное вооружение (из 10 мин).

Форма корпуса, особенно булей, приобретала более выгодные, с точки зрения гидродинамики и остойчивости, очертания. Прорабатывалась возможность цельносварной лодки, однако в окончательном варианте прочный корпус делался клепаным. В состав вооружения включались 10 мин заграждения нового типа с зарядом 250 кг. Минное вооружение располагалось в минно-баластной цистерне, находящейся в средней части ПЛ, в трюме центрального поста. Сохранялось требование установки беспузырных и бездифферентных гидравлических торпедных аппаратов. Запас торпед предполагалось увеличить до 6. Артиллерийское вооружение первоначально составляли два 76,2-мм орудия, позже замененные одним 100-мм и одним 45-мм. Резко должна была возрасти скорость надводного и подводного хода: до 17-18 и 10-11 уз. соответственно. Из-за отсутствия дизелей необходимой мощности лодка становилась трехвальной. В подводном положении работали бортовые валы, связанные с электродвигателями. Дальность плавания существенно увеличивалась: полным надводным ходом - 2000 миль, экономичным (8,5 уз.) - 5000, с возможностью приема топлива в перегруз — до 6000, полным подводным — 10 миль (с проработкой увеличения до 15), экономичным (3 уз.) — 120—150 миль. Автономность — 30 суток. Нормальное надводное водоизмещение 550-600 т, но по расчетам получалось почти 700.

Проект лодки со столь высокими характеристиками, несмотря на утверждение Реввоенсоветом 25 января 1933 года и разработку рабочих чертежей, в строительство так и не попал. Причиной этого стали радикальные отличия конструкции от базового проекта, общими остались только главные механизмы и часть систем. Миносбрасывающее устройство и мины к нему в приемлемом варианте так и не были разработаны. Необходимо отметить, что как раз в это время группа Советских морских специалистов изучала возможность строительства новой серии средних подводных лодок по иностранным чертежам (впоследствии IX серия). В итоге, в середине 1933 года было принято решение начать строительство новой серии "Щук" по доработанному проекту V-бис серии, в который вносились все необходимые улучшения и изменения. Новая серия получила обозначение V-бис-2.



5. Схема проекта:


ЩБ 8 серия

Общая схема


ЩБ 8 серия


Подробная схема. Укрупненный вид (436 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа "ЩБ" *
1 - форштевень; 2 - носовая цистерна плавучести; 3 - носовая цистерна главного балласта; 4 - кингстон носовой цистерны главного балласта; 5 - комбинированный якорь системы инж. Каплановского; 6 - носовые горизонтальные рули; 7 - поворотный механизм; 8 - цепной ящик; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - брашпиль; 11 - аппарат для беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовые торпедные апппараты; 13 - входной люк; 14 - пневмогидравлический цилиндр для беспузырной стрельбы; 15 - компреосор воздуха высокого давления; 16 - койки; 17 - трюмная помпа; 18 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 21 - цистерна лага ГУ; 22 - провизионная цистерна; 23 - гальюнная выгородка; 24 - привод брашпиля и шпиля; 25 - носовой торпедопогрузочный люк; 26 - запасные торпеды; 27 - носовая аккумуляторная яма; 28 - цистерна замещения торпед; 29 - носовая цистерна пресной воды; 30 - цистерна замещения снарядов; 31 - снарядный погреб; 32 - элеватор для подачи патронов; 33 - 100-мм орудие; 34 - коффердам; 35 - аварийное осушение отсека; 36 - кранцы первых выстрелов; 37 - быстрозакрывающаяся дверь; 38 - турбокомпрессор воздуха низкого давления; 39 - контроллер турбокомпрессора воздуха низкого давления; 40 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 41 - шахта вдувной вентиляции; 42 - штурвал носовых горизонтальных рулей; 43 - штурвал кормовых горизонтальных рулей; 44 - контроллеры электродвигателей горизонтальных рулей; 45 - машинный телеграф; 46 - гидравлический подъемник перископа; 47 - зенитный перископ; 48 - командирский периокоп; 49 - осушительный центробежный насос "Р-130"; 50 - дифферентовочный пост; 51 - клапаны вентиляции цистерн главного балласта; 52 - станция погружения и всплытия; 53 - шлюпка; 54 - радиорубка; 55 - агрегаты радиорубки; 56 - каюта штурмана; 57 - каюта командира; 58 - кают-компания; 59 - гальюн в надстройке; 60 - минно-балластная цистерна; 61 - уравнительная цистерна; 62 - цистерна быстрого погружения; 63 - шахта зенитного перископа; 64 - шахта командирского перископа; 65 - мины; 66 - люк для сбрасывания мин; 67 - шахта вытяжной вентиляции; 68 - боевая рубка; 69 - аварийный телефонный буй; 70 - 45-мм орудие; 71 - леерное ограждение; 72 - магнитный компас; 73 - сигнальная мачта; 74 - леерная антенна; 75 - кормовая аккумуляторная яма; 76 - шахта батарейной вентиляции; 77 - топливная цистерна; 78 - дизель 38К8; 79 - разобщителыная муфта дизеля; 80 - опорный подшипник разобщительной муфты; 81 - шахта подачи воздуха к дизелям; 82 - газоотвод бортовых дизелей; 83 - насосы охлаждения дизелей; 84 - разобщительная кулачная муфта гребного электродвигателя; 85 - клапан подачи воздуха; 86 - масляные холодильники; 87 - глушитель газоотвода дизеля; 88 - гребной электродвигатель; 89 - опорный подшипник линии вала; 90 - газоотвод среднего дизеля; 91 - воздухоохладитель гребного электродвигателя; 92 - топливная цистерна; 93 - цистерна циркуляционного масла; 94 - кормовая аккумуляторная батарея; 95 - расходный топливный бак; 96 - кормовая цистерна пресной воды; 97 - щит управления гребными электродвигателями; 98 - электровентилятор охлаждения главных гребных электродвигателей; 99 - газоотвод среднего дизеля вне прочного корпуса; 100 - кормовая радиомачта; 101 - мойка; 102- захлопка газоотвода дизеля; 103 - вьюшка швартовного троса; 104 - упорный подшипник "Митчеля"; 105 - дейдвудный сальник; 106 -гребные валы; 107 - камбуз; 108 - преобразователь вертикального руля; 109 - ручной тормоз валопроводов; 110 - кормовые торпедные аппараты; 111 - цистерна судового запаса масла; 112 - торледо-заместительная цистерна; 113 - кормовая дифферентная цистерна; 114 - гребной винт; 115 - привод вертикального руля; 116 - румпель кормовых горизонтальныхрулей; 117 - вертикальный руль; 118 - кормовые горизонтальные рули; 119 - кильватерный огонь; 120 - кормовая цистерна главного балласта; 121 - привод кормовыхгоризонтальных рулей; 122 - киль; 123 - распределительная станция силовой сети; 124 - цистерны главного балласта; 125 - верхний "меч" обтекателя гидроакустики; 126 - тумба вертикального руля на мостике; 127 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 128 - привальный брус; 129 - шпиль с электроприводом; 130 - ограждение вертикального руля.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное: 700 тонн (в некоторых источниках 550-600)
  скорость хода  
  надводная: 17,5 узлов
  подводная: 8,5 узлов (в некоторых источниках 10-11)
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

5000 (8,5) миль
  в подводном положении:

120-150 (3) миль
  глубина погружения  
  предельная: 90 метров
  автономность  
  автономность 30 суток
  кораблестроительные элементы  
  конструктивный тип: полуторокорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 10
  общее число мин: 10
  число х калибр артустановок, мм: 1 х 100, 1 х 45
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 800 л.с. (38-К8)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 400 л.с. (ПГВ-8)
  экипаж  
  экипаж ?

7. Источники:


- История отечественного судостроения. т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III,V,V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Схема и рисунок Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.1.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020