Тип «Щука» (Тип «Щ») V-бис 2 Серии.
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" X серии.
2. Изображение проекта:
ПЛ типа "Щ" V-бис 2 серии, вид сбоку и сверху. Рисунок Апалькова Ю.В.
вид сбоку и сверху ПЛ Щ-311 с сетепрорезателем "Сом". Рисунок Апалькова Ю.В.
ПЛ Щ-309 с леерным ограждением кормовой орудийной площадки. 1945 год. Рисунок Балакина С.
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (5) |
||||||
1 |
Щ-121 «Зубатка» |
214 |
20.12.1933 |
26.08.1934 |
30.04.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
2 |
Щ-122 «Сайда» |
251 |
22.12.1933 |
29.08.1934 |
30.04.1935 |
Заложена на Заводе № 189 |
3 |
Щ-123 «Угорь» |
215 |
20.12.1933 |
26.08.1934 |
30.04.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
4 |
Щ-124 «Палтус» |
252 |
22.12.1933 |
29.12.1934 |
29.09.1935 |
Заложена на Заводе № 189 |
5 |
Щ-125 «Муксун» |
217 |
20.12.1933 |
26.08.1934 |
15.05.1936 |
Заложена на Заводе № 194 |
НИКОЛАЕВ: Завод им. 61 коммунара (№200) (4) |
||||||
6 |
Щ-204 «Минога» |
216/1040 |
15.06.1934 |
31.12.1934 |
30.12.1935 |
Заложена на Заводе № 189 |
7 |
Щ-205 «Нерпа» |
1029 |
05.01.1934 |
06.11.1934 |
17.11.1936 |
16.06.1949 - пер. в С-205 |
8 |
Щ-206 «Нельма» |
1030 |
05.01.1934 |
01.02.1935 |
14.08.1936 |
06-07.1941 – погибла |
9 |
Щ-207 «Касатка» |
1031 |
05.01.1934 |
25.03.1935 |
17.11.1936 |
16.06.1949 - пер. в С-207 |
ЛЕНИНГРАД: Балтийский Завод (№ 189) (2) |
||||||
10 |
Щ-306 «Пикша» |
250 |
06.11.1933 |
01.08.1934 |
04.08.1935 |
16.11.1942 - погибла |
11 |
Щ-307 «Треска» |
249 |
06.11.1933 |
01.08.1934 |
04.08.1935 |
16.05.1949 - пер. в ПЗС-5 |
НИЖНИЙ НОВГОРОД: Завод «Красное Сормово» (№112) (3) |
||||||
12 |
Щ-309 «Дельфин» |
550/3 |
06.11.1933 |
10.04.1935 |
14.11.1935 |
|
13 |
Щ-310 «Белуха» |
550/4 |
06.11.1933 |
10.04.1935 |
20.08.1936 |
09.06.1949 - пер. в С-310 |
14 |
Щ-311 «Кумжа» |
550/5 |
06.11.1933 |
10.04.1935 |
21.08.1936 |
12.10.1942 - погибла, обнаружена |
4. История проекта:
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.
Новая серия лодок типа «Щ» получила наименование V бис-2 серии. К началу строительства подводных лодок V бис-2 серии уже имелись опыт строительства и результаты испытаний головных подводных лодок III и V серий, которые учитывались в новом проекте. Поэтому проект подводных лодок V бис-2 серии имел ряд существенных отличий по сравнению с предыдущими сериями подводных лодок типа «Щ». Основными из них были следующие:
1. Переработан теоретический чертеж и улучшены носовые обводы путем удлинения булей, что дало увеличение полного надводного хода на 0,5 уз по сравнению с подводными лодками V серии.
2. Обеспечено хранение запасных торпед без снятия зарядных отделений, для чего кормовая переборка второго отсека на 31-м шпангоуте была сделана ступенчатой — верхняя часть ее (над настилом аккумуляторной батареи) была смещена на одну шпацию в корму. В связи с этим верхняя часть второго отсека удлинилась на одну шпацию (за счет третьего отсека).
3. Увеличена прочность переборок центрального поста (на 37-м и 45-м шпангоуте) до 6 кгс/см2 (раньше прочность всех переборок была рассчитана лишь на 2 кгс/см2).
4. Коренным образом переделано торпедопогрузочное устройство, что, с одной стороны, уменьшило загроможденность торпедных отсеков, а с другой - ускорило время погрузки полного запаса торпед до 12 ч против 25-30 ч.
5. Увеличен район надводного плавания за счет приспособления бортовых цистерн главного балласта № 3 и 4 под топливо. Позднее, во время прохождения капитального ремонта на всех подводных лодках V и V-бис серии бортовые балластные цистерны № 3 и 4 переоборудовались под топливо.
6. В приводе электромотора экономического подводного хода шестеренчатая передача была заменена передачей гибкими резиновыми ремнями («Раороп»), что делало работу передачи бесшумной.
7. Электродвигатели приводов носовых и кормовых горизонтальных рулей были перенесены в концевые отсеки, и рядом с ними установлены дифференциальные муфты типа Федорицкого. Посты ручного управления горизонтальными рулями остались в центральном посту.
8. Продувание главного балласта производилось не турбовоздуходувками низкого давления, а дизелями, работавшими, как компрессор.
Часть субмарин получила сетепрорезатели "Сом". Благодаря внедрению всех этих новшеств лодки V-бис-2 серии заслужили высокую оценку моряков.
Всего было построено 14 подводных лодок V бис-2 серии - пять для Тихоокеанского флота, пять - для Краснознаменного Балтийского флота и четыре - для Черноморского флота.
Балтийский завод построил две лодки для Тихоокеанского флота (ТОФ), которые достраивал Дальзавод, и две лодки для Краснознаменного Балтийского флота; завод № 194 построил три лодки для ТОФ (достраивал Дальзавод) и одну лодку для Черноморского флота (ЧФ), которую достраивал завод № 200 в Николаеве; завод «Красное Сормово» построил три лодки для Краснознаменного Балтийского флота и завод № 200 - три лодки для Черноморского флота.
Достройка, испытания и сдача флоту подводных лодок на Дальнем Востоке в основном производилась на Дальзаводе. На заводе существовало Специальное конструкторское бюро (СКБ), которое обеспечивало строительство лодок технической документацией и принимало участие в испытаниях. Ведущую роль в этом СКБ играли Г.М. Блеков, А.П. Соловьев и А.П. Антонович.
Строителями подводных лодок на Дальнем Востоке в то время были В.В. Любимов, А.3. Голланд, А.А. Золотарев, Н.В. Кормилицын, Б.Е. Клопотов, Г.Н. Лебедев, В.Ф. Новиков и др.
Подводные лодки типа «Щ» зарекомендовали себя, как весьма надежные и относительно недорогие в постройке. К тому же наличие 10 торпед при относительно малом водоизмещении делало их непревзойденными по удельной вооруженности (меньше 60 т на 1 торпеду).
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся ПЛ V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. "Щуки" остались доживать свой век в прежнем виде.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (72,6 Кб)
Подробная схема. Укрупненный вид (100,0 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа Щ V бис-2 серии *
1 - волнорезные щиты; 2-торпедный аппарат; 3 - надводный якорь; 4 - подводный якорь; 5- носовая цистерна главного балласта; 6 - выгородка кингстона цистерны главного балласта; 7 - дифферентная цистерна;
8 - буксирный гак; 9 - носовые горизонтальные рули; 10 - кнехты; 11 - стойка антенны; 12 - гюйсшток; 13 - вьюшка швартовного троса; 14 - подъемный рым; 15 - ограждение носовых горизонтальных рулей;
16 - румпель носовых горизонтальных рулей; 17 - входной люк; 18 - трап; 19 - гальюн; 20 - умывальник; 21 - трюмный поршневой насос; 22 - торпедозаместительная цистерна; 23 - провизионная цистерна;
24 - торпедобалка; 25 - койки; 26 - цепной ящик; 27 - брашпиль; 28 - запасные торпеды; 29 - торпедопогрузочный люк; 30 - аварийный телефонный буй; 31 - аккумуляторная батарея; 32 - компрессор воздуха
высокого давления; 33 - топливная цистерна; 34 - кают-компания; 35 - каюта командира; 36 - приборы гидроакустики; 37 - каюта; 38 - диван; 39 - киль; 40 - радиорубка; 41 - распределительный щит силовой сети;
42 - штурманский стол; 43 - лебедка перископа; 44 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 45 - осушительный центробежный насос Р-130; 46 - станция погружения и всплытия; 47 - гирокомпас;
48 - штурвал носовых горизонтальных рулей; 49 - контроллер электродвигателя носовых горизонтальных рулей; 50 - штурвал кормовых горизонтальных рулей; 51 - контроллер электродвигателя кормовых горизонтальных
рулей; 52 - цистерна лага; 53 - зенитный перископ; 54 - командирский перископ; 55 - станция воздуха высокого давления; 56 - шахта перископа; 57 - уравнительная цистерна; 58 - ящик с 45-мм патронами;
59 - 45-мм орудие; 60 - палубная цистерна; 61 - шахта вдувной вентиляции; 62 - шахта вытяжной вентиляции; 63 - магнитный компас; 64 - тумбавертикального руля; 65 - отличительный огонь; 66 - верхний "меч"
обтекателя гидроакустики; 67 - мачта антенны; 68 - сигнальная мачта; 69 - леерная антенна; 70 - насос для охлаждения дизелей; 71 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 72 - масляный холодильник;
73 - расходный топливный бак; 74 - дизель 38В8; 75 - газоотвод дизеля; 76 - муфта "Бамаг"; 77 - опорный подшипник; 78 - главный гребной электродвигатель; 79 - электромоторный вал; 80 -
воздухоохладительглавного гребного электродвигателя; 81 - разобщительная кулачная муфта; 82 - упорный подшипник "Митчеля"; 83 - ручной тормоз валопровода; 84 - электродвигатель экономического хода;
85 - щит управления главными гребными электродвигателями; 86 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторных батарей; 87 - щит управления электродвигателями экономического хода;
88 - глушитель газоотвода дизеля; 89 - промежуточный вал; 90 - шлюпка; 91 - рундуки; 92 - камбуз; 93 - преобразователь электродвигателя вертиканого руля; 94 - баллон воздуха высокого давления; 95 - гребной винт;
96 - кормовые горизонтальные рули; 97 - вертикальный руль; 98 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 99 - привод вертикального руля; 100 - флагшток; 101 - цистерна циркуляционного масла;
102 - цистерна чистого масла; 103 - цистерна судового запаса масла; 104 - цистерны главного балласта; 105 - средняя цистерна; 106 - цистерна быстрого погружения; 107 - кормовая цистерна главного балласта.
ПРИМЕЧАНИЕ: На некоторых подводных лодках V бис-2 серии имелся кормовой торпедопогрузочный люк. В этом случае телефонный буй переносился в корму между 70 и 72 шпангоутами, а входной люк - между 58 и 59
шпангоутами.
6. Тактико-технические данные проекта:
Щ121-125 Щ204-207 Щ306-307,309-311
водоизмещение надводное - 617,5т 609,9т 589 (593?)т
подводное - 721,2т 706,4т 708т
скорость в надводном положении - 11,92 узлов 12,9 узлов 12,3 узлов
в подводном положении - 6,7 узлов 7,47 узлов 8,0 узлов
дальность плавания в надводном положении - 7150 (5)миль 9300 (8,8) миль 5750 (8,6) миль
в подводном положении - 110 (1,8) миль 100 (2,5) миль 126,5 (2,8) миль
экипаж - 37(40?)человек -“- -“-
размерения - 58,75х6,2х4,08 58,8х6,2х4,3м 57,75х6,2х3,97м
вооружение 533мм НТА - 4 шт. -“- -“-
533мм КТА - 2 шт. -“- -“-
орудие
21-К 45мм - 2 шт.
пулемет ДШК
12,7мм - 0 шт.
автономность - 20 суток -“- -“-
глубина
погружения - до
90м
мощность дизелей - 2х685 л.с.
электромоторов - 2х400 л.с. -“- -“-
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III,V,V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.", Харвест, Минск, 2004г.
- Рисунки Апалькова Ю.В. и Балакина С.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016