Rambler's Top100 Тип "Щ" 5-бис серии

Тип «Щука» (Тип «Щ») V-бис Серии.



Модернизация: тип "Щ" V-бис 2 серии.
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" X серии.


1. Количество подводных лодок проекта: 13


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа Щ 5-бис серии


ПЛ типа "Щ" V-бис серии. Рисунок Апалькова Ю.В.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (7)

1

 Щ-113 (с 15.09.1934)
 «Стерлядь» (с 1933)

243/187

10.10.1932

12.12.1933

11.09.1934

 Заложена на Заводе № 194
 с 11.09.1934 - "№41"
 10.06.1949 - пер. в С-113

2

 Щ-114 (с 15.09.1934)
 «Севрюга» (с 1933)

244/188

10.10.1932

1934

11.09.1934

 Заложена на Заводе № 194
 с 11.09.1934 - "№42"
 10.06.1949 - пер. в С-114

3

 Щ-115
 «Скат» (с 1933)

225

19.10.1932

04.04.1934

10.10.1934

Заложена на Заводе № 189
 10.06.1949 - пер. в С-115

4

 Щ-116
 «Осетр» (с 1933)

242

12.05.1933

1934

11.01.1935

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-116

5

 Щ-117
 «Макрель» (с 1933)

226

09.10.1932

15.04.1934

18.12.1934

 Заложена на Заводе № 189
 10.06.1949 - пер. в. С-117
 15.12.1952 - погибла

6

 Щ-118
 «Кефаль» (с 1933)

227

10.10.1932

1934

18.12.1934

 Заложена на Заводе № 189
 18.07.1942 - затонула, поднята
 10.06.1949 - пер. в С-118

7

 Щ-119
 «Белуга» (с 1933)

241

12.05.1933

07.05.1934

02.02.1935

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-119

 ХАБАРОВСК: Судомеханический завод (№368) (1)

8

 Щ-120
 «Навага» (с 1933)

185

02.04.1933

06.1934

30.01.1935

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-120

 НИКОЛАЕВ: Завод им. 61 коммунара (№200) (3)

9

 Щ-201
 «Сазан» (с 1933)

183/1026

14.08.1933

03.04.1934

05.08.1935

 Заложена на Заводе № 194
 16.06.1949 - пер. в С-201

10

 Щ-202
 «Сельдь» (с 1933)

184/1027

03.09.1933

25.05.1934

03.09.1935

 Заложена на Заводе № 194
 16.06.1949 - пер. в С-202
 09.11.1956 - пер. в УТС-11

11

 Щ-203
 «Камбала» (с 1933)

228/1028

10.03.1933

29.05.1934

04.09.1935

 Заложена на Заводе № 189
 29.08.1943 – погибла, поднята

 ЛЕНИНГРАД: Завод им. А. Марти № 194 (1)

12

 Щ-305
 «Линь» (с 1933)

186

11.1932

31.12.1933

03.12.1934

 05.11.1942 – погибла, обнаружена

 НИЖНИЙ НОВГОРОД: Завод «Красное Сормово» (№112) (1)

13

 Щ-308
 «Семга» (с 1933)

550/2

10.11.1932

28.04.1933

14.11.1935

 27.10.1942 – погибла



4. История проекта:


Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

Модификация подводных лодок типа «Щ» с улучшенными тактико-техническими элементами получила индекс V-бис серии. Однако в силу коротких сроков, отпущенных на постройку, эта серия лодок была просто повторением V серии, внесенные изменения были незначительными и касались улучшения немногих лодочных конструкций и устройств.

Лодки серии - V-бис (первоначально VII) - особых конструктивных отличий не имели. В основном улучшали некоторые конструкции и устраняли уже выявившиеся дефекты по опыту предыдущих серий. В очередной раз изменили форму надстройки и рубки, но особых результатов не добились. Методы расчета прочности корпуса и непотопляемости еще только разрабатывались, и многое приходилось изменять по результатам испытаний. Особенно большие разочарования принесли попытки увеличить надводный ход субмарин. При достижении полного хода образовывались две системы поперечных волн: одна — от форштевня, вторая — от булей. Происходившая волновая интерференция резко увеличивала сопротивление движению. Хотя считалось, что подлодки V и V-бис серий стали развивать на 0,5 уз. больше, чем "Щуки" III серии, на испытаниях Щ-202 даже при достижении максимальной мощности дизелей (2x685 л.с.) показала все те же 11,88 уз.

Подводных лодок V-бис серии было построено 13: Балтийским заводом — четыре лодки (три для Тихоокеанского и одна для Черномор­ского флотов), заводом № 194 — восемь лодок (пять для Тихоокеан­ского, две для Черноморского и одна для Краснознаменного Балтий­ского флотов) и заводом «Красное Сормово» — одна лодка для Крас­нознаменного Балтийского флота. Балтийскому заводу помогал изго­товлять часть корпусов подводных лодок завод № 194 на таких же ус­ловиях, на каких он изготовлял корпуса подводных лодок V серии. После доставки на Тихоокеанский и Черноморский флот, достройка и ввод в строй осуществлялись во Владивостоке (завод №202) (есть данные о достройке одной или двух ПЛ в Хабаровске (завод №368)) и в Николаеве (завод №200) соответственно.

Подводные лодки V-бис серии принимали активное участие в Великой Отечественной войне. За успешные боевые дей­ствия подводная лодка Щ-201 была награждена орде­ном Красного Знамени.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся ПЛ V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. "Щуки" остались доживать свой век в прежнем виде.


5. Схема проекта:


Щ 5-бис серии

Общая схема. Укрупненный вид (77,6 Кб)


Щ 5-бис серии


Подробная схема. Укрупненный вид (91,2 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Щ V-бис серии *
1 - гюйсшток; 2 - торпедные аппараты; 3 - подводный якорь; 4 - носовая цистерна главного балласта; 5 - носовая дифферентная цистерна; 6 - кислородные баллоны; 7 - стрельбовой баллон; 8 - входной люк; 9 - откидной умывальник; 10 - воздушный баллон подводного гальюна; 11 - носовой гальюн; 12 - носовые горизонтальные рули; 13 - провизионная цистерна; 14 - торпедозаместительная цистерна; 15 - надводный якорь; 16 - вьюшка швартовного троса; 17 - трюмный поршневой насос; 18 - запасные торпеды; 19 - койки; 20 - боевые зарядные отделения запасных торпед; 21 - компрессор воздуха высокого давления; 22 - трап; 23 - аккумуляторная батарея; 24 - брашпиль; 25 - диван; 26 - кают-компания; 27 - каюта командира; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - топливные цистерны; 30 - радиорубка; 31 - осушительный центробежный насос "Р-130"; 32 - лебедка зенитного перископа; 33 - лебедка командирского перископа; 34 - распределительный щит силовой сети; 35 - шахта зенитного перископа; 36 - шахта командирского перископа; 37 - зенитный перископ; 38 - командирский перископ; 39 - штурманский стол; 40 - штурвалы носовых и кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас; 42 - уравнительная цистерна; 43 - цистерна лага; 44 - 45-мм орудие; 45 - боевая рубка; 46 - магнитный компас на мостике; 47 - дизель 38В8; 48 - сигнальная мачта; 49 - расходный топливный бак; 50 - газоотвод дизеля; 51 - муфта "Бамаг"; 52 - опорный подшипник; 53 - главный гребной электродвигатель; 54 - электромоторный вал; 55 - разобщительная кулачная муфта; 56 - упорный подшипник "Митчеля"; 57 - промежуточный вал; 58 - электродвигатель экономического хода; 59 - электровентилятор охлаждения главного гребного электродвигателя; 60 - щит управления главными гребными электродвигателями; 61 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторных батарей; 62 - конторка; 63 - шлюпка; 64 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 65 - преобразователь вертикального руля; 66 - цистерна пресной воды; 67 - кормовая дифферентная цистерна; 68 - аварийный телефонный буй; 69 - кнехты; 70 - гребной винт; 71 - кормовые горизонтальные рули; 72 - ограждение горизонтальных рулей; 73 - леерная антенна; 74 - леер; 75 - волнорезные щиты; 76 - средняя цистерна; 77 - цистерна циркуляционного масла; 78 - цистерна чистого масла; 79 - цистерна судового запаса масла; 80 - вертикальный руль; 81 - глушитель газоотвода дизеля; 82 - шахта вдувной вентиляции; 83 - кормовая цистерна главного балласта; 84 - артиллерийский погреб; 85 - цистерна быстрого погружения; 86 - палубная цистерна; 87 - камбуз; 88 - доковый киль; 89 - цистерны главного балласта; 90 - подъемный рым; 91 - "меч" обтекателя гидроакустики; 92 - щит управления электродвигателем экономического хода.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


                                                                                 Щ113-120          Щ201-203          Щ305,308

                                                                          

водоизмещение            надводное                       -        601т                  607,2т               586т                 

                                    подводное                       -        722,1т               749,8т               702,2т

скорость                       в надводном положении -        12,0 узлов        11,88 узлов       12,9 узлов

                                    в подводном положении  -        8,0 узлов          7,47 узлов        7,0 узлов

дальность плавания      в надводном положении -        2960 (7)миль     9300 (7) миль    4500 (7) миль

                                    в подводном положении -        100 (2) миль      -“-                     -“-

экипаж                                                                -        40 человек        -“-                     37 человек

размерения                                                         -        58,0х6,2х3,91м 58,8х6,2х4,3м   58,8х6,2х4,2м

вооружение                  533мм НТА                      -        4 шт.                -“-                     -“-

                                    533мм КТА                      -        2 шт.                -“-                     -“-

                                    орудие 21-К  45мм           -        1 шт.                2 шт.                -“-

                                    пулемет ДШК 12,7мм       -        1 шт.                0 шт.                -“-

автономность                                                       -        20 суток            -“-                     -“-

глубина погружения                                             -        до 90м              -“-                     -“-

мощность                     дизелей                           -        2х685 л.с.         -“-                     -“-

                                    электромоторов               -        2х400 л.с.         -“-                     -“-


7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III,V,V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.", Харвест, Минск, 2004г.
- Рисунок Ю.В. Апалькова


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016