Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 641Б

Проект 641Б «Сом» (NATO – “Tango”).



1. Количество подводных лодок проекта: 18


2. Изображение проекта:


вид сбоку по ватерлинию ДПЛ Б-437


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" (18)

1

 Б-443

101

17.09.1971

02.09.1972

30.12.1972
(05.1973?)

2

 Б-474

102

27.03.1973

15.07.1974

31.12.1974

3

 Б-437

103

04.12.1973

23.10.1974

30.09.1975

 09.06.1980 - присв. наименование
 «Магнитогорский комсомолец»

4

 Б-498

104

23.10.1974

30.07.1975

31.12.1975

5

 Б-515

105

30.03.1975

29.04.1976

29.12.1976
(30.12.1976?)

 2002 - музей в г.Гамбург (Германия)

6

 Б-519

111

04.12.1975

11.09.1976

31.12.1976

7

 Б-290

112

05.08.1976

29.04.1977

25.09.1977

8

 Б-303

113

05.12.1976

06.09.1977

30.12.1977

9

 Б-146

114

05.09.1977

08.05.1978

30.09.1978

 16.04.1991 - присв. наименование
 «Комсомолец Казахстана»

10

 Б-546

115

08.02.1978

27.09.1978

29.12.1978

11

 Б-30

121

17.10.1978

12.05.1979

28.09.1979
 (10.1979?)

12

 Б-215

122

27.01.1979

09.10.1979

30.12.1979

13

 Б-396

123

31.08.1979

17.05.1980

09.1980

 23.05.1985 - присв. наименование
 «Новосибирский комсомолец»
 2006 - музей в г.Москва

14

 Б-307

124

07.03.1980

30.09.1980

30.12.1980

 2005 - музей в г.Тольятти

15

 Б-319

125

25.02.1980

20.05.1981

30.12.1981
 (09.1981?)

 16.12.1988 - присв. наименование
 «Комсомолец Чувашии»

16

 Б-225

131

08.01.1981

28.08.1981

25.12.1981

17

 Б-312

132

10.09.1981

22.05.1982

20.09.1982
(07.1982?)

18

 Б-380

133

15.10.1981

08.1982

30.12.1982
(25.12.1982?)

 11.1982 - присв. наименование
 "Горьковский комсомолец"
 2008 - "Святой князь Георгий"

Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 641Б: 247, 350



4. История проекта:


Модификация проекта 641 - большая торпедная подводная лодка проекта 641Б была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" и представляла третье поколение советских послевоенных ДПЛ. Главным конструктором был З.А. Дерибин, главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга В.А. Маршев, а затем - капитан 2 ранга И.А. Коцюбин.

Классифицировалась как большая подводная лодка и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника при действиях на океанских и морских коммуникациях. Относилась к промежуточному типу между ПЛБ второго и третьего поколений.

ДПЛ проекта 641Б создавались с использованием энергетического оборудования ранее строившихся ДПЛ проекта 641, для которых характерна дизель-электромоторная схема энергоустановки (с дизелями на линии вала, как на ПЛ послевоенной постройки). Вместе с тем на ПЛ проекта 641Б впервые на отечественных ДПЛ установлено современное РЭВ (комплексы НК, ГАК, а также БИУС). ПЛ оснащены автоматизированными системами управления кораблем и его техническими средствами. На ПЛ внедрены средства и мероприятия по акустической защите (противогидролокационными покрытиями облицован наружный корпус, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и др.) Улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами - офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой - в кубриках. Эти лодки имели корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641. В остальном они отличались от базового проекта 641: аккумуляторными батареями повышенной емкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением. Носовые горизонтальные рули убирались в корпус.

ДПЛ проекта 641Б являлась двухкорпусной лодкой, с развитой надстройкой, имевшей возвышение в носовой оконечности (которое служило обтекателем для ряда антенн ГАК, обеспечивало лучшие мореходные качества в надводном положении и снижало уровень шумов в подводном положении), с ожевальной оконечностью легкого корпуса. Цилиндрический прочный корпус с оконечностями в виде усеченных конусов изготовлялся из стали толщиной 22 - 35 мм и делился прочными переборками на семь отсеков. Главный балласт размещался в десяти цистернах, значительная часть которых была оборудована кингстонами и использовалась в качестве топливно-балластных.

ДПЛ проекта 641Б, в отличие от ранее строившихся отечественных ДПЛ, имеет только носовые ТА, увеличенный торпедный боезапас, устройство быстрого заряжания и автоматическую систему управления стрельбой.

В период с 1973 г. по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей проекта 641Б. Все они были построены на ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком. После спуска на воду лодки заводили в транспортные доки и по внутренним водным путям переводили к постоянному месту службы, где они проходили государственные испытания. В процессе проведения среднего ремонта две(?) ПЛ оснастили ГПБА «Пеламида» (одна из них Б-437).

ДПЛ проекта 641Б несли боевую службу в различных районах мирового океана. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995-1996 гг.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (83,8 Кб)

Продольный разрез БПЛ проекта 641Б:

1 — основная антенна ГАК «Рубикон»; 2 — антенны ГАК «Рубикон»; 3 — 533-мм ТА; 4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 5 — носовой аварийный буй; 6 — баллоны системы ВВД; 7 — носовой (торпедный); 8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 9 — торпедопогрузочный и носовой люки; 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»; И — второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек; 12 — жилые помещения; 13 — носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 — выгородка батарейных автоматов; 15 — ходовой мостик; 16 — репитер гирокомпаса; 17 — перископ атаки; 18 — перископ ПЗНГ-8М; 19 — ПМУ устройства РДП; 20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»; 21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»; 22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25; 23 — ПМУ антенны «Тополь»; 24 — боевая рубка; 25 — третий (центрального поста) отсек; 26 — центральный пост; 27 — агрегатные выгородки РЭВ; 28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек; 30 — жилые помещения; 31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ; 32 — пятый (дизельный) отсек; 33 — вспомогательные механизмы; 34 — ДД; 35 — топливные и топливно-балластные цистерны; 36 — шестой (электромоторный) отсек; 37 — электрощиты; 38 — ГГЭД средней линии вала; 39 — кормовой якорный шпиль; 40 — седьмой (кормовой) отсек; 41 — кормовой люк; 42 — ГЭД экономического хода; 43 — средняя линия вала; 44 — кормовой аварийный буй; 45 — приводы кормовых рулей.


Рубка ДПЛ пр. 641Б с выдвижными устройствами:

1 - газовыхлоп ДД; 2 - ПМУ «Тополь»; 3 - ПМУ АП СОРС МРП-25; 4 - ПМУ ВАН; 5 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 6 - ПМУ АП РЛС «Каскад»; 7 - РДП; 8 - перископ зенитный и навигационный; 9 - перископ атаки.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 2750 (2770)* тонн
  подводное: 3900 (3600) тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 14,7 (13) узлов
  полная подводная: 15 узлов
  в режиме РДП полным ходом: 7,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

400 (2,5) миль
  в режиме РДП:

14000 (7) миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  рабочая: 240 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 92,0 метров
  ширина: 8,6 метра
  осадка средняя: около 7 (5,7) метров
  запас плавучести: 26,2%
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 24
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 1900 л.с. (типа 2Д42)
  количество х мощность бортовых ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность среднего ГЭД, л.с.: 1 х 2700 (ПГ102)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 1 х 140 л.с. (ПГ104)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 60СУ, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

80 суток
  экипаж:

62 (78) человека

* Указаны данные по книге "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство". В скобках указаны данные по книге Апалькова Ю.В. "Подводные лодки".


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И. «"Буки" второго поколения», Техника-Молодежи, №6, 1996г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. «Боевые корабли мира на рубеже ХХ-ХХI веков», ч. 1,Санкт-Петербург, 2000г.
- «История отечественного судостроения», т.5, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Павлов А.С. «Военные корабли России 2001 год», Якутск, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020