Проект 641Б «Сом» (NATO – “Tango”).
1. Количество подводных лодок проекта: 18
2. Изображение проекта:
вид сбоку по ватерлинию ДПЛ Б-437
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||||
закладки |
спуска |
вступления в строй | |||||
ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" (18) |
|||||||
1 |
101 |
17.09.1971 |
02.09.1972 |
30.12.1972 |
|||
2 |
102 |
27.03.1973 |
15.07.1974 |
31.12.1974 |
|||
3 |
103 |
04.12.1973 |
23.10.1974 |
30.09.1975 |
09.06.1980 - присв. наименование |
||
4 |
104 |
23.10.1974 |
30.07.1975 |
31.12.1975 |
|||
5 |
105 |
30.03.1975 |
29.04.1976 |
29.12.1976 |
2002 - музей в г.Гамбург (Германия) |
||
6 |
111 |
04.12.1975 |
11.09.1976 |
31.12.1976 |
|||
7 |
112 |
05.08.1976 |
29.04.1977 |
25.09.1977 |
|||
8 |
113 |
05.12.1976 |
06.09.1977 |
30.12.1977 |
|||
9 |
114 |
05.09.1977 |
08.05.1978 |
30.09.1978 |
16.04.1991 - присв. наименование |
||
10 |
115 |
08.02.1978 |
27.09.1978 |
29.12.1978 |
|||
11 |
121 |
17.10.1978 |
12.05.1979 |
28.09.1979 |
|||
12 |
122 |
27.01.1979 |
09.10.1979 |
30.12.1979 |
|||
13 |
123 |
31.08.1979 |
17.05.1980 |
09.1980 |
23.05.1985 - присв. наименование |
||
14 |
124 |
07.03.1980 |
30.09.1980 |
30.12.1980 |
2005 - музей в г.Тольятти |
||
15 |
125 |
25.02.1980 |
20.05.1981 |
30.12.1981 |
16.12.1988 - присв. наименование |
||
16 |
131 |
08.01.1981 |
28.08.1981 |
25.12.1981 |
|||
17 |
132 |
10.09.1981 |
22.05.1982 |
20.09.1982 |
|||
18 |
133 |
15.10.1981 |
08.1982 |
30.12.1982 |
11.1982 - присв. наименование | ||
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 641Б: 247, 350 |
4. История проекта:
Модификация проекта 641 - большая торпедная подводная лодка проекта 641Б была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" и представляла третье поколение советских послевоенных ДПЛ. Главным конструктором был З.А. Дерибин, главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга В.А. Маршев, а затем - капитан 2 ранга И.А. Коцюбин.
Классифицировалась как большая подводная лодка и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника при действиях на океанских и морских коммуникациях. Относилась к промежуточному типу между ПЛБ второго и третьего поколений.
ДПЛ проекта 641Б создавались с использованием энергетического оборудования ранее строившихся ДПЛ проекта 641, для которых характерна дизель-электромоторная схема энергоустановки (с дизелями на линии вала, как на ПЛ послевоенной постройки). Вместе с тем на ПЛ проекта 641Б впервые на отечественных ДПЛ установлено современное РЭВ (комплексы НК, ГАК, а также БИУС). ПЛ оснащены автоматизированными системами управления кораблем и его техническими средствами. На ПЛ внедрены средства и мероприятия по акустической защите (противогидролокационными покрытиями облицован наружный корпус, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и др.) Улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами - офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой - в кубриках. Эти лодки имели корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641. В остальном они отличались от базового проекта 641: аккумуляторными батареями повышенной емкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением. Носовые горизонтальные рули убирались в корпус.
ДПЛ проекта 641Б являлась двухкорпусной лодкой, с развитой надстройкой, имевшей возвышение в носовой оконечности (которое служило обтекателем для ряда антенн ГАК, обеспечивало лучшие мореходные качества в надводном положении и снижало уровень шумов в подводном положении), с ожевальной оконечностью легкого корпуса. Цилиндрический прочный корпус с оконечностями в виде усеченных конусов изготовлялся из стали толщиной 22 - 35 мм и делился прочными переборками на семь отсеков. Главный балласт размещался в десяти цистернах, значительная часть которых была оборудована кингстонами и использовалась в качестве топливно-балластных.
ДПЛ проекта 641Б, в отличие от ранее строившихся отечественных ДПЛ, имеет только носовые ТА, увеличенный торпедный боезапас, устройство быстрого заряжания и автоматическую систему управления стрельбой.
В период с 1973 г. по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей проекта 641Б. Все они были построены на ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком. После спуска на воду лодки заводили в транспортные доки и по внутренним водным путям переводили к постоянному месту службы, где они проходили государственные испытания. В процессе проведения среднего ремонта две(?) ПЛ оснастили ГПБА «Пеламида» (одна из них Б-437).
ДПЛ проекта 641Б несли боевую службу в различных районах мирового океана. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995-1996 гг.
5. Схема проекта:
Продольный разрез БПЛ проекта 641Б:
1 — основная антенна ГАК «Рубикон»; 2 — антенны ГАК «Рубикон»; 3 — 533-мм ТА; 4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 5 — носовой аварийный буй; 6 — баллоны системы ВВД; 7 — носовой (торпедный); 8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 9 — торпедопогрузочный и носовой люки; 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»; И — второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек; 12 — жилые помещения; 13 — носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 — выгородка батарейных автоматов; 15 — ходовой мостик; 16 — репитер гирокомпаса; 17 — перископ атаки; 18 — перископ ПЗНГ-8М; 19 — ПМУ устройства РДП; 20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»; 21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»; 22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25; 23 — ПМУ антенны «Тополь»; 24 — боевая рубка; 25 — третий (центрального поста) отсек; 26 — центральный пост; 27 — агрегатные выгородки РЭВ; 28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек; 30 — жилые помещения; 31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ; 32 — пятый (дизельный) отсек; 33 — вспомогательные механизмы; 34 — ДД; 35 — топливные и топливно-балластные цистерны; 36 — шестой (электромоторный) отсек; 37 — электрощиты; 38 — ГГЭД средней линии вала; 39 — кормовой якорный шпиль; 40 — седьмой (кормовой) отсек; 41 — кормовой люк; 42 — ГЭД экономического хода; 43 — средняя линия вала; 44 — кормовой аварийный буй; 45 — приводы кормовых рулей.
Рубка ДПЛ пр. 641Б с выдвижными устройствами:
1 - газовыхлоп ДД; 2 - ПМУ «Тополь»; 3 - ПМУ АП СОРС МРП-25; 4 - ПМУ ВАН; 5 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 6 - ПМУ АП РЛС «Каскад»; 7 - РДП; 8 - перископ зенитный и навигационный; 9 - перископ атаки.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 2750 (2770)* тонн | |
подводное: | 3900 (3600) тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 14,7 (13) узлов | |
полная подводная: | 15 узлов | |
в режиме РДП полным ходом: | 7,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 400 (2,5) миль | |
в режиме РДП: | 14000 (7) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
рабочая: | 240 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 92,0 метров | |
ширина: | 8,6 метра | |
осадка средняя: | около 7 (5,7) метров | |
запас плавучести: | 26,2% | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 24 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 1900 л.с. (типа 2Д42) | |
количество х мощность бортовых ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность среднего ГЭД, л.с.: | 1 х 2700 (ПГ102) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 1 х 140 л.с. (ПГ104) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 60СУ, 4 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 80 суток | |
экипаж: | 62 (78) человека |
* Указаны данные по книге "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство". В скобках указаны данные по книге Апалькова Ю.В. "Подводные лодки".
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И. «"Буки" второго поколения», Техника-Молодежи, №6, 1996г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. «Боевые корабли мира на рубеже ХХ-ХХI веков», ч. 1,Санкт-Петербург, 2000г.
- «История отечественного судостроения», т.5, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Павлов А.С. «Военные корабли России 2001 год», Якутск, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020