Проект 641 (NATO – “Foxtrot”).
Модернизации: И641, И641К, И641М, 641К(?), И641Л(?).
1. Количество подводных лодок проекта: 58+17
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ЛЕНИНГРАД: Завод № 196 ("Судомех") (46) | ||||||
1 |
763 |
03.10.1957 |
28.12.1957 |
25.12.1958 |
||
2 |
764 |
02.02.1958 |
25.04.1958 |
30.09.1959 |
||
3 |
765 |
29.04.1958 |
31.08.1958 |
30.09.1959 |
||
4 |
766 |
18.07.1958 |
05.11.1958 |
05.11.1959 |
11.02.1962 - затонула, поднята | |
5 |
769 |
27.09.1958 |
26.01.1959 |
05.11.1959 |
20.04.1970 - пер. Б-833 | |
6 |
770 |
20.12.1958 |
30.03.1959 |
05.11.1959 |
||
7 |
771 |
25.02.1959 |
30.05.1959 |
15.03.1960 |
20.04.1970 - пер. Б-839 | |
8 |
777 |
23.04.1959 |
15.08.1959 |
28.07.1960 |
||
9 |
778 |
09.06.1959 |
10.10.1959 |
25.08.1960 |
03.08.1977 - пер. Б-326 | |
10 |
779 |
22.08.1959 |
17.12.1959 |
22.09.1960 |
||
11 |
780 |
21.10.1959 |
17.02.1960 |
05.11.1960 |
199? - затонула, поднята | |
12 |
781 |
23.12.1959 |
19.03.1960 |
23.12.1960 |
||
13 |
786 |
21.02.1960 |
06.06.1960 |
10.06.1961 |
||
14 |
787 |
20.04.1960 |
02.08.1960 |
18.04.1961 |
20.04.1970 - пер. Б-856 |
|
15 |
788 |
14.06.1960 |
03.10.1960 |
31.08.1961 |
18.01.1963 - переименована в |
|
16 |
790 |
06.08.1960 |
31.01.1961 |
30.09.1961 |
20.04.1970 - пер. Б-854 |
|
17 |
791 |
26.10.1960 |
18.02.1961 |
16.10.1961 |
1974 - НИС "Юпитер" |
|
18 |
792 |
03.02.1961 |
27.04.1961 |
27.11.1961 |
26.01.1991 - затонула, поднята. |
|
19 |
793 |
14.04.1961 |
29.06.1961 |
15.12.1961 |
||
20 |
794 |
01.07.1961 |
01.10.1961 |
15.06.1962 |
||
21 |
795 |
17.08.1961 |
29.11.1961 |
28.07.1962 |
||
22 |
796 |
30.10.1961 |
31.01.1962 |
30.09.1962 |
20.04.1970 - пер. Б-838 |
|
23 |
797 |
08.01.1962 |
12.04.1962 |
05.11.1962 |
20.04.1970 - пер. Б-853 |
|
24 |
798 |
07.03.1962 |
15.06.1962 |
08.12.1962 |
1980 - НИС "Глобус" |
|
25 |
799 |
09.05.1962 |
21.07.1962 |
18.12.1962 |
||
26 |
800 |
18.08.1962 |
03.11.1962 |
25.06.1963 |
||
27 |
801 |
27.10.1962 |
25.01.1963 |
14.06.1963 |
||
28 |
802 |
22.01.1963 |
05.04.1963 |
20.09.1963 |
20.04.1970 - пер. Б-855 |
|
29 |
806 |
04.04.1963 |
15.06.1963 |
15.05.1964 |
03.11.1987 - перед. ВМС Польши |
|
30 |
807 |
19.06.1963 |
30.08.1963 |
29.05.1964 |
1982 - НИС "Регул" |
|
31 |
808 |
09.08.1963 |
30.11.1963 |
30.07.1964 |
||
32 |
809 |
10.10.1963 |
21.02.1964 |
30.09.1964 |
2004 – затонула, поднята |
|
33 |
810 |
14.12.1963 |
16.04.1964 |
24.12.1964 |
||
34 |
811 |
22.02.1964 |
17.06.1964 |
15.04.1965 |
||
35 |
812 |
18.04.1964 |
25.07.1964 |
28.04.1965 |
20.04.1970 - пер. Б-807 |
|
36 |
813 |
19.06.1964 |
27.10.1964 |
05.08.1965 |
1978 - НИС "Сатурн" |
|
37 |
814 |
26.08.1964 |
22.12.1964 |
06.09.1965 |
20.04.1970 - пер. Б-825 |
|
38 |
815 |
29.10.1964 |
16.02.1965 |
31.10.1965 |
20.04.1970 - пер. Б-821 | |
39 |
816 |
26.12.1964 |
31.03.1965 |
30.11.1965 |
||
40 |
817 |
06.05.1965 |
10.08.1965 |
24.03.1966 |
15.02.1965 - переименована в |
|
41 |
818 |
24.05.1965 |
10.08.1965 |
18.06.1966 |
||
42 |
819 |
13.08.1965 |
16.11.1965 |
31.07.1966 |
||
43 |
820 |
24.09.1965 |
16.11.1965 |
06.09.1966 |
20.04.1970 - пер. Б-840 |
|
44 |
821 |
25.03.1966 |
20.05.1966 |
28.11.1966 |
07.12.1988 (04.02.1989?) перед. |
|
45 |
822 |
07.04.1966 |
20.05.1966 |
24.12.1966 |
||
46 |
Б-46** |
823 |
13.08.1966 |
24.12.1966 |
30.06.1967 |
утилизация предположительна |
ЛЕНИНГРАД: Ново-Адмиралтейский завод (16**) | ||||||
47 |
200 |
12.10.1966 |
24.12.1966 |
30.06.1967 |
1975 - мод по проекту И641 |
|
48 |
210 |
09.02.1967 |
15.04.1967 |
28.12.1967 |
1976 - НИС "Сириус" |
|
49 |
215 |
07.05.1967 |
22.08.1967 |
31.12.1967 |
||
50 |
220 |
29.05.1967 |
22.08.1967 |
25.09.1968 |
30.12.1987 - переименована в |
|
51 |
235 |
28.06.1968 |
07.10.1968 |
25.12.1968 |
c 2000 - музей в г.Калининград |
|
52 |
240 |
18.07.1968 |
25.02.1969 |
04.12.1969 |
||
53 |
245 |
17.06.1969 |
29.08.1969 |
28.12.1969 |
||
54 |
250 |
01.10.1969 |
20.01.1970 |
04.08.1970 |
||
55 |
260 |
24.03.1970 |
29.05.1970 |
06.11.1970 |
1997 - перед. ВМС Украины |
|
56 |
265 |
01.06.1970 |
16.09.1970 |
25.12.1970 |
c 2003 - музей в г.Вытегра |
|
57 |
270 |
18.12.1970 |
02.03.1971 |
10.09.1971 |
утилизация предположительна |
|
58 |
275 |
10.04.1971 |
22.06.1971 |
04.12.1971 |
c 1995 - музей в г.Сидней (Австралия) |
|
59 |
"Kursura" |
255 |
25.12.1968 |
25.02.1969 |
05.09.1969 |
проект И641, в ВМФ СССР - Б-402 |
60 |
"Karanj" |
230 |
24.01.1968 |
28.04.1968 |
02.07.1969 |
проект И641, в ВМФ СССР - Б-405 |
61 |
"Khanderi" |
225 |
05.10.1967 |
29.02.1968 |
19.09.1968 |
проект И641, в ВМФ СССР - Б-401 |
62 |
"Kalvari" |
205 |
27.12.1966 |
04.1967 |
26.10.1967 |
проект И641, в ВМФ СССР - Б-51 |
ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (13**) | ||||||
63 |
"Vela" |
01280 |
28.09.1971 |
28.01.1972 |
10.10.1972 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-456 |
64 |
"Vagir" |
01285 |
29.04.1972 |
07.07.1972 |
05.07.1973 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-470 |
65 |
"Vagli" |
01290 |
01.02.1973 |
19.04.1973 |
16.12.1973 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-464 |
66 |
"Vaghsheer" |
01295 |
28.09.1973 |
27.03.1974 |
20.09.1974 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-522 |
67 |
"Al Badr" |
01296 |
23.12.1975 |
16.04.1976 |
08.10.1976 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-533 |
68 |
"Al Khyber" |
01207 |
12.03.1981 |
19.06.1981 |
25.10.1981 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-587 |
69 |
"Al Hunain" |
01208 |
26.02.1982 |
11.06.1982 |
28.09.1982 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-588 |
70 |
"Al Mitraga" |
01206 |
05.04.1980 |
14.07.1980 |
21.11.1980 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-590 |
71 |
"Al Fateh" |
01297 |
26.09.1976 |
17.02.1977 |
15.09.1977 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-311 |
72 |
"Al Ahad" |
01298 |
05.03.1977 |
20.05.1977 |
27.10.1977 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-330 |
73 |
01299 |
14.04.1978 |
11.09.1978 |
10.12.1978 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-309 |
|
74 |
01209 |
03.03.1983 |
10.09.1983 |
20.10.1983 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-510 |
|
75 |
01205 |
27.03.1979 |
27.06.1979 |
30.11.1979 |
проект И641К, в ВМФ СССР - Б-586 | |
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 641: |
* распространенные ошибки:
- часто указывается на передачу ВМС Польши ПЛ Б-38 и Б-40 (на самом деле Б-29 и Б-98);
- сайт http://www.warships1.com/RUSss30_Foxtrot_name.htm
ошибочно указывает на передачу ВМС Польши ПЛ Б-397 и Б-400;
- статья И.Боечина «Буки второго поколения»
ошибочно указывает о наименовании Б-405 как «Тюменский комсомолец»;
- часто ошибочно указывается на то, что Б-143 находится
как музей в г.Зеебрюгге (Бельгия), там находится Б-21;
- во многих источниках ошибочно указывается на то, что при буксировке в 2004 году затонула Б-101
(на самом деле - Б-15).
- во многих источниках ошибочно указывается о передаче Б-15 в музей в Нью-Вестминстере (Канада), эта ПЛ разделана на метал на Дальнем Востоке.
- во многих источниках ошибочно указывается о нахождении Б-39 в музее в Фолкстоне (Великобритания), на самом деле она находится в Сан-Диего (США).
** корабли с двигателями 2Д42.
4. История проекта:
Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.
По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м; 2-й – жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.
Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом "Ленинград-641".
В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.
Новым было гидроакустическое, радио и
локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных
целей "Флаг", гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы
чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая в активном
режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов,
система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки
"Накат".
При строительстве кораблей был выявлен ряд недостатков (снижение поперечной остойчивости в подводном положении, отсутствие запаса по водоизмещению для модернизации). Поэтому последние корабли (которые строились на ЛАО) были перепроектированы. Были заменены 2-х тактные дизеля типа 37Д на 4-х тактные типа 2Д42 и АБ типа 46СУ на АБ повышенной емкости типа 48СМ, в результате был полностью перекомпонован 5-й отсек (в некоторых источниках иногда называются как проект 641К).
В НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу. Польше передали два серийных корабля. В 1965г. специально для экспорта в Индию была разработана модификация И641 (ЛПМБ «Рубин», главные конструкторы З.А. Дерибин и Ю.Н. Кормилицин). На этих кораблях оставили АБ типа 46СУ, увеличили запасы пресной воды и убрали 2 каюты в 4-м отсеке, за счет чего разместили установку кондиционирования СПХМ-ФУ-90. Индии были переданы 4 корабля, 2 из них модернизировали на «Дальзаводе» по проекту И641М. В 1972-1983гг было построено еще 13 кораблей (4 – Индия, 6 – Ливия (в некоторых источниках - проект И641Л), 3 – Куба) по дополнительно доработанному проекту И641К, имевшему уменьшенный до 400-мм калибр кормовых торпедных аппаратов (главный конструктор Ю.Н. Кормилицин)
Спустя некоторое время на части лодок обновили оборудование и вооружение, однако это сочли недостаточным, и было решено провести более глубокую модернизацию. Усовершенствованный проект получил наименование 641Б.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта (для ПЛ постройки до 1966 года):
водоизмещение | ||
надводное: | 1952 тонны | |
подводное: | 2550 (2475?) тонны | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 16,8 узлов | |
наибольшая подводная: | 16,0 узлов | |
экономическая подводная: | 2,0 узла | |
в режиме РДП: | 8,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении при усиленном запасе топлива: | 30000 (8,1) миль | |
в подводном положении: | 15,3 (16) миль, 400 (2) мили | |
в режиме РДП при усиленном запасе топлива: | 17900 (8) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 280 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 91,3 метра | |
ширина: | 7,5 метров | |
осадка средняя: | 5,1 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 22 | |
число и тип мин (взамен торпед): | 32 (МДТ) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1х2700 (ПГ102), 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 1 х 140 л.с. (ПГ104) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 4 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 90 суток | |
экипаж: | 70 человек (в т.ч. 12 офицеров) |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И. "Буки" второго поколения", Техника-Молодежи, №6 1996г.
- Александров Ю.И. Гусев А.Н. "Боевые корабли мира на рубеже ХХ-ХХI веков", Часть 1, Санкт-Петербург, 2000г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Информация подобранная и переработанная Романом Казачковым.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com.
- Информация с сайта http://www.polishnavy.pl
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022