Проект 636 "Варшавянка"(NATO – “Improved Kilo”).
Модернизации:
Проект 636М - улучшенный проект с дальнобойными крылатыми ракетами «Club-S»
Проект 06361 - дальнейшее развитие проекта 636М, для инозаказчика
Проект 06363 - дальнейшее развитие проекта 636М, для ВМФ России
1. Количество подводных лодок проекта: 2 (636), 10 (636М), 8 (06361) и 11 + 1 постройка + 1 план (06363)
2. Изображение проекта:
вид сбоку ПЛ проекта 636 и 636М
вид сбоку ПЛ проекта 06361 и 06363
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты | |||
закладка |
спуск на воду |
вступление |
передача заказчику | ||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП «Адмиралтейские верфи» (2) проект 636 | |||||
"Yuan Zhend 66 Hao" |
01616 |
16.07.1996 |
26.04.1997 |
26.08.1997 |
12.11.1997 - ВМС Китая |
"Yuan Zhend 67 Hao" |
01327 |
28.08.1997 |
18.06.1998 |
25.10.1998 |
02.12.1998 - ВМС Китая |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО «Адмиралтейские верфи» (7) проект 636М | |||||
"Yuan Zhend 68 Hao" |
01329 |
18.10.2002 |
27.05.2004 |
20.10.2004 |
10.12.2004 - ВМС Китая |
"Yuan Zhend 69 Hao" |
01330 |
18.10.2002 |
19.08.2004 |
05.2005 |
05.05.2005 - ВМС Китая |
"Yuan Zhend 70 Hao" |
01331 |
2004? |
2005 |
05.2005 |
2005 - ВМС Китая |
"Yuan Zhend 71 Hao" |
01332 |
2004? |
26.05.2005 |
2005 |
2005 - ВМС Китая |
"Yuan Zhend 72 Hao" |
01333 |
2004? |
26.08.2005 |
30.05.2006 |
30.05.2006 - ВМС Китая |
"Messali el Hadj" |
01336 |
2006 |
20.11.2008 |
28.08.2009 |
31.03.2010 - ВМС Алжира |
"Akram Pacha" |
01337 |
2007 |
09.04.2009 |
29.10.2009 |
27.07.2010 - ВМС Алжира |
НИЖНИЙ НОВГОРОД : ОАО «Завод Красное Сормово» (1) проект 636М | |||||
"Yuan Zhend 73 Hao" |
611 |
07.1992 |
08.05.2004 |
05.08.2005 |
в ВМФ СССР и России - Б-340 |
СЕВЕРОДВИНСК: ФГУП/ОАО «ПО «СЕВМАШ» (2) проект 636М | |||||
"Yuan Zhend 74 Hao" |
01701 |
29.05.2003 |
21.05.2005 |
17.11.2005 |
12.2005 - ВМС Китая |
"Yuan Zhend 75 Hao" |
01702 |
29.05.2003 |
14.07.2005 |
24.11.2005 |
12.2005 - ВМС Китая |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ОАО «Адмиралтейские верфи» (11+1+1) проект 06363 | |||||
01670 |
20.08.2010 |
28.11.2013 |
22.08.2014 |
||
01671 |
21.11.2011 |
26.06.2014 |
30.12.2014 |
13.09.2023 - повреждена при | |
01672 |
17.08.2012 |
28.08.2014 |
03.07.2015 |
||
01673 |
20.02.2014 |
25.04.2015 |
05.11.2015 |
2023 - ремонт | |
01674 |
30.10.2014 |
18.03.2016 |
26.10.2016 |
||
01675 |
30.10.2014 |
31.05.2016 |
24.11.2016 |
| |
01614 |
28.07.2017 |
28.03.2019 |
25.11.2019 |
||
01615 |
28.07.2017 |
26.12.2019 |
24.10.2020 |
||
01616 |
01.11.2019 |
26.03.2021 |
12.10.2021 |
||
01617 |
01.11.2019 |
31.03.2022 |
16.11.2022 |
||
01618 |
23.08.2021 |
27.04.2023 |
28.11.2023 |
||
01619 |
23.08.2021 |
11.10.2024 |
план 2024? |
для ТОФ ВМФ РФ | |
Б-? "Ижевск"(?)/ "Петрозаводск"(?) |
01620? |
план 2024? |
план 2025? |
план 2025? |
08.2020 - заключен контракт |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ОАО «Адмиралтейские верфи» (8) проект 06361 | |||||
"Ha Noi" |
01339 |
23.08.2010 |
28.08.2012 |
07.11.2013 |
31.12.2013 - доставка |
ТР "Ho Chi Minh" |
01340 |
28.09.2011 |
28.12.2012 |
16.01.2014 |
19.03.2014 - доставка |
"Hai Phong" |
01341 |
28.03.2012 |
28.08.2013 |
14.03.2014 |
31.01.2015 - доставка |
"Khanh Hoa" |
01342 |
23.10.2012 |
28.03.2014 |
13.05.2015 |
30.06.2015 - доставка |
"Da Nang" |
01343 |
01.07.2013 |
28.12.2014 |
11.2015 |
03.02.2016 - доставка |
"Ba Ria-Vung Tau" |
01344 |
28.05.2014 |
28.09.2015 |
11.2016 |
20.01.2017 - доставка |
"Ouarsenis" |
01346 |
2016 |
14.03.2017 |
04(?).2018 |
10.2018 - доставка |
"Hoggar" |
01347 |
2016 |
29.06.2017 |
09(?).2018 |
11.2018 - доставка |
4. История проекта:
ДПЛ проекта 636 шифр "Варшавянка" является экспортной модификацией улучшенных ДПЛ проекта 877, созданных для Российского ВМФ. ДПЛ проекта 636 относятся к второй серии экспортных ПЛ типа Kilo (Improved Kilo) и отличаются от первой серии экспортных ПЛ этого типа (проект 877ЭКМ) начинкой: 36 единиц оборудования были созданы специально для проекта 636, начиная от модернизированного сонара и кончая многими преобразователями, вентиляторами, главным электродвигателем, дизель-генератором, двигателем экономического хода и многими другими элементами. Все вышеперечисленные двигатели обладают меньшей вибрацией, а, следовательно, и меньшей шумностью, имеют новую амортизацию, большую мощность, поэтому лодка проекта 636 имеет максимальную скорость 20 узлов и значительно меньшую шумность. Таким образом, лодки проекта 636 видят лодки проекта 877ЭКМ на дистанции в несколько раз более дальней. При этом их наибольшая длина увеличилась на 1,2 м и несколько возросло водоизмещение. Архитектурно-конструктивная схема корабля, компоновка вооружения, механизмов и оборудования ПЛ проектов 877ЭКМ и 636 идентичны.
Одновременно в ЦКБ "Рубине" был разработан проект 636М, отличающийся от базового 636 наличием ракетного комплекса, новейшего инерциального навигационного комплекса, современного перископа с каналом ночного видения, телевизионным каналом и лазерным дальномером, буксируемой связной антенны СДВ и KB диапазонов, более мощного гидроакустического комплекса, аккумуляторной батареи с увеличенным в 2,5 раза сроком службы при той же мощности, более мощной энергетической установкой и другими усовершенствованиями. По мнению экспертов, в таком оснащении подводные лодки класса "Improved Kilo" третьего российского поколения будут конкурентоспособны вплоть до 2010 года. При этом они не утратят возможности для дальнейшей модернизации.
3 мая 2002г. Россия подписала контракт с Китаем на постройку восьми дизельных подводных лодок 636М проекта с дальнобойными крылатыми ракетами «Club-S». Раработчик МПБ «Новатор» представляет для комплекса «Club-S» ракеты 3М-54Э или 3М-54Э1 (противокорабельные) и 3М-14Э (для поражения наземных целей). "Изюминка" 3М-54Э - большая (220 км) дальность полета на дозвуковой скорости, и переход на сверхзвук в 20 км от цели. Вариант 3М-54Э1 таким свойством не обладает, зато он имеет дальность стрельбы до 300 км и более мощную (300 кг против 220 кг) БЧ.
Расклад по подрядам на строительство ПЛ для ВМС Китая выглядел так: пять лодок построено на петербургском заводе «Адмиралтейские верфи», две - на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске и одна - на нижегородском предприятии «Красное Сормово», входящем в группу «Объединенные машиностроительные заводы». Все подводные лодки были переданы заказчику в 2005 - 2006 годах.
В 2006 году ФГУП «Адмиралтейские верфи» заключило контракты на поставку двух ПЛ проекта 636М для ВМС Алжира (возможно будет построено еще две ПЛ этого проекта). Обе ПЛ переданы заказчику в 2010 году. 15.12.2009г. Россия заключила контракт с Вьетнамом на поставку 6 ПЛ проекта 06361 (вариант обозначения - 636.1, дальнейшее развитие проекта 636М или его новое обозначение). По состоянию на 2013 год планируемые сроки постройки и передачи серии ПЛ для ВМС Вьетнама - 2010 - 2018 год. С 2007 года ведутся переговоры о постройке двух ПЛ для ВМС Индонезии (возможно контракт будет увеличен до шести ПЛ), однако из-за проблем с финансированием поставщик еще не определен (по состоянию на конец 2012 года).
20.08.2010 на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония закладки ПЛ "Новороссийск" проекта 06363 (вариант обозначения - 636.3). Это головная подводная лодка модифицировнного проекта 636М для Военно-морского флота России (в прессе в 2010-2011 году говорилось о серии из трех кораблей, но в феврале 2012 была озвучена новая цифра - шесть). Строительство кораблей будет вестись прогрессивным модульно-агрегатным методом с применением информационных технологий а также с использованием передовых технологий по сборке и сварке корпусных конструкций, монтажу систем и оборудования.
06.02.2012 командующий ЧФ контр-адмирал Александр Федотенков в своем интервью заявил, что Черноморский флот России получит до 2017 года шесть новых дизель-электрических подводных лодок проекта 636. "Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну - в 2015 году и две - в 2016 году для формирования полноценной бригады подводных лодок Черноморского флота», - сказал А.Федотенков. Большая часть новых ПЛ будет строится на ОАО "Адмиралтейские Верфи", а две ПЛ будут строится на ОАО "ПО "Севмаш", о чем в своем интервью сказал первый заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» - начальник производственно-диспетчерского отдела Михаила Будниченко (опубликовано в газете "Корабел" № 85 от 01.11.2011): "С марта 2012 года начинается работа по строительству двух дизель-электрических подлодок для ВМФ России. Сейчас идут предконтрактные переговоры, подготовка производства начнётся уже в январе". Однако в феврале 2012 года в прессе появилась информация со ссылкой на ОАО "Адмиралтейские Верфи" о том, что все 6 лодок контракта для ВМФ России будут строиться на "Адмиралтейских верфях" и, что строительство двух лодок из шести на ОАО "ПО "Севмаш" более не планируется.
В 2014 году Россия и Алжир подписали контракт на строительство до 2018 года еще двух дизель-электрических подлодок проекта 06361. По сообщениям СМИ на этих ПЛ впервые будут установлены новые системы обеспечения жизнедеятельности экипажа - снятия давления в отсеках и азотного пожаротушения, а также новые компьютеризированные системы.
19.01.2016 года ИА PrimaMedia сообщило, что Тихоокеанский флот ВМФ России в ближайшие 10 лет пополнится 10-12 новейшими многоцелевыми дизель-электрическими подлодками проекта 636.3, вооруженных крылатыми ракетами "Калибр". Таким образом, ТОФ будет усилен для сдерживания Японии и обеспечения паритета с флотом США в этом регионе. О планах постройки новых подлодок для ТОФ в эфире радиостанции "Русская служба новостей" заявил начальник управления кораблестроения ВМФ капитан первого ранга Владимир Тряпичников, сообщает РИА PrimaMedia. Серия ПЛ проекта 636.3, которую планируется построить для Тихоокеанского флота ВМФ РФ, предназначена для преодоления появившегося в постсоветский период отставания подводных сил России от Японии. Об этом "Ленте.ру" сообщил источник в военном ведомстве. "Потребность Тихоокеанского флота в современных дизельных подлодках составляет 10-12 единиц на ближайшее десятилетие, — уточнил собеседник издания. — В сочетании с атомным подплавом это число позволит обеспечить превосходство над ВМС Японии в приграничных водах (подводный флот Японии насчитывает 17 современных дизельных субмарин), а также паритет с ВМС США" (подробнее: http://primamedia.ru/news/society/19.01.2016/484968/tihookeanskiy-flot-vmf-rossii-usilyat-10-12-novimi-podlodkami-s-krilatimi-raketam.html). В Главном штабе ВМФ России "Интерфаксу" сообщили, что "Адмиралтейские верфи" построят для Тихоокеанского флота шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, способных нести крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". Госконтракт на строительство очередной шестерки подводных носителей "Калибров" был подписан в ходе Международного военно-технического форума "Армия-2016". Планируется, что подводные лодки войдут в состав ТОФ". Как сообщило 25 августа 2020 года информационное агентство ТАСС, Министерство обороны России подписало контракты на строительство двух больших дизельных подводных лодок проектов 06363 и 677 (предположительно улучшенный вариант - проект 667М). Церемония подписания госконтрактов состоялась на форуме "Армия-2020".
02.07.2021 появилась информация от МО РФ о том, что Балтийский флот получит на вооружение дизель-электрические подводные лодки проекта 06363 "Варшавянка", и решение об этом уже принято. Первая ПЛ уже получила название "Петрозаводск" ("Ижевск"?) и будет заложена на "Адмиралтейских верфях" в ближайшее время в рамках контракта, заключенного в 2020 году.
16.06.2022 появилась информация о том, что серия из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 06363 "Варшавянка" будет построена на "Адмиралтейских верфях" для Северного флота РФ. Об этом сообщили ТАСС в оборонно-промышленном комплексе.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта 636:
водоизмещение | ||
нормальное: | 2350 тонн | |
подводное: | 3100 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 11,0 узлов | |
наибольшая подводная: | 19,0-20,0 узлов | |
экономическая подводная: | 3,0 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 400 (3) миль | |
в режиме РДП: | 7500 (7) миль | |
глубина погружения | ||
глубина погружения: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 73,8 метра | |
ширина: | 9,9 метров | |
осадка средняя: | 6,2 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 18 | |
число мин (взамен торпед): | 24 | |
ракетный комплекс Club-S | на проекте 636 - нет | |
боекомплект ЗУР: | 6 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая с полным электродвижением | |
количество х мощность дизелей, кВт: | 2 х 1500 | |
количество х мощность ГЭД, кВт: | 1 х 4050 | |
количество х мощность ЭД ЭХ, кВт: | 1 х 95 | |
количество валов: | 1 | |
тип АБ, число групп АБ: | свинцово-кислотные, 2 | |
обитаемость | ||
автономность: | 45 суток | |
экипаж: | 52 человек |
7. Источники:
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Санкт-Петербург, 2000г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Санкт-Петербург, 2000г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Алексеев А.Н. "Новые "Варшавянки" для китайского флота", ВТА "Тайфун", Выпуск 47.
- Информация с сайта СКБ «Рубин» http://nserver.ckb-rubin.ru
- Статья Ю. Кормилицина "Рубин" Широкий спектр предложений международного сотрудничества"
- Статья Смирнова Н. "Заветное число успеха – 636" (http://www.vdvsn.ru)
- Интервью с Начальником ЦКБ МТ "Рубин" и Президентом ФПГ "Морская техника" Спасским И. Д. (http://www.cast.ru)
- "Длинные руки для авиации и флота" Независимое Военное Обозрение, 24 августа 2001 г. (http://www.avia.ru)
- Информация с сайта "Судостроение" (http://www.setcorp.ru)
- Информация с сайта "Архангельские новости" (http://www.regnum.ru)
- Информация с сайта (http://www.sinodefence.com)
- Информация с сайта (http://www.29.ru)
- Информация с сайта (http://mfit.ru)
- Информация с сайта (http://www.vestsnab.ru)
- Фотография Николаева А.С.
- Информация с сайта "Рамблер" (В Петербурге сегодня заложена новая подлодка для Черноморского флота России)
- Информация с сайта "Актуальные комментарии" (Число подлодок на Черноморском флоте вырастет в семь раз)
- Информация с сайта FLOT.com (Подводная лодка "Ростов-на-Дону" заложена на Адмиралтейских верфях)
- Информация с сайта "Флот2017" ("Севмаш" построит две подводные лодки для Черноморского флота)
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024