Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).
Модернизации 877Э, 877ЭКМ, 877В, 877ЛПМБ, 08773.
Модернизации кораблей проекта 877 в 2012-2016гг.
Нереализованный проект 877ЭК
1. Количество подводных лодок проекта: 24 + 19 экспорт + 1 достроена по проекту 636М
2. Изображение проекта:
вид сбоку первых ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-401 и Б-402)
вид сбоку серийных ПЛ 877 проекта
вид сбоку последних 8 ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-345)
вид сбоку ПЛ проекта 877В (ПЛ Б-871)
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Завод. номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" им. А.А. Жданова (9 + 8 экспорт + 1 достроена по проекту 636М) |
||||||
1 |
601 |
06.10.1982 |
15.03.1984 |
30.09.1984 |
18.07.1998 - пер. в Новосибирск, снято |
|
2 |
602 |
24.08.1983 |
23.09.1984 |
30.12.1984 |
03.03.1997 - пер. в Вологда, снято |
|
3 |
Orzel |
603 |
29.09.1984 |
07.06.1985 |
29.11.1985 |
проект 877Э, в ВМФ СССР - Б-351 |
4 |
605 |
29.09.1986 |
30.07.1988 |
27.12.1988 |
27.12.1999 - пер. в Ярославль, снято |
|
5 |
606 |
05.03.1987 |
07.05.1989 |
30.09.1989 |
постр. по пр. 877ЛПМБ |
|
6 |
607 |
17.05.1988 |
09.1989 |
30.12.1990 |
постр. по пр. 877В |
|
7 |
608 |
25.02.1988 |
29.04.1990 |
30.09.1990 |
02.08.1997 - пер. во Владикавказ |
|
8 |
609 |
26.10.1988 |
22.09.1990 |
30.12.1990 |
06.2001 - пер. в Магнитогорск |
|
9 |
610 |
03.11.1989 |
27.07.1991 |
30.12.1991 |
12.2000 - пер. в Липецк |
|
10 |
"Yuan Zhend 73 Hao" |
611 |
07.1992 |
08.05.2004 |
05.08.2005 |
в ВМФ СССР и России - Б-340 |
11 |
"Delfinul" |
401 |
06.04.1984 |
20.09.1985 |
29.09.1985 |
проект 877Э, в ВМФ СССР - Б-801 |
12 |
403 |
15.10.1984 |
30.04.1986 |
25.09.1986 |
постр. по пр. 877ЭКМ |
|
13 |
"Rais Hadi Mubarek" |
404 |
14.02.1985 |
26.07.1986 |
29.11.1986 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-861 |
14 |
"Sindhuraj" |
405 |
19.06.1985 |
18.04.1987 |
02.09.1987 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-890 |
15 |
"Rais Hadi Slimane" |
411 |
26.07.1986 |
10.07.1987 |
25.11.1987 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-386 |
16 |
"Sindhuratna" |
412 |
15.05.1986 |
15.04.1988 |
14.08.1988 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-803 |
17 |
"Yuan Zhend 64 Hao" |
413 |
23.03.1989 |
31.05.1994 |
10.11.1994 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-185 |
18 |
"Yuan Zhend 65 Hao" |
414 |
18.11.1990 |
31.03.1995 |
14.08.1995 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-188 |
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (15) | ||||||
19 |
451 |
16.03.1980 |
12.09.1980 |
31.12.1980 |
||
20 |
452 |
22.02.1981 |
23.08.1981 |
30.12.1981 |
19.03.2006 - пер. в Чита | |
21 |
453 |
23.02.1982 |
16.09.1982 |
27.12.1982 |
07.2008 - пер. в Выборг | |
22 |
464 |
23.02.1983 |
15.07.1983 |
30.10.1983 |
27.06.2006 - затонула | |
23 |
465 |
07.05.1983 |
24.09.1983 |
30.12.1983 |
||
24 |
466 |
20.04.1984 |
21.09.1984 |
30.12.1984 |
||
25 |
467 |
06.05.1985 |
27.08.1985 |
30.12.1985 |
||
26 |
468 |
04.04.1986 |
31.07.1986 |
30.12.1986 |
||
27 |
469 |
21.03.1987 |
26.09.1987 |
30.01.1988 |
2006 - получила наим. | |
28 |
470 |
15.04.1988 |
03.09.1988 |
30.12.1988 |
30.12.1987 - получила наим. | |
29 |
471 |
26.05.1989 |
23.09.1989 |
30.01.1990 |
19.03.2003 - пер. в Усть-Камчатск |
|
30 |
472 |
05.05.1990 |
04.10.1990 |
30.12.1990 |
19.03.2003 - пер. в Усть-Большерецк |
|
31 |
473 |
07.05.1991 |
05.10.1991 |
30.12.1991 |
15.07.2015 - получила наим. |
|
32 |
474 |
08.05.1992 |
25.09.1992 |
30.12.1992 |
2007 - пер. в Кранокаменск | |
33 |
475 |
22.04.1993 |
06.10.1993 |
22.01.1994 |
2009 - пер. в Могоча | |
ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение, с 1992 - ФГУП "Адмиралтейские Верфи" (11) |
||||||
34 |
"Sindhugosh" |
01307 |
29.05.1983 |
29.07.1985 |
25.11.1985 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-888 |
35 |
"Sindhudhvaj" |
01309 |
01.04.1986 |
27.07.1986 |
25.11.1986 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-898 |
36 |
"Sindhuvir" |
01311 |
15.05.1987 |
13.09.1987 |
25.12.1987 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-860 |
37 |
"Sindhukesari" |
01313 |
20.04.1988 |
16.08.1988 |
29.10.1988 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-804 |
38 |
"Sindhukirti" |
01315 |
05.04.1989 |
26.08.1989 |
30.10.1989 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-468 |
39 |
"Sindhuvijay" |
01317 |
06.04.1990 |
27.07.1990 |
27.10.1990 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-597 |
40 |
"Tareg" |
01319 |
05.04.1991 |
25.09.1991 |
25.12.1991 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-175 |
41 |
"Noor" |
01321 |
30.04.1992 |
16.10.1992 |
31.12.1992 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-224 |
42 |
"Yunes" |
01323 |
05.02.1992 |
12.07.1994 |
02.09.1996 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-220 |
43 |
"Sindhurakshak" |
01325 |
16.02.1995 |
26.06.1997 |
02.10.1997 |
проект 877ЭКМ, в ВМФ России - № 477 |
44 |
"Sindhushastra" |
01618 |
12.12.1998 |
14.10.1999 |
16.05.2000 |
проект 08773, в ВМФ России - № 477 |
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 877: |
- В зарубежных источниках упоминаются ПЛ Б-354, Б-425, Б-300 этого проекта. Очевидно это искаженные номера существующих ПЛ.
- В некоторых источниках указывается, что еще были заложены и разобраны по два корпуса ПЛ в г.Горьком (№612 и №613) и в г.Комсомольск-на-Амуре (№476 и №477)
4. История проекта:
В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио, электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера проекта 877, присвоили и имя собственное - "Варшавянка".
Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ "Рубин" во главе с Ю.Н.Кормилицыным. Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный, легкий корпус "Варшавянки" выполнили веретенообразным, с отношением длины к ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне.
Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м - аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й - жилой, двухпалубный, на верхнем "этаже" размещены камбуз и каюты, а на нижнем - опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м - гребные электродвигатели, а в 6-м - электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.
Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, - готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс "Стрела-3", для использования в надводном положении.
В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько – главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных резервных. Все они работают на один гребной винт, а он - 6-лопастной, со сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура - двух видов. Активная посылает импульсы и по эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост, изолированный от других отсеков.
Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.
Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, класса «Танго» - даже три».
В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта выпускали в Ленинграде, и на заводе "Красное Сормово". После того, как их в 1981 г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение "Кило".
Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ 877 проекта (далее все) оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из ЗПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотистые ГГЭД и ДЭХ (по сравнению с Б-401 и Б-402) и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее.
Восемь последних кораблей серии построили по несколько измененному проекту (в некоторых источниках 877М(?)). Благодаря увеличению корпуса на две шпации (600 мм х 2) на них смонтировали новые, более мощные (в 1,5 раза) ДГ, с усовершенствованной амортизацией платформы, низкооборотный ГЭД, якорь Холла убирающийся во внутрь (на предыдущих якорь-щит). Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей.
ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).
Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной лодке по немного измененному проекту - 877Э.
На базе этого проекта были разработаны еще две модификации, на которых была обеспечена возможность эксплуатации механизмов и оборудования в тропических условиях: проект 877ЭК(экспортный капиталистический), а также проект 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный). Первый так и не был осуществлен, а по второму в период с 1983 по 2000 год в общей сложности было построено 18 лодок. Одна из этих ДПЛ (Б-806) построена для ВМФ СССР в 1986 году и использовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Усть-Двинск (позже переведена в Кронштадт, прошла ремонт), была приписана к центру подготовки подводников. Последние две ПЛ этого проекта строились как "Improved Kilo", а в некоторых источниках указывается, что последняя из этих ПЛ ("Sindhusharstra"), была построена для ВМС Индии по проекту 08773 (доработанный проект 877ЭКМ, имеет ракетный комплекс и ряд других усовершенствований, приближающих его к проекту 636). 7 кораблей ВМС Индии прошли средний ремонт и модернизацию на "Адмиралтейских Верфях" в Санкт-петербурге (2) и на "Звездочке" в Северодвинске (5). Оставшиеся 2 корабля первой серии будут модернизированы на верфи Хиндустан (Индия, Hindustan SY Ltd). Модернизация (очевидно, также по проекту 08773) включала в себя установку комплекса Club-S ASCM с системой управления Lama-ER, новый ГАК MГK-400ИM (MGK-EM), а также новые системы управления и обслуживания (такие как Палладий-М и т.п.). В 2006 году заключен контракт с Алжиром на модернизацию двух ДПЛ ("Адмиралтейские верфи"). Так же велись (по состоянию на 2007 год) переговоры о ремонте и модернизации трех иранских подводных лодок ("Звездочка") - на 2012 год, по сообщению ИА, все ПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана находятся в боевом строю.
"Варшавянка" оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище "черная дыра"). На базе проекта 877ЭКМ для ВМС КНР был разработан проект 636, а позже и проект 636М.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛ проекта 877:
1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — 533-мм ТА; 3 — первый (носовой или торпедный) отсек;
4 —
якорный шпиль; 5 — носовой люк; 6 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания;
7 — носовой горизонтальный руль с
механизмом заваливания и приводами; 8 — жилые помещения;
9 — носовая группа АБ;
10 — репитер гирокомпаса; 11 — ходовой мостик;
12 — перископ атаки ПК-8,5; 13 —
зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
14 — ПМУ устройства РДП; 15 — прочная
рубка; 16 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»;
17 — ПМУ антенны радиопеленгатора
«Рамка»; 18 — ПМУ антенны СОРС МРП-25;
19 — контейнер (кранец) для хранения
ЗР ПЗРК «Стрела-ЗМ»; 20 — второй отсек;
21 — центральный пост; 22 — третий
(жилой) отсек; 23 — кормовая группа АБ;
24 — четвертый (дизель-генераторный)
отсек; 25 — ДГ; 26 — баллоны системы ВВД;
27 — пятый (электромоторный) отсек;
28 — ГГЭД; 29 — аварийный буй;
30 — шестой (кормовой) отсек; 31 —
кормовой люк; 32 — ГЭД экономического хода;
33 — приводы кормовых рулей; 34 —
линия вала; 34 — кормовой вертикальный стабилизатор.
Схема размещения ВУ
1 - ПМУ АП СОРС МРП-25; 2 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 3 - ПМУ АП РЛС «Каскад»;
4 - РДП; 5 - ПМУ «Кипарис»; 6 - перископ зенитный и навигационный; 7 - перископ атаки
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 2300 тонн | |
подводное: | 3040 (3076?) тонн | |
скорость хода | ||
надводная: | 10 узлов | |
подводная: | 17 узлов (19 - на последних 8 кораблях проекта 877) | |
экономическая подводная: | 3,0 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 400 (3) мили | |
в режиме РДП: | 6500 (7) миль с увел. запасом топлива | |
глубина погружения | ||
предельная: | 350 метров (300 - для 877ЭКМ) | |
рабочая: | 240 (250?) метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 72,6 метров (73,8 - на последних 8 кораблях проекта 877) | |
ширина: | 9,9 метра | |
осадка средняя: | 6,2 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
запас плавучести: | 32% | |
вооружение | ||
ракетный комплекс (только на проекте 08773): | Ciub-S | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 18 (торпеды СЭТ-65Э, ТЭСТ-71М, 53-65К и УСЭТ-80К) | |
число и тип мин (взамен торпед): | 24 мины ДМ-1 | |
тип ПЗРК: | «Стрела-ЗМ» или «Игла-1», 1 контейнер | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая с полным электродвижением | |
количество х мощность дизелей, кВт.: | 2 х 1000 типа ДЛ42МХ (2 х 1500 типа 30ДГ на последних 8 кораблях проекта 877) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 5500 типа ПГ-141 (1 х 5500 типа ПГ-165, на последних 8 кораблях проекта 877, 1 х 4050 - на 877ЭКМ) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 1 х 190 (ПГ-166) | |
количество (тип) х мощность резер. ГЭД, л.с. | 2 х 102 (ПГ-168) | |
количество и тип движителей: | 1 малошумный ВФШ | |
запасы дизельного топлива, т.: | 172 | |
число групп АБ х число элементов: | 2 х 120 | |
обитаемость | ||
автономность: | 45 суток | |
экипаж: | 57 (52 - 877ЭКМ) человека |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Санкт-Петербург, 2000г.
- Павлов А.С. "Боевые корабли России 2001г", Якутск, 2001г.
- Боечин И. "Их прозвали "Варшавянками"…", Техника-Молодежи, №11, 1996г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Информация от ветеранов-подводников 161-й БрПЛ КСФ
- Статья Сафронова И. и Лантратова К. "Флот начал распродажу подлодок", Коммерсантъ, №219, 23.11.2004г.
- Информация с сайта http://www.vimi.ru.
- Информация с сайта http://www.warships1.com.
- Информация с сайта http://www.bharat-rakshak.com
- Информация с сайта http://www.hazegray.org
- Информация с сайта http://membres.lycos.fr
- Информация с сайта http://azulene.ineos.ac.ru
- Информация с сайта "Северный рабочий"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024