Проект 2800-тонного подводного крейсера Балтийского Завода (1915-1916гг).
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В "Программе судостроения подводных лодок
1915г.", наряду с ПЛ типов "Б-1",
"В-1" и
"Г-1", предусматривалась
постройка двух опытных ПЛ по особым заданиям. Согласно первоначальному ТЗ, это
должны были быть быстроходные эскадренные ПЛ, способные действовать совместно с
соединениями НК. Торпедное вооружение должно было включать 18 ТА (4 носовых и 2
кормовых трубчатых калибра 533-мм, 6 траверзных трубчатых калибра 533-мм и 6
бортовых решетчатых). Артиллерийское вооружение: 2 х 100-мм орудия, 1 х 75-мм
зенитное орудие, 2 пулемета.
Балтийский завод разработал
проект ПЛ водоизмещением 1998 т.
Следующим проектом, после этого, был проект подводного крейсера водоизмещением
около 3000 т с выдвижными башенными артиллерийскими установками. Проекты таких
ПЛ разрабатывались на Балтийском и Адмиралтейском заводах. Проект Балтийского
завода - двухкорпусная ПЛ водоизмещением
2800 т.
Подводный крейсер был спроектирован двухкорпусным с
расположением ЦГБ не только по бортам, но и в нижней части ПК. Часть нижних
балластных цистерн была сконструирована как МБЦ (минно-балластные цистерны), в
которых предусматривалось размещение минного вооружения. Этот проект, кроме
минного вооружения, предусматривал мощное торпедное вооружение, состоявшее из 4
трубчатых аппаратов в носу и 2 - в корме и 4 пар траверзных торпедных
аппаратов, расположенных во втором отсеке, могущих выпускать 4 торпеды с
правого борта и 4 - с левого.
Не располагая конкретными данными по числу мин и
конструкции минных устройств подводного крейсера, можно предположить, что
большая протяженность МБЦ обеспечивала возможность размещения в них
значительного минного запаса, не меньшего чем на ПМЗ «Краб» и «Ерш». Размещение мин в МБЦ по
сравнению с расположением в надстройке обеспечивало при осушенных МБЦ
возможность осмотра и установки приборов мин в море при нахождении ПЛ в
надводном положении, а также лучшую защиту мин от поражения артогнем.
Для обеспечения непотопляемости, в случае пробоины в
прочном корпусе, последний был разделен прочными водонепроницаемыми переборками
на шесть (пять?) отсеков. Центральный пост размещался в третьем отсеке под
прочной рубкой, через которую выходили три перископа; управление лодкой в
подводном положении предусматривалось из центрального поста.
В четвертом и пятом отсеках планировалась установка
четырех дизелей — по два в каждом отсеке. Дизели 8-цилиндровые, двухтактные,
каждый мощностью по 2000 л. с. Каждый дизель должен был работать на спаренную с
ним динамомашину, ток от которой использовался для работы двух гребных
электродвигателей. Это позволяло развивать не только высокую скорость
надводного хода (свыше 20 уз.), но и производить форсированную зарядку АБ.
Для обеспечения подводного хода ток для гребных
электродвигателей поступал от батарей электрических аккумуляторов,
расположенных в виде групп — одна в первом и другая во втором отсеках.
В носовой части располагалась выдвижная башня с двумя
120-мм орудиями. На протяжении длины ПК было предусмотрено противоосколочное
бронирование. Для повышения живучести мины заграждения должны были храниться в
нижних балластных цистернах, а удлиненная носовая оконечность наряду с
сокращением длины ПК должна была уменьшить объем повреждений при подрыве на
минах. Оконечности - водонепроницаемые для улучшения мореходности и устранения
образования в них льда. Форма оконечностей оптимизирована из соображений
ходкости и мореходности. Для повышения эффективности КГР они располагались за
гребными винтами.
Работы были остановлены на стадии эскизного проекта.
Однако в в этом проекте были заложены новые принципы
конструкции подводной лодки, а именно:
а) сокращение длины внутреннего (прочного) корпуса, с
целью предохранения от повреждений при взрыве удлиненной оконечности лодки;
б) бронирование с целью обеспечения от осколков на
протяжении всего прочного корпуса;
в) улучшение мореходности и устранение образования
льда в оконечностях путем обеспечения иx полной водонепроницаемости;
г) защита мин заграждения от обстрела путем хранения их и постановки из нижних балластных цистерн.
5. Схема проекта:
Проект подводного
крейсера водоизмещением 2800 т. Общее расположение:
1 - кормовой ТА; 2 - палубное орудие;
3 - подъемная башенная артустановка; 4 - АБ; 5- жилое помещение;
6 - траверзный ТА; 7 - минно-балластная
цистерна; 8 - дизель-динамо; 9 - дизель; 10 - электромотор.
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение
надводное, т.
2800
Длина
наибольшая, м.
113
Ширина
наибольшая, м.
10,6
Осадка
средняя, м.
5,5
Архитектурно
- конструктивный тип двухкорпусная,
шестиотсечная
Материал
корпуса
сталь
Энергетическая
установка:
-
тип
дизель-электрическая
-
тип двигателей надводного хода
дизели
-
число х мощность дизелей, л.с. 2
х 2000
- тип
двигателей подводного хода
электромоторы
-
число гребных валов
2
Скорость
полного надводного хода , уз. ок.
20
Число
групп АБ
2
Вспомогательная
э/энергетическая установка:
-
число х мощность дизель-генераторов, л.с. 2
х 2000
Вооружение:
Торпедное:
-
калибр ТА, мм.
533
-
число носовых трубчатых ТА
4
-
число кормовых трубчатых ТА
2
-
число траверзных ТА
8
Артиллерийское:
-
число АУ х число стволов х калибр, мм. 1
х 2 х 120
-
число АУ х число стволов х калибр, мм. 2
х 1 х 75
-
число х калибр пулеметов, мм. 1
х 7,62
Минное: тип
«ПЛ», конкретных данных нет
Средства
связи и наблюдения:
-
3 перископа системы Герца;
-
радиостанция, приборы звукоподводной связи системы Фессендена, прожектор.
6. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», №6 2002г.
- Гусев А.Н. «Подводные минные заградители», ЦНИИ им. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017