Проект 613РВ (NATO – “Whiskey”).
Модификация проекта 613.
- для стрельбы ракетоторпедами комплекса «Вьюга»
- для стрельбы ракетоторпедами комплекса «Шквал»
- для стрельбы ракетоторпедами комплексов «Ветер» и «Водопад»
1. Количество подводных лодок проекта: 1.
2. Изображение проекта:
ПЛ С-65 проекта 613РВ. 1967г. Рисунок А.Г. Витюка
Сайт "Русский Подплав".
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
НИКОЛАЕВ: Черноморский судостроительный завод (№ 444) |
||||||
380 |
1963 |
10.1964 |
05.11.1964 |
Мод. под РТК "Вьюга" |
||
СЕВАСТОПОЛЬ: Морской завод им. С.Орджоникидзе |
||||||
380 |
12.1965 |
04.1966 |
1966 |
Дооб. под РТК "Шквал" |
||
380 |
1972 |
1972 |
1972 |
Дооб. под РТК "Водопад" и "Ветер" |
4. История проекта:
По постановлению СМ СССР от 13.10.1960г. начал разрабатываться ракетный комплекс «Вьюга». Это был первый отечественный комплекс класса «подводная лодка - воздух - подводная лодка».
Первоначально головным разработчиком комплекса выступало ОКБ-9 (Уралмаш), но 20 июля 1964 года работы над «Вьюгой» были переданы ОКБ-8 (позже ОКБ-8 (г. Свердловск) стало МКБ «Новатор») вместе с инженерно-техническим персоналом, работавшим по теме. Главным конструктором комплекса «Вьюги» назначен Л.В. Люльев.
Помимо подводных лодок РПК-2 мог при необходимости поражать надводные корабли. Ракеты «Вьюга» запускались из штатных торпедных аппаратов подводных лодок. Ракеты выстреливались из торпедных аппаратов сжатым воздухом, затем включался стартовый двигатель, с помощью которого ракета выходила из воды, и лишь в воздухе включался твердотопливный маршевый двигатель.
Первоначально ракета проектировалась в двух вариантах — диаметром 533 мм и диаметром 650 мм для пуска из торпедных аппаратов соответствующих калибров.
Ракета «Вьюга» калибра 533 мм длиной 8,2 м представляла собой аналог американской ракеты «Саброк».
Ракета «Вьюга» калибра 650 мм длиной 11,3 м в качестве боевой части имела винтовую малогабаритную самонаводящуюся торпеду с зарядом обычного взрывчатого вещества и дальностью хода 8-10 км.
Для испытаний 650-мм ракет на заводе № 444 был переоборудован погружающийся стенд ПСД-4, созданный для испытаний баллистических ракет комплекса Д-4. Стенд получил новый индекс В-1.
В период с октября по декабрь 1962 года на полигоне у мыса Фиолент (Крым) со стенда В-1 было запущено четыре 650-мм ракеты «Вьюга».
СКБ-143, как один из основных соисполнителей работ по созданию комплекса «Вьюга» для подводных лодок, в июле 1962 г. приступило к разработке проекта переоборудования ДЭПЛ проекта 613. После утверждения эскизного проекта переоборудования подводной лодки она стала называться ДЭПЛ проекта 613РВ (РВ - ракетное вооружение).
В январе 1963г. была завершена разработка рабочих чертежей, а в мае этого же года - эксплуатационной документации. Рабочие чертежи и другую проектную документацию по пусковой установке, включая схему стрельбы, разработало ЦКБ-18. Переоборудование ДЭПЛ С-65 осуществлял Николаевский судостроительный завод, а изготовление ПУ, поставку бортовой аппаратуры и изделий системы стрельбы - завод «Красное Сормово». Согласно проекту переоборудования ДЭПЛ для обеспечения пусков ракетоторпед комплекса «Вьюга-53» были демонтированы два верхних штатных ТА и на их место установлены ПУ ракетоторпед. Эти ПУ, в отличие от штатных ТА, имели прорези в обтюрирующих кольцах для прохода продольного кабеля ракеты, дополнительные фигурные направляющие дорожки для снятия предохранителя запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный в крышку ПУ для выполнения предстартовой проверки аппаратуры ракетоторпеды и введения в бортовую систему управления ракетой необходимых данных. Выход ракетоторпед из ПУ предусматривался, также как и торпед, под действием сжатого воздуха, подаваемого в ПУ через систему стрельбы. Все вопросы, связанные с запуском ракетоторпед из ПУ взаимно согласовывались разработчиками проекта переоборудования ДЭПЛ, ракетоторпед и ПУ. В проектные документы были внесены необходимые изменения.
Для обеспечения пуска ракетоторпед калибра 650 мм впервые в практике отечественного подводного кораблестроения в районе носовой оконечности корабля вне прочного корпуса были предусмотрены две ПУ калибра 650 мм и длиной около 12 м, закрытые обтекателем. Внутри прочного корпуса устанавливалась аппаратура, в том числе: прибор управления стрельбой «Вьюга-К-613РВ», аппаратура системы единого времени СЕВ-10, навигационный комплекс «Север-Н-613РВ», гидроакустические комплексы МГ-10 и МГ-15, система громкоговорящей связи «Каштан», телефонные системы, обслуживающие операторов при подготовке и пусках ракетоторпед. Работы по переоборудованию проводились в основном на плаву, что вызывало большие затруднения с монтажом крупногабаритных ПУ и формированием обшивки носовой наделки. В октябре 1964 г. работы по переоборудованию были закончены, после чего МВК 5(6?) ноября 1964 г. подписала приемный акт об окончании переоборудования и готовности ДЭПЛ проекта 613РВ к эксплуатации по прямому назначению.
Проектные работы по переоборудованию и техническая помощь заводу при выполнении им работ на подводной лодке осуществлялись под непосредственным руководством главного конструктора ДЭПЛ проекта 613РВ Р.А. Шмакова. В разработке проекта переоборудования, рабочих чертежей и другой технической документации, обеспечении работ завода-строителя участвовали многие сотрудники СКБ-143. Среди них: Ю.А. Андреев, В.Л. Апполлонова, В.И. Баранцев, Ю.В. Борисов, А.В. Богодушенков, О.Н. Баварский, А.П. Ганичев, Г.Л. Гладина, В.А. Голованов, Е.И. Егорова, О.Н. Зубков, Ю.Г. Звонарев, Н.А. Козлова, Ю.В. Крюков, М.А. Кузьмин, С.Г. Лотов, В.И. Панасюк, А.И. Приходько, Л.В. Петрушенко, Ю.В. Чевачин, И.П. Чернявский, А.Н. Юрченко, В.П. Яковлев и другие.
Лётно-конструкторские испытания ракетоторпед, запускаемых с ДЭПЛ проекта 613РВ, проходили с 1965 по 1967 г. За это время был осуществлен 21 запуск макетов ракетоторпед комплекса «Вьюга-53», из них 13 пусков по полной траектории. Во время испытаний были отработаны: выход ракетоторпеды из ПУ, раскрытие рулевых устройств, включение стартового и маршевого двигателей, движение на подводном неуправляемом участке, а также на начальном управляемом участке подводной траектории при работе бортовой аппаратуры ИСУ. Все оборудование, системы и механизмы подводной лодки работали исправно и обеспечили успешное проведение испытаний, подтвердивших работоспособность противолодочного ракетного комплекса «Вьюга-53» в целом. Полученные результаты лётно-конструкторских испытаний с ДЭПЛ и испытаний ракетоторпеды на заводе-изготовителе были признаны достаточными для предъявления комплекса на совместные государственные испытания. Для данных испытаний на ДЭПЛ проекта 613РВ дополнительно к имеющейся аппаратуре смонтировали аппаратуру предстартовой проверки ракет АПП-1 и автоматизированный электроразрывной разъем АЭРВД-100. На начальной стадии испытаний ввиду задержки с поставкой штатного разъема был использован отрывной разъём ШРГВ-82. Испытания проводились МВК под председательством командующего Краснознаменным Черноморским флотом В.С. Сысоева. В состав комиссии от СКБ-143 входил Р.А. Шмаков. Испытания проводились с мая 1967 г. по июль 1968 г. В ходе совместных испытаний ракет на максимальную дальность было установлено, что при приводнении не обеспечивалась прочность головной части ракеты. В связи с этим совместные испытания в конце 1967 г. приостановились и были возобновлены только после внесения изменений, гарантирующих надежность головной части. Программа предусматривала 20 пусков ракет с подводной лодки. Однако полученные положительные результаты в предыдущих летных испытаниях позволили МВК считать совместные испытания законченными после проведения 17 пусков.
Конструкторы СКБ-143 полностью обеспечили решение всех технических вопросов, связанных с работой вновь установленного оборудования, систем и устройств на ДЭПЛ проекта 613РВ, подготовкой ракетоторпед и погрузкой их в ПУ при использовании для этого специально разработанного навесного погрузочного устройства. Они обеспечили подготовку подводной лодки к выходу на полигон, участвовали в пусках ракет из подводного положения корабля. В выходах лодки в район полигона и пусках ракетоторпед наряду с конструкторами Бюро принимал участие и главный конструктор ДЭПЛ проекта 613РВ Р.А. Шмаков. При проведении одного из пусков ракетоторпед присутствовали командир в/ч 62758 Б.Д. Костыгов и главный инженер Бюро Б.К. Разлетов.
По результатам совместных испытаний комиссия рекомендовала принять на вооружение комплекс «Вьюга-53». В акте комиссии были приведены рекомендации по дальнейшей увязке противолодочного ракетного комплекса «Вьюга-53» с корабельными условиями, а также рекомендации по усовершенствованию комплекса перед запуском его в серийное производство. Противолодочный ракетный комплекс «Вьюга-53» был принят на вооружение ВМФ. К этому времени ядерная боевая часть ракет прошла испытания и была введена в строй. Постановлением СМ № 617-209 от 4 августа 1969 года ракетный комплекс «Вьюга» с ракетой 82Р был принят на вооружение. Этот комплекс получил индекс РПК-2 и поступил на вооружение атомных подводных лодок проектов 705, 705К, 671, 671РТ, 671РТМ.
650-мм ракету «Вьюга» планировалось представить на государственные испытания в 1966 году. Но решением комиссии по военно-промышленным вопросам от 4 марта 1964 года работы по ракете калибра 650 мм ограничили испытанием в 1964 году 10-12 опытных ракет.
Наряду с работами по созданию и внедрению на подводные лодки нового оружия — ракетоторпед комплекса «Вьюга» СКБ-143 приняло также активное участие в создании еще одного нового типа противолодочного оружия для подводных лодок — ракетоторпедного комплекса (РТК) «Шквал».
СКБ-143 было поручено обеспечить решение вопросов по внедрению РТК на АПЛ проекта 705 и разработать проект дооборудования ДЭПЛ проекта 613РВ для проведения испытаний РТК в корабельных условиях. В мае 1964 г. Бюро закончило эскизный проект дооборудования ДЭПЛ проекта 613РВ. Проектные проработки показали возможность осуществления пусков с ДЭПЛ проекта 61ЗРВ как ракет комплекса «Вьюга», так и ракет РТК «Шквал» без существенных переделок самой ПЛ. В течение IV квартала 1964 г. были разработаны рабочие чертежи и техническая документация на дооборудование ДЭПЛ проекта 613РВ для испытаний РТК. На корабле, согласно проектной документации, было предусмотрено размещение аппаратуры предстартового контроля и пуска ракеты, навигационного комплекса в составе гироазимута «Сила ГА» и гировертикали «Сила ГВ», громкоговорящей связи и другого оборудования и приборов. Переоборудование началось в апреле 1965 г., и уже в июне этого же года были завершены все монтажные работы. Далее последовал перерыв из-за необходимости проведения с ДЭПЛ проекта 613РВ лётно-конструкторских испытаний ракет «Вьюга». В декабре 1965 г. переоборудование на ДЭПЛ проекта 613РВ было продолжено на Морском заводе с участием специалистов от СКБ-143 и головного разработчика комплекса (главный конструктор Е.Д. Раков). После завершения переоборудования, проведения глубоководного погружения, перебазирования в Феодосию и отстрела из ПУ всплывающих макетов ракеты в мае-июне 1966 г. корабль был готов к проведению испытаний РТК.
Указанный краткий перечень основных этапов работы отнюдь не отражает огромных усилий конструкторов, направленных на преодоление всевозможных затруднений, возникавших в процессе проектирования, переоборудования корабля, проведения пуско-наладочных проверок и испытаний.
В конце 1965 г. на полигоне в Феодосии завершилось строительство технической позиции для подготовки ракет, и была определена трасса стрельбы ими. Программой предусматривалось проведение трех пусков для отработки выхода ракеты из ПУ и двух пусков с проверкой её хода по полной траектории. Испытания должны были подтвердить заложенные в проекте тактико-технические характеристики ракеты, а именно: скорость, дальность, точность и глубину хода по заданному направлению. Испытания проводились МВК, в состав которой от СКБ-143 входили Р.А. Шмаков и Р.А. Лахарян. Параллельно с работами на корабле конструкторские испытания ракеты проводились с самоходного испытательного стенда на озере Иссык-Куль. На первом этапе испытаний был выявлен ряд неполадок в ракете, затем была проведена серия пусков доработанной ракеты с самоходного стенда и с ДЭПЛ проекта 613РВ. В 1972 г. завершились испытания РТК междуведомственной комиссией, председателем которой был командир в/ч 78384 Ю.В. Панкратов, а её членами - Р.А. Шмаков и П.Ф. Бреус. В дальнейшем с января 1972 г. было проведено 43 пуска ракет первого этапа испытаний на озере Иссык-Куль. Успешное завершение 7 пусков ракет на втором этапе, проведенном с июля по декабрь 1976 г. с ПЛ проекта 613РВ, дало основание для МВК считать программу испытаний полностью выполненной и рекомендовать РТК к принятию на вооружение. Постановлением правительства СССР новое противолодочное оружие, после совместных испытаний на АПЛ проекта 671РТ (заводской № 625), было принято на вооружение подводных лодок.
Переоборудование подводной лодки, подготовка полигонов и проведение испытаний ракет обеспечивалось группой конструкторов СКБ-143 под руководством Р.А. Шмакова в составе: М.А. Богдюк, Р.А. Захарян, О.Н. Зубков, А.С. Иванов, А.М. Лапин, В.В. Попов, А.И. Приходько, Ю.Г. Звонарев, Ю.В. Крюков и другие. В коллективе соавторов РТК комплекса «Шквал» П.Ф. Бреус был удостоен звания лауреата Государственной премии, а Р.А. Шмаков за большую работу по данному комплексу награжден орденом Октябрьской Революции.
Необходимо отметить, что переоборудованная для экспериментальных усков ракет подводная лодка в наиболее полной степени обеспечивала условия эксплуатационного и боевого использования ракетоторпед. В связи с этим представилось целесообразным использовать данную лодку также и для проверки серийных ракетоторпед путем пуска с неё контрольных экземпляров. В осуществлении таких проверок принимали участие и представители СКБ-143, обеспечивая контрольные пуски ракет. Возросший объем срочных работ с новыми комплексами, обеспечение контрольных пусков серийных ракет, а также необходимость проведения плановых ремонтных мероприятий по кораблю потребовали переоборудования для экспериментальной отработки оружия еще нескольких подводных лодок. В дальнейшем создалось нечто вроде флотилии подводных лодок специального назначения, требующей для обеспечения своей деятельности постоянного внимания со стороны конструкторов СКБ-143. Начатая под руководством А.В. Кутейникова и много лет возглавлявшаяся Р.А. Шмаковым и Л.А. Подвязниковым, деятельность группы конструкторов СКБ-143 по обеспечению работ, направленных на создание нового ракетоторпедного оружия, оказалась весьма плодотворной.
В продолжении развития отечественного ракетоторпедного оружия, после принятия Советом Министров СССР постановления в декабре 1969 года, началась разработка комплексов «Водопад» и «Ветер» (подробнее о комплексах см. в разделе «Проект 633РВ»).
Для их отработки СКБ-143 разработало проектную документацию по дооборудованию ДЭПЛ проекта 613РВ и переоборудованию ещё одной подводной лодки проекта 633 (ДЭПЛ С-49 проекта 633РВ). Все работы завода, обеспеченные технической помощью конструкторов СКБ-143, были выполнены на ДЭПЛ проекта 613РВ в 1972 г., а на ДЭПЛ проекта 633РВ в начале 1973 г. После проведения серии испытаний ракетоторпед с переоборудованных ДЭПЛ, упомянутые комплексы «Ветер» и «Водопад» были приняты на вооружение ВМФ. За создание комплекса «Водопад» Р.А. Шмаков в коллективе соавторов был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
5. Схема проекта:
Проект 613РВ. Продольный разрез носовой части.
(район подводной лодки проекта 613, связанный с переоборудованием ее по проекту 613РВ)
1 - модернизированный торпедный аппарат калибра 533 мм;
2 - вновь установленный на лодку торпедный аппарат калибра 650 мм;
3 - обтекатель торпедных аппаратов калибра 650 мм;
6. Тактико-технические данные проекта:
Почти полностью аналогичны (за исключением указанных ниже) ТТХ проекта 613.
водоизмещение | ||
надводное: | около 1100 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая подводная: | около 10 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 10 (10) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 50 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
осадка средняя: | 6,4 метра | |
вооружение | ||
650-мм носовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число ракето-торпед: | 4 |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота. 1945-2000гг.", Минск, Москва, 2001г.
- Разлетов Б.К. "История СПМБМ Малахит", Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Малахит" - подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016