Проект 633 (NATO – “Romeo”).
Модификации: 633Л, 633РВ, 633КС.
1. Количество подводных лодок проекта: 20.
2. Изображение проекта:
После ремонтов в 80-х годах на ПЛ было модернизировано ограждение рубки (носовая часть)
Такие изменения были на С-37, С-128, СС-350, трех ПЛ Сирии, двух ПЛ Алжира и двух ПЛ Болгарии.
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (N 112) (20) |
||||||
1 |
331 |
22.10.1957 |
30.05.1958 |
31.08.1959 |
11.02.1962 - затонула, поднята | |
2 |
332 |
31.01.1958 |
18.08.1958 |
06.11.1959 |
1967 - перед. Египту | |
3 |
333 |
30.03.1958 |
25.09.1958 |
31.10.1959 |
1967 - перед. Египту | |
4 |
334 |
14.05.1958 |
30.11.1958 |
26.12.1959 |
1966 - перед. Египту | |
5 |
335 |
14.07.1958 |
10.01.1959 |
30.11.1959 |
1966 - перед. Египту | |
6 |
341 |
28.08.1958 |
30.08.1959 |
31.12.1959 |
1966 - перед. Египту |
|
7 |
342 |
18.10.1958 |
14.06.1959 |
31.12.1959 |
1966 - перед. Египту |
|
8 |
343 |
29.11.1958 |
27.09.1959 |
30.09.1960 |
1986 - перед. Болгарии |
|
9 |
344 |
25.01.1959 |
10.10.1959 |
31.03.1960 |
1987 - мод. тема «Герц-633» |
|
10 |
345 |
14.03.1959 |
30.11.1959 |
23.09.1960 |
1983 - перед. Болгарии |
|
11 |
351 |
29.07.1959 |
02.03.1960 |
31.12.1960 |
1985 - перед. Сирии |
|
12 |
352 |
01.10.1959 |
15.04.1960 |
21.12.1960 |
1985 - перед. Сирии |
|
13 |
353 |
29.11.1959 |
31.05.1960 |
21.12.1960 |
1973 - перед. Болгарии |
|
14 |
354 |
11.03.1960 |
20.07.1960 |
29.12.1960 |
1978 - мод. по пр. 633КС |
|
15 |
355 |
14.06.1960 |
17.12.1960 |
18.09.1961 |
1987 - перед. Сирии |
|
16 |
361 |
25.11.1960 |
28.02.1961 |
17.09.1961 |
1983 - перед. Алжиру |
|
17 |
362 |
25.11.1960 |
15.04.1961 |
30.09.1961 |
1982 - мод. по пр. 633РВ |
|
18 |
363 |
29.12.1960 |
21.06.1961 |
23.12.1961 |
1982 - перед. Алжиру |
|
19 |
364 |
29.03.1961 |
27.07.1961 |
31.12.1961 |
1991(?) - мод. по пр. 633РВ |
|
20 |
365 |
23.05.1961 |
20.08.1961 |
27.12.1961 |
1973 - перед. Болгарии |
4. История проекта:
Проектирование ПЛ проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный" (И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., "предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ". Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ.
Технический проект ПЛ проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.
Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.
Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее.
Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.
В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.
Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.
В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас.
В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.
Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг».
В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла.
В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.
В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды.
В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны — дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.
Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.
Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.
Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.
Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров.
Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров.
На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.
Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.
Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра:
- при подводном взрыве для прочного корпуса — 1600 м, для цистерны главного балласта —1100-1600 м;
- при воздушном взрыве для цистерны главного балласта—1390-1850 м, для надстройки - 1900 м.
В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых — симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°.
Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.
На ПЛ пр.633 внедрили штатную систему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52 и быстродействующую арматуру поднятия давления в отсеках с дистанционным управлением. Применили новую систему ПУТС "Ленинград-633", которая при совместной работе с ГАС "Арктика-М" помогла решать принципиально новые задачи выхода в атаку.
Для уменьшения шумности на ПЛ, в частности, были установлены фундаменты с резиновым вибродемпфирующим покрытием.
Внедряемые в проект новшества, как правило, требовали
экспериментальной проверки. Документация технического проекта предусматривала
выполнение около двух десятков опытных работ, среди них находились отработка и
испытание следующих устройств и узлов:
— телескопического подъемника для перископов (вместо
полиспастного):
— лепестковой газовыхлопной насадки устройства РДП:
— водяного редукционного клапана с перепадом давления с
30 до 3 кг/см2 и с постоянным расходом;
— предохранительного клапана устройства РДП;
— дейдвудного сальника новой конструкции;
— устройства быстрой перезарядки ТА;
— конструкций цистерны беспузырной торпедной стрельбы
(БТС);
— новой конструкции торпедопогрузочного люка с
торсионным механизмом закрывания.
Кроме того, часть конструкций и устройств подлежали
изготовлению и предварительному (до установки на корабль) испытанию. Среди них
были следующие;
— шинно-пневматическая муфта экономического хода;
— распределительная колонка ВВД и аварийного продувания;
— малогабаритный редуктор с глобоидным зацеплением (для
шпиля и кингстонов ЦГБ);
— серповидные прочные межотсечные переборки 51 и 93 шп.;
— прочная (шлюзовая) рубка;
— переборочные клинкетные задвижки;
—
клапан-автомат для автоматического перехода на питание от аварийной гидроаккумуляторной
установки при падении давления в основном гидроаккумуляторе.
Требовались испытания предусмотренной на ТА специальной
системы, обеспечивающей выход личного состава в снаряжении ИСП методом шлюзования
аппарата или способом затопления отсека. В процессе эксплуатации подлежала
проверке операция спасения личного состава из VII отсека с помощью водолазного колокола, для приема
которого предусмотрена специальная конструкция — комингс-площадка.
На
ПЛ пр.633 установлена серийная
система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633»
данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага)
автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в
торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими
приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится
приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км).
Гребные
винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные,
переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность
установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на
второй ПЛ пр.633 - «С-351» и показали
неудовлетворительные результаты.
Экипаж
лодки по штату — 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55
спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках—0,8
м2, объем -9 м3.
Головная
ПЛ «С-350»
(зав.№331) была заложена на стапеле №3 завода «Красное Сормово» 22.10.1957 г.,
спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10
по 20.12.1958 г. Государственные испытания «С-350» проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1959
г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.
Входе испытаний проведен прием топлива с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350» на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) — 6 часов 05 минут.
В
ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП.
Все стрельбы прошли безотказно.
Время
перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 — 40 минут, торпедами
других образцов — 70 минут, вместо 20 минут по проекту.
В
ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь «С-350» с узлами связи КБФ (830
миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того,
проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ
(Владивосток), результаты хорошие.
Ход
ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя
дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе
8-10 узлов при волнении моря в 4 балла.
Результаты
испытаний радиолокационных и гидроакустических станций.
РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ — 120 каб (22,2 км).
Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350» под перископом);при работе станции «Риф» — 150 каб (27,8 км); при работе станции «Залп» — 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС («С-350» в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);
Гидроакустическая станция «Арктика-М»:
а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения — 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) — 41 каб (7,6 км);
б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования — 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования — 29 каб (5,4 км).
На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена.
Что касается предусмотренных техническим пр.633 возможных модернизаций, то не все они были внедрены при серийном строительстве. Однако во время строительства были осуществлены другие модернизации, некоторые из которых потребовали выполнения дополнительных опытных работ. Например, установка размагничивающего устройства потребовала ОКР для изучения природы формирования магнитного поля ПЛ. К выполнению ОКР, в частности, привлекли магнитную лабораторию АН СССР (директор — профессор Е.И. Кондорский), для которой были спроектированы и построены две магнитные модели ПЛ пр.633 в масштабе 1:12.5.
В 1960 г. ЦКБ-112 вместе с рядом отраслевых институтов разработало чертежи и конструкторскую документацию на установку противогидролокационного покрытия типа НППРК-7 на серийную ПЛ пр.633 (№344). Работа выполнялась по ТЗ Акустического института АН СССР им. Н.Н.Андреева и при его научном руководстве (руководитель темы - В.В.Тютекнн).
Уже после завершения строительства всей серии ЦКБ "Лазурит" разработало технический проект опытной ПЛ пр.633Л (ГК Е.В.Крылов). С-350 в 1967-1969 годах переоборудована по этому проекту (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций).
По чертежам, разработанным СПМБМ ''Малахит" две ПЛ прошли переоборудование по пр.633РВ — для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650 мм новыми образцами торпед. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. Результаты испытаний позволили отработать ракетно-торпедный комплекс для ПЛ нового поколения. ПЛ С-128 модернизирована по проекту 633КС (в некоторых источниках «проект 06333») для испытаний КР «Гранат».
ПЛ проекта 633 передавались флотам других стран. Египет - 6 ПЛ, Болгария - 4 ПЛ, Сирию - 3 ПЛ и Алжир - 2 ПЛ. Некоторые источники ошибочно утверждают о строительстве 22 лодок проекта 633 (еще С-6 и С-9). По советской документации ПЛ проекта 633 (проект 031) строились в Китае (12 ПЛ, в некоторых источниках указывается, что первые 3 ПЛ были собраны в СССР, а 9 ПЛ - из секций построенных в СССР), а позже по модернизированному проекту (проект 033 – Improved Romeo) в Китае (72(71?) ПЛ, из них 7 ПЛ - для КНДР и 6 ПЛ - для Египта) и КНДР (16(15?) ПЛ).
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1328 тонн | |
надводное с усиленным запасом топлива: | 1478 тонн | |
позиционное: | 1644 тонн | |
подводное: | 1712 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 15,31 узла | |
экономическая надводная: | 9,2 узла | |
полная подводная: | 13,18 узлов | |
экономическая подводная: | 2,14 узла | |
в режиме РДП полным ходом: | 10,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении при усиленном запасе топлива: | 5000 (15), 14590 (9) миль | |
в надводном положении при нормальном запасе топлива: | 2400 (15), 7400 (9) миль | |
в подводном положении: | 14 (13) миль | |
в подводном положении под электродвигателями ЭХ: | 195 миль полным ходом, 300 миль экономическим ходом | |
в режиме РДП: | 4400 (8) миль (9150 (8) миль при усиленном запасе топлива) | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
рабочая: | 270 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76,68 метров | |
ширина: | 6,72 метра | |
осадка средняя: | 5,07 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 14 | |
число и тип мин (взамен торпед): | 28 (МДТ) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 2 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 60 суток | |
экипаж: | 52 человека (в т.ч. 9 офицеров) |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки специального назначения", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
- Информация предоставленная С. Апрелевым.
- Костриченко В.В., "Трагедия Черноморского флота 1990-1997гг."
- ВТА "Тайфун", №4, 1998г.
- "Подводные лодки России", т.5, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
- Собакин В.А. "Испытания РК с КР большой дальности 3М10", ВТА "Тайфун", №3, 2001г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Тарас А.Е. Дизельные подводные лодки 1905-2005гг.", АСТ, Харвест, Москва, Минск, 2006г.
- Информация с сайтов новостных агентств.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021