Проект модернизации ПЛ Б-2.
Модернизация ПЛ типа «Барс».
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты проведения модернизации |
Примечания |
||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Балтийский Завод |
||||||
1 |
- |
1934 |
1935 |
1935 |
16.05.1949 пер. в «ПЗС-1» |
4. История проекта:
Подводные лодки типа "Барс" в начале 30-х гг. еще оставались в составе Морских сил Балтийского моря и интенсивно занимались боевой подготовкой, несмотря на изношенность и явные конструктивные недостатки. 22 мая 1931 г. подводный Минный заградитель "Рабочий" в походе был протаранен лодкой "Красноармеец" и получил пробоину в кормовой части. Несмотря на сравнительно небольшие размеры пробоины, личный состав не смог предотвратить затопление лодки, не имевшей водонепроницаемых переборок. Минный заградитель погиб через 5 мин, после таранного удара со всем личным составом (45 чел.).
Гибель "Рабочий" привлекла внимание руководства УВМС к проблеме "спасения подлодок". В частности, были возобновлены тренировки спасательного судна "Коммуна" по подъему затопленного корпуса недостроенной лодки "Форель". Затонувший подводный заградитель "Рабочий" был поднят летом 1933 г. и сдан на слом. Одновременно подводники и командование Морских сил Балтийского моря выступили с инициативой модернизации оставшихся лодок типа "Барс" с целью повышения живучести и увеличения подводной скорости хода.
Несмотря на сомнительную целесообразность такой модернизации, стоившей более 2 млн руб., наморси СССР В. М. Орлов в конце 1933 г. разрешил ее проведение на одной лодке. Выбор пал на подводную лодку "Комиссар" (с сентября 1934 г. - Б-2). Модернизацию в 1934-1935 гг. выполнил Балтийский завод по проекту инженеров ЦКБС-2 во главе с П.В. Белкиным.
В прочном корпусе Б-2 были установлены две плоские водонепроницаемые переборки, подразделявшие лодку на три отсека (носовой торпедный, центральный пост, кормовой торпедный). Замена 250-сильных дизелей на дизели типа 38-В8 (по 685 л. с.) позволила довести надводную скорость до 15,5 уз. Также были установлены новые торпедопогрузочные люки (по типу люков ПЛ I и II серии, допускающих шлюзование и выход команды из лодки под водой), сменена аккумуляторная батарея, установлены новые гребные винты, сделан новый мостик закрытого типа и ограждение рубки как у ПЛ типа «Щ», установлено 45мм орудие. Однако главное вооружение лодки оставалось слабым (четыре торпедных аппарата калибром 450 мм). Разобщительные муфты типа "Леблан" заменены муфтами типа "Бамаг", гребенчатые упорные подшипники линии вала заменены подшипниками Митчеля. Были установлены спасательные устройства (рымы, шпигаты и т.п.) по типу ПЛ I и II серии и трюмная помпа завода "Борец". В результате переделок несколько улучшилась живучесть и обитаемость ПЛ, но заметного улучшения основных тактико-технических элементов не получилось.
Еще одна лодка типа " Барс" - Б-3 (" Большевик") - погибла 25 июля 1935 г. Во время учебной атаки она попала под таранный удар линкора "Марат" и затонула со всем экипажем (55 чел.). Поэтому, учитывая массовое вступление в строй лодок новых серий, оставшиеся лодки типа "Барс" решено было не модернизировать, а вывести из боевого состава флота.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (314 Кб)
Общая схема модернизированной подводной лодки Б-2 (типа "Барс")
1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цистерна; 4 — палубная цистерна; 5 — прочная рубка; 6 — торпедный аппарат;
7 — запасная торпеда; 8 — перископ; 9 — дизель; 10 - главный гребной электродвигатель; 11 — аккумуляторная батарея.
Подробная схема. Укрупненный вид (419 Кб)
Подробная схема модернизированной подводной лодки Б-2 (типа "Барс") *
1 - носовая цистерна главного балласта; 2 - форштевень; 3 - гюйсшток; 4 - румпель горизонталыных рулей; 5 - мортира торпедного аппарата;
6 - привод горизонтальных рулей; 7 - торпедные аппараты; 8 - противовес румпеля горизонтальных рулей; 9 - кнехты; 10 - шпиль; 11 - леер;
12 - электродвигатель шпиля; 13 - рым подъемный; 14 - вьюшка швартовного троса; 15 - помпа "Пирвица"; 16 - компрессор воздуха высокого давления;
17 - стрельбовой баллон; 18 - носовая дифферентная цистерна; 19 - цистерна торпедозаместительная; 20 - баллоны воздуха высокого давления;
21 - цистерна пресной воды; 22 - аварийный телефонный буй; 23 - шлюпка; 24 - входной люк; 25 - койки постоянные; 26 - койки откидные; 27 - запасные торпеды;
28 - аккумуляторная батарея; 29 - 57-мм орудие; 30 - носовые горизонтальные рули; 31 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 32 - баллер горизонталыных рулей;
33 - стол в кают-компании; 34 - диван-койка; 35 - письменный стол; 36 - платяной шкаф; 37 - шахта лага "Форбса"; 38 - кают-компания; 39 - каюта;
40 - каюта комиссара; 41 - каюта инженер-механика; 42 - каюта командира; 43 - радиорубка; 44 - штурманский пост; 45 - диваны; 46 - штурманский стол;
47 - кислородные баллоны; 48 - носовые топливные цистерны; 49 - ограждение рубки; 50 - гальюн; 51 - электродвигатель вертикального руля;
52 - штурвал носовых горизонтальных рулей; 53 - гирокомпас "Сперри"; 54 - уравнительная цистерна; 55 - средняя цистерна; 56 - провизионная цистерна;
57 - цистерна судового запаса масла; 58 - шахта судовой системы вентиляции; 59 - патроны 57-мм орудия; 60 - топовый огонь; 61 - помпа "Клингера";
62 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 63 - нижний рубочный люк; 64 - боевая рубка; 65 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике;
66 - верхний рубочный люк; 67 - трап; 68 - зенитный перископ; 69 - командирский перископ; 70 - сигнальная мачта; 71 - радиомачта; 72 - настил мостика;
73 - компас магнитный; 74 - шахта батарейной вентиляции; 75 - носовая палубная цистерна; 76 - кормовая палубная цистерна; 77 - радиоввод;
78 - штурвал кормовых горизонтальных рулей; 79 - 45-мм орудие; 80 - откидной фальшбот; 81 - камбуз; 82 - раковина; 83 - кухонный стол;
84 - кормовые топливные цистерны; 85 - пусковые баллоны; 86 - холодильник масла; 87 - дизель 38В8; 88 - газоотвод дизеля; 89 - глушитель газоотвода дизеля;
90 - щит управления главными гребными электродвигателями; 91 - муфта "Бамаг"; 92 - промежуточный подшипник; 93 - гребные электродвигатели;
94 - разобщителыная кулачная муфта; 95 - упорный подшипник "Митчеля"; 96 - помпа трюмная "Борец"; 97 - вентилятор вытяжной; 98 - веерная антенна;
99 - ручной тормоз гребного вала; 100 - кожух дейдвудной трубы; 101 - гребной винт; 102 - ограждение вертикального руля; 103 - кормовые горизонтальные рули;
104 - ограждение кормовых горизонталыных рулей; 105 - вертикальный руль; 106 - привод вертикального руля; 107 - кормовая дифферентная цистерна;
108 - цистерна циркуляционного масла; 109 - цистерна чистого масла; 110 - кормовая цистерна главного балласта; 111 - ахтерштевень; 112 - флагшток;
113 - расходная топливная цистерна.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 670 тонн | |
подводное: | 780 тонн | |
скорость хода | ||
надводная: | 15,5 узлов | |
подводная: | 8,5 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 3000 (15,5) миль | |
в подводном положении: | 30 (8,5) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 50 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 68 метров | |
ширина: | 4,5 метра | |
осадка средняя: | 3,9 метра | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
450-мм носовые торпедные аппараты: | 2 | |
450-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 6 | |
число х калибр артустановок, мм: | 2 х 57, 1 х 45, 2 пулемета 7,62 мм | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 685 л.с. (32-В8) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 450 л.с. | |
экипаж | ||
46 |
7. Источники:
- "История отечественного судостроения", т.4, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016