Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Барс"

Тип «Барс».


Модификация - минный заградитель типа ПЛ «Ёрш».
Модернизация ПЛ «Пантера» в 1935 году.



1. Количество подводных лодок проекта: 20+4


2. Изображение проекта:


ТА по типу ПЛ Барс

ПЛ с ТА в глубоких нишах (до 1916 года) - "Барс", "Гепард" и "Вепрь"


ТА по типу ПЛ Тигр

ПЛ с ТА в неглубоких 50-см нишах (до кап.ремонтов 20-х годов) - "Тигр", "Львица", "Пантера", "Рысь"
"Единорог", "Ягуар" (4 дальних ТА до 1923), "Гагара" (4 средних ТА, на краях только места под ТА) и "Утка" (4 средних ТА до 1919)


ТА по типу ПЛ Леопард

ПЛ с ТА в углублениях на палубе (до кап.ремонтов 20-х годов) - "Леопард", "Угорь" и "Тур"
возможно "Язь"


ТА по типу ПЛ Волк

ПЛ с ТА на палубе (с 1916 года до кап.ремонтов 20-х годов) - "Гепард", "Вепрь" и "Волк"


ПЛ типа Кугуар

ПЛ с мощными дизелями по 1320 л.с. и с ТА в неглубоких 50-см нишах по типу ПЛ "Тигр"
"Кугуар", "Змея" (без трубы вентиляции, ТА до 1925), "Буревестник" (ТА по типу ПЛ "Лебедь" до 1919) и "Орлан" (ТА по типу ПЛ "Лебедь")


ПЛ типа Лебедь

ПЛ типа "Барс" для Черного моря - "Лебедь" и "Пеликан" (ниши как у ПЛ типа "Тигр", возможно ТА уже не планировались)


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ(с 1914 - ПЕТРОГРАД): Балтийский Завод

1

 «Барс»

-

20.07.1913

02.06.1915

25.07.1915

 Май 1917 - погибла, обнаружена

2

 «Гепард»

-

17.08.1913

02.06.1915

12.07.1915

 Октябрь 1917 - погибла, обнаружена

3

 «Вепрь»

-

01.08.1913

06.1915

03.09.1915

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-11

4

 «Волк»

-

02.09.1913

25.10.1915

15.04.1916

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-2
 25.03.1923 - пер. в «Батрак»
 10.12.1932 - пер. в «У-1»
 15.09.1934 - пер. в «Б-5»

5

 «Единорог»

-

01.08.1915

07.1916

22.12.1916

 11.07.1917 - затонула, поднята
 09.03.1918 - затонула, обнаружена

6

 «Змея»

-

04.07.1915

12.1916

27.03.1917

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-6
 31.12.1922 - пер. в «Пролетарий»
 10.12.1932 - пер. в «У-2»
 15.09.1934 - пер. в «Б-6»

 РЕВЕЛЬ: Завод «Ноблесснер»

7

 «Тигр»

-

03.07.1914

05.09.1915

14.04.1916

 Зал. на Адмиралтейском Заводе
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-1
 31.12.1922 - пер. в «Коммунар»
 15.09.1934 - пер. в «Б-1»

8

 «Львица»

-

03.07.1914

10.10.1915

10.06.1916

 Зал. на Адмиралтейском Заводе
 Июнь 1917 - погибла

9

«Пантера»

-

03.07.1913

16.04.1916

23.07.1916

 Зал. на Адмиралтейском Заводе
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-5
 31.12.1922 - пер. в «Комиссар»
 15.09.1934 - пер. в «Б-2»
 1935 - модернизирована
 16.05.1949 - пер. в «ПЗС-1»

10

 «Рысь»

-

03.07.1914

13.04.1916

04.11.1916

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-7
 31.12.1922 - пер. в «Большевик»
 15.09.1934 - пер. в «Б-3»
 25.07.1935 - затонула, поднята

11

 «Кугуар»

-

03.07.1914

1916

22.12.1916

 Зал. на Адмиралтейском Заводе
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-10(?)

12

 «Леопард»

-

03.07.1914

03.12.1916

30.12.1916

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-4
 31.12.1922 - пер. в «Красноармеец»
 10.12.1932 - пер. в «У-3»
 15.09.1934 - пер. в «Б-7»

13

 «Угорь»

-

03.07.1914

22.10.1916

01.05.1917

 Переведена на Балтийский Завод
 27.03.1920 - затонула, поднята
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-12(?)
 23.09.1924 - выброшена на берег

14

 «Тур»

-

03.07.1914

20.05.1916

08.08.1917

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-3
 31.12.1922 - пер. в «Товарищ»
 21.03.1933 - пер. в «У-4»(?)
 15.09.1934 - пер. в «Б-8»

15

 «Ягуар»

-

03.07.1914

12.1916

12.10.1917

 01.10.1921 - пер. в ПЛ-8
 31.12.1922 - пер. в «Краснофлотец»
 15.09.1934 - пер. в «Б-4»
 16.05.1949 - пер. в «ПЗС-4»

16

 «Ёрш»

-

03.07.1914

Весна 1917

15.12.1917

 Переведена на Балтийский Завод
 Переоб. в минзаг типа «Ёрш»
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-9
 31.12.1922 - пер. в «Рабочий»
 22.05.1931 - затонула, поднята

17

 «Форель»

-

03.07.1914

Осень 1917

недостроена

 Переведена на Балтийский Завод
 Переоб. в минзаг типа «Ёрш»
 1917 - 90% готовности
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-13(?)

18

 «Язь»

-

03.07.1914

09.1917

недостроена

 Переведена на Балтийский Завод
 1917 - 90% готовности
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-14(?)

 НИКОЛАЕВ: Отделение Балтийского Завода

19

 «Гагара»

-

29.08.1915

24.09.1916

20.06.1917

 01.05.1918 - захвачена Германией
 1918 - пер. в US-4
 26.04.1919 - затоплена, обнаружена

20

 «Утка»

-

01.08.1915

10.1916

20.06.1917

 01.05.1918 - захвачена Германией
 1918 - пер. в US-3
 29.12.1920 - интернирована Францией

 НИКОЛАЕВ: Завод «Наваль» (Общество Николаевских заводов и верфей)

21

 «Буревестник»

-

10.1915

15.11.1916

10.1917

 01.05.1918 - захвачена Германией
 1918 - пер. в US-1
 29.12.1920 - интернирована Францией

22

 «Орлан»

-

10.1915

12.11.1916

09.1917

 01.05.1918 - захвачена Германией
 1918 - пер. в US-2
 26.04.1919 - затоплена, поднята

23

 «Пеликан»

-

10.1915

04.03.1917

недостроена

 1917 - 70% готовности
 01.1920 - затоплена, поднята

24

 «Лебедь»

-

10.1915

13.09.1917

недостроена

 1917 - 60% готовности
 01.1920 - затоплена



4. История проекта:


Проект подводных лодок типа "Барс" (в некоторых источниках называют типа Морж II серии или типа «Морж» для Балтийского моря) был пятым типом подводных лодок, строившихся по проекту И.Г. Бубнова. Первоначальный вариант подводных лодок водоизмещением 650 тонн был разработан одновременно с проектом подводных лодок типа "Морж", но, из-за отсутствия средств, строительство подводных лодок по этому проекту так и не было начато. В конце марта 1912 года из-за отсутствия заказов на строительство подводных лодок И.Г. Бубнов оставил работу на Балтийском заводе.

11 апреля (марта ?) 1912 года Морской генеральный штаб окончательно сформулировал свои требования к "мореходным" ("большого" водоизмещения) подводным лодкам, и технические условия на проектирование были высланы двум предприятиям - Балтийскому заводу и только что созданному Судостроительному акционерному обществу "Ноблесснер". Судостроительное акционерное общество "Ноблесснер" предполагало построить новый судостроительный завод в Ревеле специально для строительства подводных лодок. Инициаторами его создания выступили директор завода Лесснера, изготавливавшего минное вооружение для подводных лодок, М.С. Плотников, поддержанный Э.Л. Нобелем, завод которого строил двигатели Дизеля, в том числе и для подводных лодок; финансовую поддержку обещал Учетно-ссудный банк. В середине 1912 года, когда были выданы технические условия на проектирование подводных лодок, известных под названием "Барс", у общества "Ноблесснер" не было даже земельного участка для строительства будущего завода. Участок вблизи Ревеля приобрели только в октябре 1912 года, строительные работы начались засыпкой прилегающей акватории, и стапели для постройки подводных лодок были готовы лишь весной 1914 года. Общество "Ноблесснер" привлекло к составлению проекта И.Г. Бубнова, на Балтийском заводе проектированием руководил новый начальник отдела подводного плавания В.Т. Струнников.

Проекты были рассмотрены 2 августа 1912 г. Водоизмещение ПЛ Балтийского завода - 660 т, диаметр корпуса увеличен на 110 мм, метацентрическая высота - 1,2 м, на каждый вал предполагалось работа 2 дизелей, запас водоизмещения - 8 т. Проект "Ноблесснера" – водоизмещение 650 т, за счет увеличения длины цилиндрической вставки на 0,915 м, что позволило "лучше разместить двигатели и каюты для личного состава", метацентрическая высота - 0,96 м. Проект "Ноблесснера" был признан лучшим с обязательным требованием снизить запас водоизмещения до 1% от надводного водоизмещения. Заказ на 18 (в одинаковых пропорциях сначала 6, затем еще 6 в начале 1913 г. и еще 6 для Дальнего Востока 12.12.1913) подводных лодок типа "Барс" по программе 1912 года по проекту И.Г. Бубнова был распределен следующим образом:- общество "Ноблесснер" должно было построить двенадцать подводных лодок; в том числе восемь подводных лодок ("Тигр", "Львица", "Пантера", "Рысь", "Ягуар", "Кугуар", "Леопард", "Тур") для Балтийского моря и четыре подводных лодки ("Ерш", "Форель", "Угорь", "Язь") для Дальнего Востока (Сибирская флотилия). Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота ("Барс", "Гепард", "Вепрь", "Волк"), и две подводные лодки для Дальнего Востока ("Змея", "Единорог"). Стоимость 1 ПЛ постройки Балтийского завода - 1 млн. 550 тыс. руб. (без торпед), "Ноблесснера" - 1 млн. 775 тыс. (с боекомплектом торпед). Начало постройки первых ПЛ на Балтийском заводе июль – август 1913 г., плановые сроки готовности к испытаниям - лето 1915 г. Начало постройки первых 9 ПЛ "Ноблесснера" - май - декабрь 1914 г. плановые сроки готовности к испытаниям 1915г.(2 ед.), 1916г. (6 ед.) и 1917г. (1 ед.).

Вследствие отсутствия дизелей по проекту, на ПЛ "Барс", "Вепрь", "Гепард" и "Волк" было установлено по два дизеля с канонерских лодок типа "Шквал" (Амурская флотилия) мощностью по 250 л.с. Штатные дизеля были заказаны фирме Круппа (Германия) для головной ПЛ, для 2 и 3-й - заводу фирмы Фельдзер (г.Рига), а для 4-й ПЛ дизеля должен был построить Балтийский завод по немецкой технологии. Максимальная надводная скорость ПЛ "Барс" составила 9,7 узла, дальность плавания при этой скорости 3065 миль. Время погружения 3 мин. На ПЛ "Волк" соответственно — 11, 15 узлов, 2400 миль и 2 мин. 10 сек. Дизеля расчетной мощности (2x1320 л.с.) на Балтике были установлены только на ПЛ "Кугуар" и "Змея". Достигнута скорость полного надводного хода 16,65 узла ("Кугуар"). Дальность плавания надводная - 2400 миль при скорости хода 11 узлов. Дальности подводного хода этих ПЛ: 28,4 (8,6 узла) миль и 150 (2,35 узла) миль. На ПЛ "Единорог" и "Угорь" были установлены дизеля фирмы "Нью-Лондон" (2 х 420 л.с.). Скорости полного хода ПЛ "Единорог" (надводная/подводная) - 12,5/7,7 узла. Дальности плавания - 2600 (8,3 уз.) мили и 22 (7,7 уз.) мили. По отзывам плавсостава габариты штатных дизелей были слишком велики для отсеков ПЛ типа "Барс", нормальное обслуживание было невозможно. Дизеля фирмы "Нью-Лондон" были малонадежны. Дизеля Коломенского завода по 250 л.с. каждый были надежны, обеспечивали большую дальность плавания, но оптимальный для этих дизелей шаг ГВ (1,1 м) был невыгоден для электромоторов, что в сочетании с дополнительными ограждениями рулей, артвооружением и др. приводило к снижению скорости полного подводного хода.

В состав вооружения в 1915 г. была включена артиллерия - в июле 1915 г. на ПЛ "Барс" и "Гепард" испытана 37-мм пушка и съемные 7,62-мм пулеметы. 11 сентября 1915 г. Морской министр утвердил решение об установке на каждой ПЛ 1 х 57-мм АУ, 1 х 37-мм АУ и 1 пулемета. Фактически этот состав был установлен только на ПЛ "Барс" и "Гепард". "Вепрь", "Волк", "Тигр" и "Львица" получили по 2 х 57-мм АУ, а "Тигр" и "Львица" дополнительно по 37-мм орудию на изогнутой тумбе (масса около 128 кг). "Пантера", "Леопард" и "Рысь" получили по 1 х 75-мм и 1 х 57-мм орудию. 23 декабря 1916 г. Морской министр утвердил решение о вооружении 13 ПЛ типа "Барс" с "нештатными дизелями" артиллерией в составе 1 х 75-мм и 1 х 57-мм (системы Гочкиса со стволом длиной 40 калибров, а на ПЛ "Барс" - 50 калибров) орудиями, 1 х 37-мм зенитной пушкой и 7,62-мм пулеметом. ПЛ "Змея" и "Кугуар" со штатными дизелями должны были получить 1 х 57-мм (носовой), 1 х 37-мм орудия и 1 пулемет. В 20-е годы на оставшихся в строю ПЛ типа "Барс" все 57-мм орудия заменили на 75-мм.

Испытания головных ПЛ "Барс" и "Гепард" выявили ряд конструктивных недостатков: сильную вибрацию корпуса при работе главных двигателей, чрезмерно низкое расположение ТА системы Джевецкого, недостаточную прочность палубных цистерн, сильные демаскирующие фонтаны воды при погружении (до 10 м), медленное заполнение самотеком балластных цистерн, недостаточную жесткость крепления перископов и др. Доработка с учетом выявленных недостатков была начата с ПЛ "Вепрь", при этом: диаметр кингстона на ПЛ Балтийского завода увеличен до 254 мм, а на ПЛ завода "Ноблесснер" - до 224 мм, изменена система отвода воздуха от вентиляционных клапанов концевых ЦГБ, на ПЛ с нештатными дизелями поставлено по 4 вместо 2 центробежных насоса производительностью по 900 м3 каждый, перенесены в ЦП посты управления НГР и КГР, установлено паровое отопление и приняты другие меры по улучшению условий обитаемости. ТА Джевецкого перенесены на ВП, ниши для них заделаны. На ПЛ "Барс"', "Гепард" и "Вепрь" это было сделано зимой 1915-1916 гг., на ПЛ "Волк", "Тигр", "Львица" и "Пантера" - в ходе достройки. На последующих ПЛ глубоких вырезов уже не было. На ПЛ "Ягуар" были установлены вместо ТА системы Джевецкого 4 ТА завода "Г.А. Лесснер". В 20-е годы ТА системы Джевецкого были сняты. Подводные якоря заменены более тяжелыми. Установлены деревянные кили для лежания на грунте. Время погружения с около 3 мин. было доведено до 2 мин. (на ПЛ "Рысь" и "Единорог" до 1 мин. 27 сек. и 1 мин. 40 сек. соответственно).

Корпуса ПЛ "Львица", "Тигр", "Пантера" и "Кугуар" были изготовлены на Адмиралтейском заводе (Санкт-Петербург), а затем собраны в Ревеле. Строительство ПЛ "Угорь", "Ерш" и "Форель" было передано Балтийскому заводу.

Проект был очень близок к проекту подводных лодок типа "Морж" и отличался от него в основном удлинением на 3 шпации, установкой более мощных дизелей и увеличенным запасом топлива. Это были однокорпусные, безотсечные (от установки водонепроницаемых переборок, признавая их необходимость, отказались, из-за отсутствия кредитов) подводные лодки. Имели обводы корпуса подводной лодки "Акула", но ПК заканчивался двойными сферическими переборками, между которыми имелась горизонтальная диафрагма, разделяющая на цистерны - дифферентную (верхняя) и пресной воды - нижняя. Уравнительная цистерна выполнялась в виде цилиндра, который кольцом охватывала "отрывная" цистерна, объем каждой из дифферентных цистерн был уменьшен до 2,5 т. Метацентрическая высота в надводном/подводном положениях 0,12/0,18 (0,20) м. ПЛ имели гребные винты изменяемого шага.

Составлящие нагрузки (в % при штатных дизелях): "корпус" - 26,2, "электромоторы" - 5,5, "АБ" - 17,5 "главные дизеля" - 12, "краска, цемент, балласт" - 6,8, "прочие грузы" - 4,1.

Была сделана попытка дополнить вооружение ПЛ минным оружием. В 1915 г. на ПЛ "Вепрь" были смонтированы минные рельсы, однако при этом нарушалась дифферентовка и устройство демонтировали. На ПЛ "Барс", "Львица" и "Тигр" по бортам были установлены кронштейны с гнездами для 8 мин. Однако боевого применения эти устройства не получили.

На ПЛ "Волк", "Леопард" и "Пантера" для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей. Из-за малого сечения приемной трубы воздуха хватало для работы только одного дизеля.

На всех ПЛ типа "Барс" был установлен радиотелеграф со съемной антенной. Зимой 1916-1917 гг. на ПЛ "Единорог" были испытаны складная мачта для радиосвязи английского образца и радиостанция мощностью 5 кВт. В 1916 г. было получено 12 комплектов приборов подводной сигнализации системы Фессендена (США) и к сентябрю 1917 г. установлено на ПЛ "Тигр", "Рысь", "Пантера", "Ягуар" и "Тур". В 1917г. на 6 ПЛ установлено по 5 комплектов пневматических ножниц для резки противолодочных сетей.

ПЛ "Ерш" и "Форель" (проект переоборудования описан в отдельном разделе «Тип "Ерш"») в процессе достройки переоборудовали в минные заградители.

"Подводные лодки типа «Барс» для Черного моря" (иногда называют ПЛ типа "Лебедь" или ПЛ типа «Морж» III серии строились по дополнительной программе усиления Черноморского флота, утвержденной 24 июня 1914 г. Согласно решению Морского Министерства, исходя из необходимости скорейшей постройки и бюджетных ограничений, ПЛ этого типа представляли из себя, ПЛ типа «Барс» с некоторыми изменениями в спецификации. Срок сдачи был определен не позднее 1 июля 1917 г. Вопросы, связанные с изменением в спецификациях, последовательно рассматривались Техническим советом Главного Управления Кораблестроения в декабре 1914 г. и январе 1915 г. Изменения, принятые на заседании 8 декабря 1914 г., включали отказ от приспособлений для реверсирования дизелей, установку электрического лага, противоминных отводов на ГР, применение системы подводной сигнализации, парового отопления, тумбы для пулемета, глухих крышек на иллюминаторах и ватерклозетов "для подводного использования". 2 января 1915 г. обсуждались изменения, предложенные Морским Генеральным Штабом 27 декабря 1914 г. Совещание отвергло предложение об установке более надежных дизелей меньшей мощности, об установке водонепроницаемых переборок, более мощных помп для уменьшения времени погружения. Решение вопросов управления из ЦП, повышения запаса плавучести на 10%, обеспечения непроницаемой боевой рубки, и установки над ней площадки на высоте около 3,6 м над ВЛ были отложены. Решено увеличить прочность палубных цистерн и оклеить борта изнутри пробкой. Согласно спецификации, утвержденной 29 апреля 1915 г., ПЛ типа "Лебедь", в отличие от прототипа, имели электрический привод ГР из ЦП, кроме того, были выполнены изменения, согласованные 8 декабря 1914 г. и 2 января 1915 г. В ходе постройки вносились отдельные изменения - установка боковых килей, "деревянных подушек для лежания на грунте", трех (вместо двух) клапанов вентиляции на концевых ЦГБ, "тяжелых" подводных якорей (весом по 1 т), более надежных помп системы Клингера производительностью 35 м3/час. Вместо двух, по проекту, установили один аварийно-сигнальный буй. Иллюминаторы в боевой рубке не устанавливались.

В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого типа для Черноморского флота. По контракту от 17 марта 1915 г. две подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве ("Гагара" и "Утка") и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей ("Лебедь", "Пеликан", "Буревестник", "Орлан").

На ПЛ "Буревестник" и "Орлан" были установлены штатные дизеля завода "Л. Нобель" по 1320 л.с., что обеспечило на испытаниях ПЛ "Орлан" полную надводную скорость в 14 узлов (подводная - 7,7 узла), время погружения 1 мин. 30 сек., метацентрическая высота в подводном положении 0,29 м (по спецификации - 0,21 м). Невыполнение требований по скорости хода, в т.ч. и под водой, объяснялось ростом сопротивления за счет увеличения размеров мостика, наличие наружного киля, противоминных отводов на ГР и др. Артиллерийское вооружение ПЛ: "Буревестник" и "Орлан" - 1 х 75-мм АУ и 1 пулемет; на ПЛ "Лебедь" и "Пеликан" -1 х 57-мм АУ и 1 пулемет. Число ТА системы Джевецкого сокращено до 4-х, и они установлены на палубе надстройки (на ПЛ "Лебедь" - только трубчатые ТА).

На ПЛ "Гагара" и "Утка" из-за отсутствия штатных дизелей установили по 2 дизеля мощностью по 250 л.с. производства Коломенского завода. На испытаниях ПЛ "Гагара" достигла скорости (надводной/подводной) 9,4/8,2 узла при дальности плавания (при скорости хода в уз.) надводной - 2380 (9) и подводной 111(4,8). Время погружения 2 мин. 32 сек. Привода перископов - электрические. ГР на этих ПЛ не имели противовесов. На ПЛ "Утка" часть баллеров была сделана коваными, а не литыми. Артиллерийское вооружение - 2 х 76-мм АУ (угол возвышения 20°) и 1 х 37-мм зенитная пушка. Торпедное - 4 трубчатых ТА и 4 ТА системы Джевецкого (на палубе надстройки).

Создание ПЛ типов "Морж" и "Барс" явилось выдающимся этапом в развитии российского подводного флота. Из 27 ПЛ большого по тому времени водоизмещения удалось достроить в условиях войны 23, что следует признать несомненным успехом. 11 из этих ПЛ принимали активное участие в боевых действиях, в том числе ПЛ весьма эффективно использовались на коммуникациях противника. ПЛ "Пантера" одержала крупную победу в годы гражданской войны, потопив британский эсминец "Виктори", а 9 ПЛ типа "Барс" и ПЛ "Нерпа" составили в 20-х годах основу подводных сил РККФ.

Вопреки бытующему мнению, отечественной промышленности удалось все-таки относительно успешно и почти самостоятельно решить в 1914-1917 гг. задачу производства дизелей большой мощности. Так, завод "Л.Нобель" изготовил до 1918г. 12 двигателей заданной мощности 1320 л.с., 8 из которых установили на ПЛ. Два таких дизеля для ПЛ "Пеликан" выполнил по чертежам завода "Л.Нобель" Харьковский паровозостроительный завод. Опоздание в начале работ над этими дизелями привело к установке на ПЛ типа "Морж" и большинстве ПЛ типа "Барс" сравнительно слабых двигателей надводного хода, что вызвало ухудшение ТТЭ.

Сравнение ПЛ И.Г. Бубнова с германскими и британскими типами ПЛ "U-51" и "L-55", вступившими в строй в 1916-1918 гг. , показывает, что ПЛ типа "Барс" превосходили их в дальности плавания в подводном положении, но имели значительно меньший надводный район плавания. Последнее обстоятельство вполне закономерно и объясняется большими размерами германских и особенно британских ПЛ. ПЛ так называемого "русского" типа уступали иностранным и в скорости погружения (важнейшей тактический элемент), а отчасти, и в мощности торпедного и артиллерийского вооружения. От торпедных аппаратов Джевецкого пришлось отказаться, т.к. они не оправдали возлагавшихся на них надежды. Кроме того, в силу различных причин на ПЛ И.Г. Бубнова не были полностью реализованы достаточно высокие задания по надводной и подводной скоростям. Крупный недостаток этих ПЛ - отсутствие водонепроницаемых переборок.

Одна из основных причин невыгодного для ПЛ типа "Барс" сравнения с иностранными "ровесниками" заключалась в устаревании первоначального проекта, составленного еще в 1909-1910 гг. Пауза в реализации новых кораблестроительных программ при отсутствии хотя бы опытного строительства одной ПЛ привели к тому, что возможность выполнения заданий на проектирование не удавалось проверить на практике. В 1911-1914 гг. типы для очередных крупных серий выбирались поспешно, недостаточно обоснованно, что в немалой степени объясняется слабыми возможностями проектной базы. Подобные обстоятельства в значительной мере способствовали своеобразной монополии И.Г. Бубнова, как правило, отказывавшегося от серьезных переделок базового проекта ("подводная лодка в 600 т"). Его недостатки стали очевидными лишь в первых походах ПЛ "Нерпа" и "Барс" (1914-1915 гг.), когда строительство ПЛ типа "Барс" заводом "Ноблесснер" только набирало темпы, а черноморские ПЛ еще и не закладывались. Тем не менее, именно опыт проектирования, строительства и эксплуатации ПЛ типов "Морж" и "Барс" послужил основой для проектирования в России более совершенных ПЛ программы 1915 года.


5. Схема проекта:


Схема Барс

ПЛ типа «Барс» (постройки Балтийских заводов)

Соответствие механизмов цифрам такое же, как у следующей схемы, за исключением:

12 – нактоуз съемного компаса


Схема Лебедь

ПЛ типа «Барс» (постройки Черноморских заводов)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 660 (Балтийский завод), 650 (Ноблесснер), 650 (Черное море)
  подводное, тонн: 780 (Балтийское море), 785 (Черное море)
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 16 (Кугуар и Змея), 13 (Орлан и Буревестник), 9,5-10,5 узлов (остальные), 9,3 (Гагара)
  полная подводная, узлов: 7,5 - 9,0
  экономическая надводная, узлов: 5,0
  экономическая подводная, узлов: 4,0-5,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

2400-2500 (5,0)
  в подводном положении:

100 (5,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 92 метров
  рабочая: 46 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 67,97 метров
  ширина: 4,45-4,47 метра
  осадка средняя: 3,94 (4,12?) метра
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  пулеметы (с 1916):

1 х 7,62 мм
  число и калибр артиллерийских установок (с 1916): 2х76 и 1х1,37 (Гагара, Утка), 1х75 мм (Буревестник, Орлан),
1х57 мм (Кугуар, Змея, Орлан, Буревестник), 1х57 мм, 1х75 мм и 1,37 мм (остальные)
  число и калибр артиллерийских установок (с 1925): 1х75 (Змея), 2х75 (остальные)
  457-мм трубчатые кормовые торпедные аппараты: 2
  457-мм трубчатые носовые торпедные аппараты: 2
  палубные торпедные аппараты Джавецкого (к 1925 все демонтированы): 4 (Черноморский флот и Ягуар), 8 (остальные)
  мины: 8 (Барс, Львица, Тигр)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2х1320 (Кугуар, Змея, Орлан, Буревестник), 2х420 (Единорог, Угорь), 2Х250
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 2х450
  количество валов: 2
  обитаемость  
  автономность:

14 суток
  экипаж:

45 человек

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Алексеев И.В. Гончаров А.С. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Морж", Морская компания, Москва, №3, 2006г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
- Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017