Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 677 и модификации

Проекты 677, 677М «Лада» и 677Э «Амур-1650»
(NATO – «Lada(?)» и «Amur(?)»).



1. Количество подводных лодок проекта: 677 - 1, 677М - 1 и 3 (в постройке) - 1 (есть контракт МО РФ), 667Э - 1 (недостроена)


2. Изображение проекта:


Подводные лодки. Проект 677


3.Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО «Адмиралтейские Верфи», проект 677(1) и 677М (1 + 3 + 1)

 Б-585

01570

26.12.1997

28.10.2004

22.04.2010

 1997 - "Санкт-Петербург"
 2024 - отстой

 Б-586

01571

28.07.2005

20.09.2018

24.01.2024

 2005 - "Кронштадт"
 2013 - достройка по пр.677М

 Б-587

01572

10.11.2006
19.03.2015

23.12.2022

план 2024(?)

 2006 - "Севастополь"
 2014 - достройка по пр.677М
 2015 - "Великие Луки"

 Б-??? "Вологда"

01573

12.06.2022

план

план

 06.2019 - заключен контракт
 02.2022 - начата резка металла

 Б-??? "Ярославль"

01574

12.06.2022

план

план

 06.2019 - заключен контракт
 02.2022 - начата резка металла

 ?

-

план

план

план

 08.2020 - заключен контракт

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП «Адмиралтейские Верфи», проект 677Э (1)

 "Амур"

?

26.12.1997

-

-

 2009 - строительство остановлено



4. История проекта:


Возобновленная после Великой Отечественной войны постройка ДПЛ не прекращалась и после развертывания с конца 50-х годов крупномасштабного строительства АПЛ. При этом ДПЛ строились с торпедным и ракетньм вооружением. Однако, после завершения в 1968 г. серии ПЛ проекта 651 ДПЛ с КР не строились. В дальнейшем велась постройка только торпедных ДПЛ проектов 641Б и 877. Вместе с тем за рубежом ДПЛ ряда государств с середины 80-х годов стали оснащаться ПКР «Гарпун», запускаемыми из ТА. Строящиеся для отечественного ВМФ ДПЛ проекта 877 и экспортные модификации ПЛ этого проекта и его дальнейшего развития - ДПЛ проектов 877ЭКМ и 636 КР в составе вооружения не имели. Только в последние годы появились модификации этих кораблей с комплексом КР на борту - 08773, 636М и 06363, чему способствовало создание малогабаритных (в размерах торпед) ПКР.

Однако еще в 1987 году в СССР были начаты НИОКР по проекту 677 "Лада", представляющего собой корабли нового, четвертого поколения, создаваемые на основе нового вооружения, механизмов и оборудования. Новые лодки получили новое название - "неатомные (НПЛ)" (так как дизель более не являлся движителем корабля, а использовался для получения электроэнергии для питания электродвигателей, которые и используются для обеспечения движения).

Несмотря на развал СССР, работы по этому проекту продолжались даже в самое тяжелое для страны время. Технический проект НПЛ проект 677 был утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта был утвержден в 1997 г. При создании новой НПЛ было отработано 180 ОКР. Проект НПЛ разрабатывался ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н. Кормилицын. Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, НПЛ оснащены новыми образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА. Для возможности эффективного использования оружия на НПЛ установлены совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим полям ПЛ. На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению скрытности и защиты НПЛ будет способствовать использование механизмов и источников энергии новой разработки, включающее в себя дизель-генератор (ДГ) переменного тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель (ГЭД), который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью.

Генеральный конструктор проекта Ю.Н. Кормилицын отмечал: "Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов". За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта 877 (по терминологии NATO - класс "Kilo") на Западе назвали "черной дырой в океане". На "Ладе", благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса "Kilo".

Предполагалось, что ПЛ проекта 677 постепенно заменят в советском флоте ПЛБ проекта 877. Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г.Ленинград), СМП (г.Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г.Горький) и ССЗ им.Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре). На СМП даже удалось создать определенный задел по головному заказу. После распада СССР головной корабль серии было решено строить на ГП «Адмиралтейские верфи», куда передали имевшийся задел.

В конце 1997 года на ГП "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге были заложены головные корабли: НПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" проекта 677 для отечественного ВМФ и НПЛ типа "Амур-1650" (в дальнейшем упоминаемый в СМИ как проект 677Э) для экспортных поставок. В 2007 году головной корабль вышел на ходовые испытания и в марте 2009 года зам.начальника генштаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял, что всего для ВМФ планируется постройка серии из 8 ПЛ этого проекта. Однако испытания и доводка корабля шли несколько лет, и к 2011 году в СМИ уже не встречалось упоминаний о строительстве такой крупной серии, речь шла только о достройке еще двух уже заложенных кораблей, да и то их строительство в 2009 году было приостановлено по решению Минобороны РФ. В мае 2010 года НПЛ "Санкт-Петербург" наконец-то вошла в состав ВМФ. В декабре 2010 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок проекта 677 и поэтому НПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же было заявлено, что НПЛ "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России. В ходе опытной эксплуатации системы НПЛ будут доводиться до желаемых показателей.

В ноябре 2011 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (в СМИ встречается как проект 677М, а в некоторых источниках - 677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 году, после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. В феврале 2012 года в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний НПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов. В августе 2013 года в СМИ появилась информация о том, что НПЛ Б-586 "Кронштадт" достраивается по новому скорректированному проекту. В отличие от головной НПЛ "Санкт-Петербург" на серийном корабле устанавливаются модернизированные образцы оборудования - системы управления корабельными техническими средствами, электродвижения, навигационный комплекс. В ближайшей перспективе НПЛ типа "Лада" планировали оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой. Над ее созданием уже работают специалисты ЦКБ МТ "Рубин". 03.09.2013 появилась информация от ИТАР-ТАСС о том, что до конца 2020 года в состав ВМФ поступят еще четыре неатомные подводные лодки нового проекта. Контракт на строительство Б-587 "Великие Луки" (до 2015 года - "Севастополь") был перезаключен в конце 2014 года. Контракт на строительство еще одной (четвертой по счету) неатомной подлодки проекта 677 "Лада" планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Об этом сообщило в январе 2015 года ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ России - но этого не произошло, а 19.01.2016г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект с шифром "Калина" (усовершенствованная "Лада"). Преполжительно этот проект будет сочетать в себе лучшие качества "Лады" с учетом современных технологий и самых высоких требований к современным подводным кораблям.

Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство серии. Предположительно все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Северного флота. 01.07.2017 в ходе Международного военно-морского салона МВМС-2017 глава ОАО "Адмиралтейские Верфи" Александр Бузаков сообщил, что по условиям госконтракта передача двух серийных заказов проекта 677 ВМФ России по графику запланирована в 2020 и 2021 году соответственно. В конце ноября 2018 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев в интервью Красной звезде заявил, что для ВМФ России в общей сложности построят двенадцать подводных лодок проекта 677 "Лада".

Министерство обороны России заключило госконтракты на поставку двух многоцелевых атомных подлодок «Ясень-М», а также партии дизель-электрических подлодок «Лада». Об этом 28.06.2019 на форуме «Армия-2019» объявил диктор во время торжественной церемонии, сообщило «РИА Новости». Редакция газеты "Московский Комсомолец" уточнило, что Военно-морской флот России в ближайшие годы получит две подводные лодки усовершенствованного проекта 677 «Лада». Как сообщило 25 августа 2020 года информационное агентство ТАСС, Министерство обороны России подписало контракты на строительство двух больших дизельных подводных лодок проектов 06363 и 677 (предположительно улучшенный вариант - проект 667М). Церемония подписания госконтрактов состоялась на форуме "Армия-2020".

Закладка двух больших дизель-электрических подводных лодок проекта 677 "Лада" состоится в этом (2022) году на Санкт-петербургском предприятии "Адмиралтейские верфи" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - ОСК),- 25 мая 2022 года сообщил РИА Новости глава корпорации Алексей Рахманов.

Судьба проекта 677Э (Амур-1650) находится под большим вопросом. По данным ИТАР-ТАСС, в 2005 году ПЛ экспортного варианта была готова на 47%, а к 2009 году его строительство было полностью остановлено. Кроме ПЛ типа "Амур-1650" для экспорта было разработано целое семейство различных вариантов ПЛ типа "Амур", отличающихся водоизмещением и типом двигательной установки.


5. Схема проекта:


677

Укрупненная схема (70,2 Кб)

Продольный разрез:

1 — выгородка основной антенны ГАК; 2 — носовая ЦГБ; 3 — 533-мм ТА; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — якорь; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 — выгородка вспомогательных механизмов; 9 — носовая АБ; 10 — ходовой мостик; 11 — прочная рубка; 12 — второй (центрального поста) отсек; 13 — центральный пост; 14 — главный командный пост; 15 — агрегатная выгородка РЭВ; 16 — выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 — третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 — кают-компания и камбузный блок; 19 — жилые помещения и медицинский блок; 20 — кормовая АБ; 21 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 — ДГ; 23 — выгородка вспомогательных механизмов; 24 — пятый (электромоторный) отсек; 25 — ГЭД; 26 — топливная цистерна; 27 — приводы кормовых рулей; 28 — линия вала; 29 — кормовая ЦГБ; 30 — кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 — обтекатель канала выхода ГПБА.


6. Тактико-технические данные проекта (предполагаемые):


Водоизмещение, т:

                                    надводное                                          -           1765

Длина наибольшая, м                                                             -           67,0

Ширина корпуса наибольшая, м                                              -           7,1

Архитектурно-конструктивный тип                                            -           однокорпусный

Глубина погружения, м:

                                    рабочая                                                              -               240 (250?)

                                    предельная                                                      -               300

Автономность по запасам провизии, сут                                  -           45

Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:

                                    подводная                                          -           650 (3)

                                    подводная в режиме РДП                   -           6 000 (?)

Экипаж, чел                                                                            -           35 (34?)

Энергетическая установка:

                                    Главные механизмы:

                                    тип                                                     -           ДЭУ с полным электродвижением

                                    кол-во х мощность ДГ, кВт                  -           2 х ?

                                    кол-во х мощность гл. ГЭД, л.с           -           1 х 4100

                                    кол-во х тип движителей                     -           1 х малошумный ВФШ

                                    Аккумуляторная установка:

                                    Кол-во групп АБ х элем.                     -           2 х 120

                                    Резервные средства движения:

                                    количество х тип РСД                         -           2 х ВД

                                    привод ВПК х  мощность, кВт             -           ЭД х 102

Скорость хода наибольшая, уз:

                                    надводная                                          -           10,0

                                    подводная                                          -           21,0

Вооружение:

                                    Торпедное:

                                    кол-во х калибр ТА, мм                       -           6 х 533 (1*)

                                    боезапас (тип) торпед или ПКР            -           18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР («Club-S»)

                                    СУТА                                                                    -               «Мурена»

                                    Зенитный ракетный комплекс:

                                    тип ПЗРК                                 -        «Игла-1М»

                                    кол-во конт. для хранения ЗР              -           1

                                    боекомплект ЗР                                  -           6

                                    Радиоэлектронное:

                                    К АС                                                                     -               «Литий»

                                    КНС                                                    -           «Андога»

                                    РЛК                                                                      -               нового поколения

                                    ГАК                                                                      -               нового поколения с антенной

                                                                                                          большой эффективной площади


(1*) Носовые, два из которых приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами.


7.Источники:


- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Информация с сайта http://www.laes.sbor.ru/~psv/Catalog/lada.htm.
- Информация с сайта СКБ "Рубин" http://www.ckb-rubin.ru/Subs.html.
- Информация с сайта "Музей подводного флота" http://submarine.narod.ru/lada.html.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "В России прекращено строительство подлодок проекта 677 "Лада" (http://ria.ru/defense_safety/20160119/1361783316.html).
- Информация с сайтов новостных агентств.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024