Rambler's Top100 Проект 651

Проект 651 (NATO – “Julliett”).
Модификации проекта: 651К и 651Э.
Нереализованные модификаци: 683 и 603.



1. Количество подводных лодок проекта - 16.


2. Изображение проекта:


Проект 651


3. Состав проекта:



 

Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод имени С. Орджоникидзе (ССЗ №189) (2)

1

 К-156

552

16.11.1960

31.07.1962

10.12.1963

 25.07.1977 - пер. в Б-156

2

 К-85

553

25.10.1961

31.01.1964

30.12.1964

 25.07.1977 - пер. в Б-124

 ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" (ССЗ №112) (14)

3

 К-24

511

15.10.1961

15.12.1962

31.10.1965

 25.07.1977 - пер. в Б-24
 1999 - музей г.Пеенемюнде (Германия)

4

 К-68

512

25.01.1962

30.04.1963

28.12.1965

 25.07.1977 - пер. в Б-68
 19.04.1990 - пер. в БС-68
 1985 - мод. по пр. 651Э

5

 К-63

513

25.04.1962

26.07.1963

12.06.1966

 25.07.1977 - пер. в Б-63

6

 К-70

514

25.08.1962

06.02.1964

31.12.1964

 25.07.1977 - пер. в Б-270

7

 К-77

515

31.01.1963

11.03.1965

31.10.1965

 25.07.1977 - пер. в Б-77
 2002 - музей г.Провиденс (США)
 2007 - затонула, поднята

8

 К-58

521

15.07.1963

12.02.1966

23.09.1966

 25.07.1977 - пер. в Б-58
 1992 - затонула

9

 К-81

522

20.11.1963

07.08.1964

14.12.1965

 25.07.1977 - пер. в Б-81
 1970(?) - мод. по пр. 651К
 1991 - затонула, поднята

10

 К-73

523

01.08.1964

31.05.1966

15.12.1966

 25.07.1977 - пер. в Б-73

11

 К-67

524

31.01.1965

29.10.1966

30.09.1967

 25.07.1977 - пер. в Б-67

12

 К-78

525

25.07.1965

30.03.1967

01.11.1967

 25.07.1977 - пер. в Б-478
 1992 - затонула

13

 К-203

531

25.12.1965

30.06.1967

02.12.1967

 25.07.1977 - пер. в Б-203

14

 К-304

532

06.08.1966

24.11.1967

21.08.1968

 25.07.1977 - пер. в Б-304

15

 К-318

533

29.03.1967

29.03.1968

29.09.1968

 25.07.1977 - пер. в Б-318

16

 К-120

534

25.03.1967

11.07.1968

26.12.1968

 25.07.1977 - пер. в Б-120



4. История проекта:


В 60-е годы наращивание отечественных под­водных сил, предназначенных для борьбы с надвод­ными кораблями и судами противника, осуществ­лялось не только путем создания атомных ПЛ, воо­руженных ПКР - ПЛАРК проекта 675, но и ракет­ных дизель-электрических ПЛ проекта 651, воору­женных ПКР комплекса "П-6" (проектант - ЦКБ-18). Большие ПЛ про­екта 651 были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были построены при применении в качестве кор­пусных материалов стали повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отлича­лись от ДПЛКР проектов 644 и 665, ранее создан­ных путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613, увеличенными скоростью и даль­ностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ.

ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).

Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963—1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).

ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» - по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления ракетной стрельбой и двух ти­пов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех суток. Однако, после сня­тия с вооружения КР комплекса "П-5" в 1966г. необхо­димость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров, систем и устройств, обслужи­вающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом та­кими же как и на ПЛАРК проекта 675.

ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ про­екта 651. Одиночные пуски ракет дали хорошие ре­зультаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659 (отходящие газовые струи маршевого и старто­вого двигателей стартующей ракеты, попадая в воз­духозаборник КР, готовящейся к старту, вызывали срыв потока и подъем температуры в маршевом дви­гателе, что приводило к падению его оборотов и даже остановке двигателя), При этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов не оказывала существенно­го влияния на работу маршевого двигателя ракеты, В результате испытаний был установлен порядок запус­ка ракет и временной интервал между пусками, обес­печивающие залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.

ПКР комплекса «П-6» обладали большой дально­стью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система прибо­ров «Успех-У», предназначенная для приема целеу­казания с самолетов, патрулирующих в районе дей­ствия ДПЛКР.

Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м). Последне шесть кораблей проекта постройки завода "Красное Сормово" строились по несколько измененному проекту. Неофициально он был известен как проект 651Т или как "мобилизационный". В отличие от базового проекта эти лодки во втором отсеке несли четыре (по другим данным - шесть) 533-мм запасных торпед. Они хранились на специальных стеллажах. На этих стеллажах в мирное время размещались койки для личного состава, которые в случае необходимости (в период "мобилизации") можно было демонтровать и заполнить стеллажи торпедами. Торпеды подавались в первый отсек через четыре люка в прочной переборке. Люки располагались напротв оси четырех верхних ТА. Запасные торпеды могли подаваться именно в эти ТА. На схеме показан именно "мобилизацонный" вариант ПЛ проекта 651.

Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода ПГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1ДЛ42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 200 л. с.).

Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках проекта 651 было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3” (4 группы по 152 элемента), имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. Однако такую батарею получили только тр корабля, но и на них впоследствии АБ заменили свинцово-кислотными батареями.

ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.

Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.

Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.

По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.

Данный проект имел две основные модернизации: 651К – ПЛ была оборудована приемной антен­ной и аппаратурой системы космического целеука­зания КР «Касатка-Б», 651Э – ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6.

Также на базе этого проекта разрабатывались проекты 683 (проект АПЛ, оснащенной АЭУ малой мощности) и 603 (проект перевооружения на ракетный комплекс Д-9), однако они так и остались нереализованными.


5. Схема проекта:


Проект 651


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 3174 тонн
  подводное: 3750 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 16,0 узлов
  полная подводная при серебрянно-цинковой АБ: 18,1 узлов
  полная подводная при свинцово-кислотной АБ: 14,5 узлов
  экономическая подводная: 2,8 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

30000 (8,0) миль
  в режиме РДП:

18000 (7,0) миль
  в подводном положении при серебрянно-цинковой АБ:

810 (2,8), 27,8 (18,1) миль
  в подводном положении при свинцово-кислотной АБ:

350 (2,8), 14,5 (14,5) миль
  глубина погружения  
  рабочая: 240 метров
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 85,9 метров
  ширина: 9,7 метра
  осадка средняя: 6,9 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  400-мм кормовые торпедные аппараты: 4
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 12х400-мм, 6х533-мм ("мобилизационный" + 4(6?))
  ракеты комплекса П-5 или П-6: 4
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 4000 л.с. (типа 1Д43)
  количество х мощность ДГ, л.с.: 1 х 1000 (дизель типа 1ДЛ42)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 6000 (типа ПГ141)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 200 л.с. (типа ПГ140)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: серебрянно-цинковая АБ 30/3, 4 х 152 или
  свинцово-кислотная АБ 60СМ-П, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

90 суток
  экипаж:

78 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014