Тип «13», тип «Голланд-27В» («Holland XXVIIB).
Проект ПЛ Балтийского завода – не реализован.
1. Количество подводных лодок проекта: 3
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ПЕТРОГРАД: Невский судомеханический Завод (3) | ||||||
1 |
- |
04.1912 |
03.08.1914 |
23-29.09.1914 |
26.04.1917 - затонула | |
2 |
- |
04.1912 |
21.08.1914 |
23-29.09.1914 |
1916 - выброшена на берег | |
3 |
- |
04.1912 |
11.09.1914 |
23-29.09.1914 |
1918 - захвачена Румынией |
4. История проекта:
В 1910 г.
был одобрен проект реконструкции Кронштадтской крепости. Для обороны проходов в
минных заграждениях было решено применить "малые крепостные немореходные
лодки". Опыт использования малых подводных лодок для обороны крепостей у
России уже имелся. По заказу Военно-инженерного ведомства строились подводные лодки Герна,
Джевецкого. Проектом было
предусмотрено строительство шести малых подводных лодок. Главное инженерное
управление (ГИУ) в 1910 г. разработало основные требования к таким подводным
лодкам, предусмотрев одновременно и создание плавбазы для них. ПЛ должны были иметь
водоизмещение (надводное) 25-30 т, максимальную скорость (надводная/ подводная)
- 8/6 уз., дальность плавания: надводную 100 миль, подводную 18 (6 уз.) и 30
(4 уз.), время погружения 4 мин., вооружение 1-2 ТА.
Предварительные
переговоры велись с двумя заводами - Балтийским и Невским. ПЛ по проекту Балтийского завода должны
были иметь водоизмещение (надводное) 40 т, скорость, дальность плавания,
время погружения по условиям ГИУ, вооружение - 1 ТА Джевецкого, ЭУ надводного
хода - керосиновый двигатель. Проект (представлен 2 апреля 1911) Невского завода
(32 т, скорость 8/6 узлов, дальность плавания - 150(8)/18(6)/30(4) миль, ЭУ - дизель
(50 л.с.), электро-мотор (30 л.с.), 2 трубчатых ТА был разработан Дж. Голландом,
фирма "Электрик Боат Компани" («Electric Boat Company»,
США). Этот проект, позднее получивший индекс "27В", в Российском флоте "тип 13", по заключению Морского Технического Комитета
был признан лучшим.
Морское
министерство отказалось финансировать постройку этих лодок, считая, что в связи
с ограниченным радиусом действия, особенно в подводном положении, малой
скоростью хода и плохой мореходностью, их боевая деятельность "сводится к
минимуму - почти к нулю".
В процессе
переговоров ГИУ и Товарищества Невского судостроительного и механического
заводов рассматривалось 3 варианта ЭУ: два отличавшиеся типом дизелей, один -
электродвигателем. 2 апреля 1911 г.
Военное министерство выделило 500 тыс. руб. на постройку 3 ПЛ (по 125 тыс. руб.), береговой базы и на
изготовление 10 торпед. Проектирование базы велось в 1911-1912 гг., но в конце
концов было прекращено. Согласно контракту сдача предполагалась в середине 1913
г. (первоначально – 1 сентября 1912 г.).
Малые лодки были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Прочный корпус водонепроницаемой переборкой делился на два отсека. Балластные цистерны располагались вне прочного корпуса в оконечностях лодки, дифферентные и уравнительные внутри прочного корпуса. Над верхней частью прочного корпуса была установлена плоская надстройка, образовывавшая в надводном положении палубу и служившая для улучшения мореходности подводной лодки. Литая бронзовая рубка приклепывалась к прочному корпусу над центральным постом, где было сосредоточено управление подлодкой. С двух сторон от рубки устанавливались полутораметровые трубы воздухозаборников для вентиляции отсеков в надводном положении. При погружении трубы демонтировались, а отверстия закрывались специальными крышками. Носовые горизонтальные рули в надводном положении заваливались. На корпусе имелись боковые кили для уменьшения качки и специальный сбрасываемый киль массой 810 кг, отдававшийся в аварийных ситуациях. Для обеспечения хода в подводном положении были применены никель-щелочные аккумуляторы Эдисона.
Комплектующее
оборудование изготавливалось и поставлялось отечественными и зарубежными
фирмами. Двигатели надводного хода разрабатывались заводом "Людвиг
Нобель" (ныне завод "Русский дизель"), электродвигатели -
Русским обществом "Шуккерт и Ко", торпедные аппараты - Обществом
Путиловских заводов, осветительная аппаратура - Всеобщей компанией
электричества в Петербурге. Большую часть комплектующего оборудования
поставляла фирма Голланда из США.
Подготовительные
работы по постройке были начаты 29 марта 1911 г., работы на стапелях - с
апреля 1911 г., судостроительные работы
на стапелях после забастовок возобновились в ноябре 1912 г. К середине 1914 г.
лодки еще находились на стапелях. В этот период МГШ, испытывая недостаток в
подводных лодках, решил войти в соглашение с Военным министерством о передаче
этих трех подводных лодок в Морское министерство и выделил средства на
ускорение их постройки. 15 августа 1914
г. лодки зачислили в список флота с присвоением вместо наименований номеров "№ 1",
"№ 2"
и "№ 3".
образовав дивизион особого назначения бригады (затем
дивизии) ПЛ Балтийского моря. В августе-сентябре
1914 г. лодки были спущены на воду. Испытания проводились на Ладожском озере
сдаточной командой, состоявшей из 5 американских и 5 русских специалистов. В
конце сентября 1914 года все ПЛ вошли в строй.
Командующий
Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен
предлагал перебазирование лодок на флот осуществить своим ходом, полагая что
если лодки окажутся немореходными, то они и флоту будут не нужны. Однако МГШ
настоял на перевозке лодок железнодорожным транспортом. В начале ноября лодки
были перевезены в Ревель. Командующий флотом, осмотрев лодки, пришел к
заключению, что они маломореходны, поэтому временной базой для лодок дивизиона
особого назначения был определен Балтийский порт (Палдиски), куда они и были
отправлены в конце ноября 1914 г.
Кроме мореходности
к основным недостаткам подводных лодок типа
13 следует отнести тот факт, что при стрельбе торпедами лодку сильно подбрасывало
вверх. При эксплуатации подводных лодок также выявилась ненадежная работа
основных механизмов - дизелей, главных помп, аккумуляторных батарей.
Проектирование плавбазы для малых подводных лодок велось в течение 1911-1912 гг., но было прекращено из-за недостаточного финансирования.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное, тонн: | 33,1 (31,1?) | |
подводное, тонн: | 43,6 | |
скорость хода | ||
полная надводная, узлов: | 8,0 | |
полная подводная, узлов: | 6,0 | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 150 (8,0) миль | |
в подводном положении: | 18 (6,0) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 30 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метров: | 20,38 (20,35? или 20,50?) | |
ширина, метров: | 2,30 метра (2,15? или 2,18?) | |
осадка средняя, метров: | 1,8 | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
457-мм носовые торпедные аппараты: | 2 шт. | |
энергоустановка | ||
тип: | ДВС-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 1х50 | |
количество х мощность электромоторов, л.с.: | 1х35 | |
количество валов: | 1 | |
число групп АБ х количество элементов: | 1х192 | |
обитаемость | ||
экипаж, человек: | 4 - 6 |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017