Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "13" «Голланд-27В» («Holland XXVIIB)

Тип «13», тип «Голланд-27В» («Holland XXVIIB).

Проект ПЛ Балтийского завода – не реализован.



1. Количество подводных лодок проекта: 3


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа Голланд-27В


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ПЕТРОГРАД: Невский судомеханический Завод (3)

1

 «№ 1»

-

04.1912

03.08.1914

23-29.09.1914

 26.04.1917 - затонула

2

 «№ 2»

-

04.1912

21.08.1914

23-29.09.1914

 1916 - выброшена на берег

3

 «№ 3»

-

04.1912

11.09.1914

23-29.09.1914

 1918 - захвачена Румынией



4. История проекта:


В 1910 г. был одобрен проект реконструкции Кронштадтской крепости. Для обороны проходов в минных заграждениях было решено применить "малые крепостные немореходные лодки". Опыт использования малых подводных лодок для обороны крепостей у России уже имелся. По заказу Военно-инженерного ведомства строились подводные лодки Герна, Джевецкого. Проектом было предусмотрено строительство шести малых подводных лодок. Главное инженерное управление (ГИУ) в 1910 г. разработало основные требования к таким подводным лодкам, предусмотрев одновременно и создание плавбазы для них.  ПЛ должны были иметь водоизмещение (надводное) 25-30 т, максимальную скорость (надводная/ подводная) - 8/6 уз., дальность плава­ния: надводную 100 миль, подводную 18 (6 уз.) и 30 (4 уз.), время погружения 4 мин., вооружение 1-2 ТА.

Предварительные переговоры ве­лись с двумя заводами - Балтийским и Невским. ПЛ по проекту Балтийского завода должны были иметь водоизмеще­ние (надводное) 40 т, скорость, даль­ность плавания, время погружения по условиям ГИУ, вооружение - 1 ТА Джевецкого, ЭУ надводного хода - кероси­новый двигатель. Проект (представлен 2 апреля 1911) Невского за­вода (32 т, скорость 8/6 узлов, дальность плавания - 150(8)/18(6)/30(4) миль, ЭУ - дизель (50 л.с.), электро-мотор (30 л.с.), 2 трубчатых ТА был разработан Дж. Голландом, фирма "Электрик Боат Компани" («Electric Boat Company», США). Этот проект, позднее получивший индекс "27В", в Российском флоте "тип 13", по заключению Морско­го Технического Комитета был признан лучшим.

Морское министерство отказалось финансировать постройку этих лодок, считая, что в связи с ограниченным радиусом действия, особенно в подводном положении, малой скоростью хода и плохой мореходностью, их боевая деятельность "сводится к минимуму - почти к нулю".

В процессе переговоров ГИУ и Това­рищества Невского судостроительного и механического заводов рассматривалось 3 варианта ЭУ: два отличавшиеся типом дизелей, один - электродвигателем. 2 апреля 1911 г. Военное министерство выделило 500 тыс. руб. на постройку 3 ПЛ (по 125 тыс. руб.), береговой базы и на изготовление 10 торпед. Проектирова­ние базы велось в 1911-1912 гг., но в конце концов было прекращено. Согласно кон­тракту сдача предполагалась в середине 1913 г. (первоначально – 1 сентября 1912 г.).

Малые лодки были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Прочный корпус водонепроницаемой переборкой делился на два отсека. Балластные цистерны располагались вне прочного корпуса в оконечностях лодки, дифферентные и уравнительные внутри прочного корпуса. Над верхней частью прочного корпуса была установлена плоская надстройка, образовывавшая в надводном положении палубу и служившая для улучшения мореходности подводной лодки. Литая бронзовая рубка приклепывалась к прочному корпусу над центральным постом, где было сосредоточено управление подлодкой. С двух сторон от рубки устанавливались полутораметровые трубы воздухозаборников для вентиляции отсеков в надводном положении. При погружении трубы демонтировались, а отверстия закрывались специальными крышками. Носовые горизонтальные рули в надводном положении заваливались. На корпусе имелись боковые кили для уменьшения качки и специальный сбрасываемый киль массой 810 кг, отдававшийся в аварийных ситуациях. Для обеспечения хода в подводном положении были применены никель-щелочные аккумуляторы Эдисона.

Комплектующее оборудование изготавливалось и поставлялось отечественными и зарубежными фирмами. Двигатели надводного хода разрабатывались заводом "Людвиг Нобель" (ныне завод "Русский дизель"), электродвигатели - Русским обществом "Шуккерт и Ко", торпедные аппараты - Обществом Путиловских заводов, осветительная аппаратура - Всеобщей компанией электричества в Петербурге. Большую часть комплектующего оборудования поставляла фирма Голланда из США.

Подготовительные работы по пост­ройке были начаты 29 марта 1911 г., рабо­ты на стапелях - с апреля 1911 г., судостроительные работы на стапелях после забастовок возобновились в ноябре 1912 г. К середине 1914 г. лодки еще находились на стапелях. В этот период МГШ, испытывая недостаток в подводных лодках, решил войти в соглашение с Военным министерством о передаче этих трех подводных лодок в Морское министерство и выделил средства на ускорение их постройки.  15 августа 1914 г. лодки зачислили в список флота с присвоением вместо наименований номеров "№ 1", "№ 2" и "№ 3". образовав дивизион особого назначения бригады (затем дивизии) ПЛ Балтийского моря. В августе-сентябре 1914 г. лодки были спущены на воду. Испытания проводились на Ладожском озере сдаточной командой, состоявшей из 5 американских и 5 русских специалистов. В конце сентября 1914 года все ПЛ вошли в строй.

Командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен предлагал перебазирование лодок на флот осуществить своим ходом, полагая что если лодки окажутся немореходными, то они и флоту будут не нужны. Однако МГШ настоял на перевозке лодок железнодорожным транспортом. В начале ноября лодки были перевезены в Ревель. Командующий флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что они маломореходны, поэтому временной базой для лодок дивизиона особого назначения был определен Балтийский порт (Палдиски), куда они и были отправлены в конце ноября 1914 г.

Кроме мореходности к основным недостаткам подводных лодок типа 13 следует отнести тот факт, что при стрельбе торпедами лодку сильно подбрасывало вверх. При эксплуатации подводных лодок также выявилась ненадежная работа основных механизмов - дизелей, главных помп, аккумуляторных батарей.

Проектирование плавбазы для малых подводных лодок велось в течение 1911-1912 гг., но было прекращено из-за недостаточного финансирования.


5. Схема проекта:


схема ПЛ типа Голланд-27В

Укрупненный чертеж (28,9 Кб)



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 33,1 (31,1?)
  подводное, тонн: 43,6
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 8,0
  полная подводная, узлов: 6,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

150 (8,0) миль
  в подводном положении:

18 (6,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 30 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: 20,38 (20,35? или 20,50?)
  ширина, метров: 2,30 метра (2,15? или 2,18?)
  осадка средняя, метров: 1,8
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  457-мм носовые торпедные аппараты: 2 шт.
  энергоустановка  
  тип: ДВС-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 1х50
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 1х35
  количество валов: 1
  число групп АБ х количество элементов: 1х192
  обитаемость  
  экипаж, человек:

4 - 6

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017