Проект 671РТМ и 671РТМК «Щука» (NATO – “Victor-III”).
1. Количество подводных лодок проекта: 26+1
2. Изображение проекта:
ПЛА проекта 671РТМ
ПЛА К-254 (первоначальный вариант) с контейнерами для буксировщиков
ПЛА проекта 671РТМК
ПЛА проекта 671РТМ ПЛА проекта 671РТМК
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (13) | ||||||
1 |
01636 |
07.05.1976 |
31.07.1977 |
28.12.1977 |
11.10.1982 - получила наим. |
|
2 |
01638 |
24.09.1977 |
06.09.1979 |
30.12.1979 |
03.06.1992 – Б-254 |
|
3 |
01641 |
23.07.1979 |
17.08.1980 |
31.12.1980 |
03.06.1992 – Б-502 |
|
4 |
01643 |
28.09.1978 |
24.07.1981 |
30.12.1981 |
03.06.1992 – Б-527 |
|
5 |
01645 |
25.02.1981 |
14.07.1982 |
27.12.1982 |
03.06.1992 – Б-298 |
|
6 |
01647 |
23.07.1982 |
15.07.1983 |
29.12.1983 |
30.12.1987 - получила наим. |
|
7 |
01649 |
20.12.1983 |
29.06.1984 |
22.12.1984 |
03.06.1992 - Б-299 |
|
8 |
01652 |
25.12.1984 |
09.07.1985 |
25.12.1985 |
03.06.1992 - Б-244 |
|
9 |
01655 |
15.04.1986 |
29.04.1987 |
27.11.1987 |
Достр. по пр. 671РТМК |
|
10 |
01657 |
08.05.1987 |
03.06.1988 |
30.11.1988 |
Постр. по пр. 671РТМК |
|
11 |
01659 |
07.12.1988 |
05.08.1989 |
10.05.1990 |
Постр. по пр. 671РТМК |
|
12 |
01695 |
01.12.1988 |
31.08.1990 |
30.12.1990 |
Постр. по пр. 671РТМК |
|
13 |
01696 |
31.01.1991 |
17.10.1991 |
24.09.1992 |
Постр. по пр. 671РТМК |
|
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (13+1) |
||||||
14 |
271 |
15.07.1976 |
13.08.1978 |
30.12.1978 |
28.04.1992 - Б-247 |
|
15 |
282 |
02.11.1977 |
01.10.1978 |
30.11.1979 |
28.04.1992 - Б-507 |
|
16 |
303 |
23.02.1978 |
28.06.1979 |
30.12.1979 |
28.04.1992 - Б-492 |
|
17 |
304 |
29.10.1978 |
06.09.1979 |
30.12.1979 |
28.04.1992 - Б-412 |
|
18 |
295 |
29.07.1979 |
03.05.1980 |
30.09.1980 |
28.04.1992 - Б-251 |
|
19 |
296 |
07.11.1979 |
20.07.1980 |
28.12.1980 |
03.06.1992 - Б-255 |
|
20 |
297 |
23.02.1980 |
07.09.1980 |
30.12.1980 |
03.06.1992 - Б-324 |
|
21 |
308 |
27.07.1980 |
17.05.1981 |
30.09.1981 |
28.04.1992 - Б-305 |
|
22 |
299 |
31.12.1980 |
08.08.1981 |
29.12.1981 |
28.04.1992 - Б-355 |
|
23 |
300 |
09.05.1981 |
27.04.1982 |
29.09.1982 |
28.04.1992 - Б-360 |
|
24 |
301 |
07.11.1981 |
24.07.1982 |
28.12.1983 |
03.06.1992 - Б-218 |
|
25 |
302 |
12.06.1982 |
29.04.1983 |
25.10.1983 |
23.06.1982 - наим. «50 лет |
|
26 |
333 |
29.07.1983 |
08.06.1984 |
26.10.1984 |
28.04.1992 - Б-264 |
|
27 |
К-315 |
334 |
1982 |
- |
- |
19.01.1983 – снята со стр-ва |
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 671РТМ: |
4. История проекта:
Бурное развитие науки, техники
и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования
многоцелевых подводных лодок, Резко ужесточились требования к шумности АПЛ,
появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракетоторпеды, мины, а позже стратегические ракеты,
стартующие из ТА). Быстро менялась элементная база и
сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроакустическое) и боевая
информационно-управляющая система, радиосвязь. Параллельно с развертыванием
работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма
успешная попытка «выжать» максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во
главе с его начальником — главным конструктором Г.Н. Чернышевым была создана
еще одна модификация АПЛ 671 с
новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В
основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр «Щука») легли
проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения —
мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей
системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры
разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей
корабля. Фактически проект 671РТМ,
так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, «плавно перешел»
из второго в третье поколение атомоходов.
Титановый обтекатель
заменили неметаллическим. Эта работа проводилась с участием ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л. Шендеров),
ЦНИИ им.академика А.Н. Крылова (Б. П. Григорьев, М.К. Лерри и Н.А. Писковитина), ЦНИИТС
(Н.Г. Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор»
(директор и главный конструктор В.В. Громковский,
главный инженер Д.Д. Миронов) был создан акустический комплекс «СКАТ-КС». После
тщательных проработок бюро было принято решение установить на подводную лодку
БИУС «Омнибус», созданную НПО «Агат» (директор А.А. Мошков,
главный инженер Я.А. Хетагуров, главный конструктор А.И. Троян). Устаревший
навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим комплексом «Медведица» (НПО
«Азимут», директор и главный конструктор В. Г. Пешехонов).
В июле 1974 г. совместным решением МСП и ВМФ технический проект был утвержден. Сразу было оговорено, что сдача головной АПЛ пр.671РТМ будет производиться без комплексов «СКАТ-КС», БИУС «Омнибус-РТМ» и «Медведица-РТМ». Это решение оказалось совершенно правильным, так как впоследствии эти комплексы дорабатывались в течение трех лет после сдачи головного корабля.
Большой вклад в
установку комплексов «СКАТ-КС», «Омнибус» и «Медведица», комплексов радиосвязи
«Молния-Л» и «Цунами-БМ» внесли сотрудники бюро под
руководством главных конструкторов по электрооборудованию В.П. Горячева и
впоследствии С.П. Каткова. Размещение на АПЛ
пр. 671 РТМ перспективных радиэлектронных средств значительно улучшило характеристики
многоцелевых АПЛ II поколения и по технической оснащенности приблизило их к АПЛ
III поколения. Отработка уникальных комплексов «Омнибус», «Скат» и «Медведица»
обеспечила впоследствии установку их на подводные лодки III поколения (АПЛ пр. 945, 949
и 941). Гидроакустический
комплекс «Скат» (Главным конструктором официально был назначен Громковский В.В., но фактически ГК был первый
заместитель ГК Паперно А.И., Идин В.Б. был зам. ГК по комплексным вопросам)
обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое
сопровождение при шумопеленговании в звуковом и
инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели
посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные
данные для целеуказания торпедному оружию.
По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосходил ГАК
предшествующего поколения и вплотную приближался к американским комплексам
(хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная
дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла
230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном
режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде
размещавшаяся в специальном бульбообразном
контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.
Навигационный
комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечивал непрерывную автоматическую выработку
координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и
килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие
корабельные системы. Боевая информационная управляющая система «Омнибус»
производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение
информации, обеспечивающей принятия решений на маневрирование, боевое
использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой.
Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с
системой космической связи «Цунами-Б», а также
специальным разведывательным комплексом.
Автономность АПЛ
увеличилась до 80 сут, а водоизмещение (по сравнению
с АПЛ пр. 671 РТ) - на 400 м3 и составило 4750 м3,
наибольшая длина достигла 107,1 м. К
разработке рабочих чертежей (а они создавались параллельно для двух заводов —
ЛАО и завода им. Ленинского комсомола) бюро приступило до
окончания технического проекта в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ
от 14 ноября 1973 г. Головная
АПЛ пр.671 РТМ была заложена на
стапелях ЛАО 7 мая 1976 г.
Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ несколько затянулось. Причина
этого заключалась в недоведенности БИУС «Омнибус»: до
середины 80-х гг. система была не способна в полной мере решать возложенные на
нее задачи. На кораблях ранней постройки «Омнибус» приходилось доводить уже в
ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности. Уже
в процессе постройки серии было решено перейти от семилопастного
гребного винта к менее «шумной» схеме «тандем» (два соосных
четырехлопастных гребных винта противоположного
вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.
Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Los Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т. н. «отключение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. От лодки к лодке снижался показатель шумности, и только прекращение финансирования в период перестройки не позволило бюро до конца решить эту задачу. Она была решена уже на АПЛ следующего поколения пр.971).
Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного
атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс «Шквал»,
разработка которого началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР
в 1960 г. «Идеологами» нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ
им. профессора Н. Е.
Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности академик
Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия
осуществляло НИИ-24 (ныне ГНПО «Регион») под руководством главного
конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил
работу Е. Д. Раков). В состав комплекса «Шквал» входила сверхскоростная подводная
ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось
использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем
топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей
минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством
инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые пуски подводной
ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 г., а 29 ноября 1977 г.
комплекс ВА-111 «Шквал» с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует
заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти
абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемости,
за рубежом не существует и в настоящее время.
Вооружение АЛЛ проекта 671РТМ
включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом,
состоящим из 18 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65,
подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также
шести сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром
650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и
средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74
«Корунд-2»).
Кроме того, АПЛ могла нести специальные диверсионные
управляемые снаряды «Сирена» и другие средства «спецназначения», многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна
Флеминга. В частности, в 1975 г. в ОКБ им. Н. И. Камова
был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки
диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться (?, транспортироваться прим. автора) из 533-миллиметрового
торпедного аппарата погруженной подводной лодки.
Размещение нового
вооружения и оборудования, а также реализация дополнительных мер по снижению
акустической сигнатуры корабля потребовало врезки цилиндрической вставки в
корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате длина прочного корпуса
увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение
и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.
Конструкторы усилили ограждение рубки и легкий корпус, что обеспечило АПЛ более безопасное всплытие во льдах. Главная энергетическая установка лодки (31000 л.с.) была фактически аналогична ГЭУАПЛ проектов 671РТ и 671: два водо-водяных реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615, один винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя мощностью по 375 л.с.
Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия — стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР «Гранат» фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. После АПЛ К-254, на которой производилась отработка комплекса, крылатыми ракетами были оснащены шесть кораблей (проект 671РТМК, с комплексом вооружения, дополненным КР). В течение среднего ремонта АПЛ К-502 были также модернизирована по этому проекту. АПЛ К-524 была модернизирована для испытаний комплекса 3К-14(54) "Калибр" и CLUB-S. Внешне корабли проекта 671РТМК, практически не отличались от предшественников, отличия коснулись внутреннего расположения оборудования и приборов управления стрельбой.
На кораблях пр. 671РТМ внедрялись различные мероприятия по снижению шумности (включая замену гребного семилопастного винта на два четырехлопастных гребных винта, установленных по схеме «тандем») с целью привести ее к уровню американских ПЛА типа Los Angeles. Однако из-за прекращения финансирования работ эту задачу полностью решить не удалось.
АПЛ пр. 671РТМ строились самой большой серией.
На Адмиралтейском заводе (директор В.Л. Александров) и заводе им. Ленинского комсомола (директор Ю.3. Кучмин) было построено 26 подводных
лодок (по 13 на каждом заводе) этого проекта. Причина такого долголетия
серии АПЛ пр.671 заключается в
правильно выбранной концепции, позволившей при большой мощности АЭУ, соблюдении
строгих архитектурных форм, продуманном размещении механизмов и оборудования
обеспечить кораблям хорошие маневренные и мореходные качества. За весь длинный
цикл жизни проект не утратил главных преимуществ перед подводными лодками
вероятного противника: в скорости, глубине погружения, современном торпедном и
ракетном оружии и, конечно, надежности.
Вот уже 30 лет
служат эти подводные лодки отечеству, и за весь период эксплуатации флот не
потерял ни одного корабля этой серии. Сотни автономных плаваний провели эти
корабли на всех морских театрах от северных до южных
широт.
Пожалуй, одними из
самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в
значительной мере поколебавшими уверенность «потенциального противника» — США
— в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.
Корабли проекта 671РТМ и 671РТМК участвовали в решении не только военных, но и сугубо
мирных задач. Так, «Даниил Московский»
(капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого
подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса,
доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй,
закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 т сахара и муки.
Командование ВМФ и большинство личного состава высоко оценивают эти корабли. Огромная заслуга в этом принадлежит генеральному конструктору Г. Н. Черышеву — Герою Социалистического Труда, лауреату Государственных премий, заслуженному конструктору Российской Федерации, доктору технических наук, почетному академику Санкт-Петербургской инженерной академии (с 1984 г. после того, как Георгий Николаевич сосредоточился на проектировании и строительстве АПЛ пр. 971 , главным конструктором серии подводных лодок пр. 671, 671РТ и 671РТМ коллегией МСП был назначен Р.А. Шмаков). За создание этого проекта и его модернизацию многие сотрудники бюро, завода и контрагентских организаций были награждены орденами и медалями. Заместитель главного конструктора В.А. Собакин и строитель заказа В.С. Бешелев стали лауреатами Государственной премии. Главный конструктор проекта Р. А. Шмаков, главный инженер бюро В.А. Остапенко, главный конструктор по электрооборудованию О.А. Зуев-Носов, заместитель главного конструктора О.А. Алешков, начальник отдела вооружения В. Ф. Николаев, заместитель главного инженера завода В.И. Водянов и главный строитель С.П. Зеленский получили премии правительства РФ в области науки и техники.
В 1992 году (09.08.1991?) АПЛ проекта 671РТМ и 671РТМК были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные подводные лодки 1 ранга.
В середине 90-х гг. корабли проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. Первыми из состава ТОФ в 1996 году были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие в общей сложности 12, 10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 г., в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва. Затем (1998-2001) вывод кораблей из состава ВМФ ускорился. В перечне кораблей проекта зленным цветом выделены лодки, которые по сведениям зарубежных и отечественных источников находятся в боевом строю ВМФ России. Оливковым - те, которые еще не утилизированы.
Можно было предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования. Однако в 2015 году модернизация была признана нецелесообразной и все работы в этом направлении были прекращены. Тем не менее два корабля к 2024 году прощли восстановительные ремонты (Б-138 и Б-448)
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛА пр. 671РТМ:
1 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 - 533-мм ТА; 3 - 650-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - носовой (торпедный) отсек; 6 - носовой аварийный буй; 7 - носовой люк; 8 - выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 - запасная 533-мм торпеда; 10 - запасная 650-мм торпеда; 11 - цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 - АБ; 15 - ЦГБ; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - третий (центрального поста) отсек; 18 - антенны ГАК «Скат-Б»; 19 - ходовой мостик; 20 - репитер гирокомпаса; 21 - перископ комплекса МТ-70-10; 22 - ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 - ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 - ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 – ПМУ антенны «Анис»; 27 - прочная рубка; 28 - центральный пост; 29 - выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 31 - четвертый (реакторный) отсек; 32 - реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 - пятый (турбинный) отсек; 35 - паровая турбина; 36 - планетарный редуктор; 37 - главный упорный подшипник; 38 - конденсатор; 39 - баллоны системы ВВД; 40 - шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 - кормовой люк; 42 - кормовой аварийный буй; 43 - седьмой (жилой) отсек; 44 - восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 - кормовая дифферентная цистерна; 46 - приводы горизонтальных рулей; 47 - вертикальные стабилизаторы; 48 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 - АТГ; 50 - приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 — ВФТ (вспомогательные движители).
ПЛА проекта 671РТМ (вид с правого борта):
1 - гондола УПВ «Руза-П»
ГПБА ГАК «Скат-КС»; 2 - ПМУ «Анис»;
3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»;
4 - ПМУ АП РЛК «Каскад»; 5 - РКП; 6 - ПМУ «Кипарис»; 7 - ПМУ АП СОРС «Залив-П»; 8 - ПМУ «Синтез»; 9 - перископ ПЗНГ-10М
ПЛА проекта 671РТМК
(вид с правого борта):
1 - гондола УПВ .«Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-2М»; 2 - ПМУ «Кора»;
3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»;
4 - ПМУ АП РЛК «Каскад»; 5 - РКП; 6 - ПМУ «Анис»; 7 - ПМУ АП СОРС «Залив-П»; 8 - ПМУ «Синтез»; 9 - перископ ПЗНГ-10М; 10 -
датчики СОКС
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение надводное
4900 (4780?)
т
подводное 6280
(7250?) т
Длина, м. 106,1(107,1
для двух ВФШ)
Ширина, м. 10,6
(10,8?)
Осадка, м. 7,5
(7,8?)
Архитектурно-конструктивный
тип двухкорпусный
Глубина
погружения, м:
рабочая 320
предельная 400
Запас
плавучести, % 28
Автономность,
сут. 80
Экипаж,
чел. 94,
96 (1*)(5*)
Энергетическая
установка:
Главные
механизмы:
тип АЭУ
ППУ:
количество х тип ЯР 2 х ВВР
марка ЯР ВМ-4А
суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 144
ПТУ:
количество х мощность ГТЗА, л. с. 1 х
31000
количество х мощность АТГ, кВт 2x2 000
количество х тип движителей 1 х
ВФШ
или 2 х малошумных ВФЩ,
установленных по схеме «тандем» (2*)
Резервные
источники энергии и средства движения:
количество х мощность ДГ, кВт 2 х
460
Аккумуляторная установка:
тип АБ свинцово-кислотная (426-11)
количество групп АБ х элементов в
группе 2x112
количество х мощность вспом. ЭД, кВт 2
х 375
количество х тип вспом. движителей 2
х ВФТ
Скорость
хода наибольшая, уз:
надводная 10
(11,6?)
подводная 30
(31?)
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса «Гранат»
(3*)
тип КРСН РК-55
вид старта подводный
из 533-мм ТА
тип ПЗРК «Стрела-3М»
количество контейнеров для хранения ЗР 1
боекомплект ЗР
6
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм 2
х 650
боезапас (тип) торпед
6 (65-73
или 65-76)
количество х калибр ТА, мм 4
х 533
боезапас (тип) торпед и ПЛУР 18 (торпеды 53-65К и СЭТ-65
или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад»,
или М5 ПЛРК «Шквал»)
приборы управления
ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» (?)
система подготовки ТА «Кальмар»
Радиоэлектронное:
БИУС «Омнибус»
КСУС «Акация»
НК «Медведица-РТМ»
КСС «Молния-Л»
Система СС «Цунами-БМ»
ГАК «Скат-КС»
(МГК-500)
или «Скат-2М» (МГК-500) (4*)
РЛК «Каскад»
(МРК-500)
с приставкой «Корма» (МРК-57)
СОРС «Залив-П» (МРП-21А)
ТК МТ-70-10
Перископ ПЗНГ-10
1* Для пр. 671РТМК.
2* На момент постройки ставились на К-138, К-292, К-388,
К-414 и К-448.
3* Для пр. 671РТМК. В счет боезапаса для 533-мм ТА.
4* Изначально на ПЛА пр. 671РТМ предполагалось установить
ГАК «Скат-М» (малая комплектация) или ГАК «Скат-Б»
(большая комплектация). Отличие этих комплексов состоит в размерах основной
антенны, некотором изменении количества стоек внутри прочного корпуса и в
разнице нагрузки на корабль. В обоих комплексах основная антенна смонтирована
на цилиндрической капсуле, внутри которой размещена аппаратура первичной
обработки информации. В конце концов остановились на
ГАК «Скат-КС» (МГК-500), который на большей части ПЛА пр. 671РТМК заменили на
ГАК «Скат-2М» (МГК-500). Размещение УПВ ГПБА в гондоле над вертикальным
стабилизатором объясняется тем, что на ПЛА пр. 671РТМ в кормовой части имеется
однокорпусный участок, а это исключает установку УПВ в прочном корпусе или на
стабилизаторе.
5* Данные по Апалькову Ю.В., по другим данным численность экипажа составляет 102-103 человека
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Шмаков Р.А. "Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ", ВТА "Тайфун", №8, 2001г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024