Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 971

Проект 971 «Щука-Б»
(NATO – “Akula”, “Improved Akula”, “Akula II”, “Akula III”).


Модификации: проекты 971М(?), 971У и 971И.



1. Количество подводных лодок проекта: 15+5


2. Изображение проекта:


ПЛА К-480 и К-317 (“Akula”)

ПЛА К-328 (“Improved Akula”)

ПЛА К-154 (“Akula II”), в некоторых источниках – проект 971М

ПЛА К-335 (в некоторых источниках - "Akula III")


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (8+3)

1

 К-284

501

11.11.1983

16.06.1984
(27.07.1984)

30.12.1984

 13.04.1993 пер. в «Акула»

2

 К-263

502

09.05.1985

28.05.1986

30.12.1987

 13.04.1993 пер. в «Дельфин»
 09.02.2002 пер. в «Барнаул»

3

 К-322

513

05.09.1986

18.07.1987

30.12.1988

 13.04.1993 пер. в «Кашалот»
 2020 - утилизация, план - 2022

4

 К-391

514

23.02.1988

14.04.1989

29.12.1989

 13.04.1993 пер. в «Кит»
 01.09.1997 пер. в «Братск»
 2003 - мод. по пр.971М
 2018 - прекращена, отстой

5

 К-331

515

28.12.1989

23.06.1990

31.12.1990

 13.04.1993 пер. в «Нарвал»
 24.01.2001 пер. в «Магадан» н/о
 2012 - ремонт, план 2024?
 мод. по пр.971У

6

 К-419

516

28.07.1991

18.05.1992

31.12.1992

 13.04.1993 пер. в «Морж»
 29.01.1998 пер. в «Кузбасс»
 2016 - мод. по пр.971У

7

 К-295

517

07.11.1993

15.07.1994
(05.08.1994)

17.07.1995

 29.12.1995 пер. в «Дракон»
 30.08.1999 пер. в «Самара»
 2014 - ремонт, план 202?
 мод. по пр.971М

8

 К-152

518

1993

24.06.2006

29.12.2009

 13.04.1993 пер. в «Нерпа»
 2004 - достр. по проекту 971И
 23.01.2012 пер.в «Chakra»
 23.01.2012 - ВМС Индии
 08.2021 пер. в «Нерпа»
 2021 - ремонт

9

 К-?

519

1994

-

-

 2007 - тех.готовность 60%
 2012 - находится на заводе

10

 К-?

520

1990(?)

-

-

 18.03.1992 - тех.готовность 25%
 снята со строительства

11

 К-?

521

1991(?)

-

-

 18.03.1992 - тех.готовность 12%
 снята со строительства

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (7+2)

12

 К-480

821

22.02.1985

16.04.1988

29.12.1988

 1991 пер. в «Барс»
 1997 пер. в «Ак Барс»

13

 К-317

822

06.11.1986

21.05.1990

27.12.1990

 10.10.1990 пер. в «Пантера»

14

 К-461

831

14.11.1987

11.06.1991

29.12.1991

 25.06.1991 пер. в «Волк»
 2014 - ремонт, план 2028?
 мод. по пр.971М

15

 К-328

832

26.10.1988

28.06.1992

30.12.1992

 24.01.1991 пер. в «Леопард»
 2011 - ремонт, план 2024
 мод. по пр.971М

16

 К-154

833

10.09.1989

26.06.1993

29.12.1993

 24.07.1991 пер. в «Тигр»
 2019 - ремонт, план 2024

17

 К-157

834

13.07.1990

10.12.1994

25.11.1995

 06.04.1993 пер. в «Вепрь»

18

 К-335

835

23.09.1991

17.09.1999

04.12.2001

 22.02.1993 пер. в «Гепард»

19

 К-337

836

18.08.1992

-

-

 25.01.1994 пер. в «Кугуар»
 1998 - снята со строительства

20

 К-333

837

31.08.1993

-

-

 07.02.1995 пер. в «Рысь»
 1997 - снята со строительства

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 971:
2, 78, 266, 281, 282, 588, 608, 615, 622, 633


В некоторых источниках указывается на закладку еще одной ПЛ на Севмаше - зав.№ 838, однако скорее всего на заводе приступили к подготовке задела или корабль только планировался к постройке.



4. История проекта:


Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок 3-го поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе “Горьковского” проекта 945 новую, более дешевую АПЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали. Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр “Щука-Б”, велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Главный конструктор Г.Н.Чернышов, главный наблюдающий ВМФ капитан 2 ранга И.П.Богаченко.

Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ “Малахит”, было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

По своей конструкции лодка является двухкорпусной, одновальной, с "лимузинным" ограждением выдвижных устройств и с высоким кормовым оперением, на котором размещен обтекатель для буксируемой антенны. Легкий корпус покрыт противогидроакустическим резиновым покрытием. Прочный корпус стальной, выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100кгс/мм2 и поделён на 6 отсеков и румпельное отделение. При строительстве лодки использовался блочный метод. Оборудование монтировалось в амортизированных блоках и после сборки задвигалось внутрь прочного корпуса и подсоединялось там к кабелям и трубопроводам бортовых систем. Амортизация блоков вела к уменьшению акустического поля корабля, кроме того, такая блочная конструкция существенно облегчала монтаж оборудования. На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. В итоге лодка стала самой малошумной в отечественном флоте. Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ 3-го поколения “Лос-Анджелес”.

Технический проект “Щуки-Б” был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью “подтянуть” технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип “Лос-Анджелес”) был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой “вводной”, обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами “Гранат”.

В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.

В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре — главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Все основное оборудование и боевые посты размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 33 офицера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа “Лос-Анджелес” (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671 РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.

АЭУ состоит из одного реактора водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б, мощностью 190 мВт (в книге Апалькова Ю.В. говорится о том, что таким реактором была оборудована только К-284, а на всех остальных ПЛ серии установлен реактор ОК-9ВМ) с четырьмя парогенераторами и паровой одновальной блочной паротурбинной установки с широким резервированием состава механизации. Мощность около 50.000 л.с. Два турбогенератора переменного тока. В качестве источника постоянного тока имеются две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии. На борту корабля имеется дизель-генератор (два ДГ-300 ?) с обратимым преобразователем на 800 л.с. (2 х 750 л.с. ?) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей. В качестве движителя используется семилопастной винт постоянного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Есть два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (410 ?) л.с., обеспечивающие движение со скоростью до 5 узлов и служащие для маневрирования.

АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Вооружение состоит из четырёх 533мм ТА и четырёх 650мм ТА, с традиционным для отечественных ПЛ носовым двухрядным расположением в верхней по высоте носовой оконечности. Под торпедными аппаратами находится выгородка с антенной ГАК. Боекомплект торпед - 40 единиц. Возможна стрельба торпедами, крылатыми ракетами “Гранат”, подводными ракетами и ракето-торпедами (“Шквал”, “Водопад” и “Ветер”), а также самотранспортирующимися минами. Часть боекомплекта может заменяться минами, постановка которых также осуществляется через ТА. Вооружение позволяет эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В 90-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная “НИИ морской теплотехники” и ГНПП “Регион”. Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде УЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях. Аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать скорость более 50 узлов. Движитель без редуктора напрямую связан с двигателем, что, наряду с другими мерами, позволило значительно увеличить скрытность применения торпеды.

На УГСТ использованы двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обводы торпеды после выхода ее из трубы ТА. Комбинированная акустическая аппаратура самонаведения имеет режимы локации подводной цели и поиска надводного корабля по его кильватерному следу. Имеется система проводного телеуправления (длина торпедной катушки - 25 км). Комплекс бортовых процессоров обеспечивает надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели. Оригинальным решением является наличие в системе наведения алгоритма “Планшет”, моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя. Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника.

Длина торпеды УГСТ - 7,2 м, масса - 2200 кг, масса взрывчатого вещества - 200 кг, глубина хода - до 500 м, скорость хода - более 50 уз., дальность стрельбы - до 50 км.

Продолжается совершенствование и ракето-торпед, входящих в состав вооружения АПЛ 971-го проекта. В настоящее время они комплектуются новой второй ступенью, представляющей собой подводную ракету АПР-ЗМ (калибр 355 мм, масса 450 кг, масса БЧ 76 кг) с гидроакустической системой самонаведения, имеющей радиус захвата 2 км. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения позволило сместить центр группировки попаданий ракеты к середине подводной цели, поражая ее в прочный корпус. На торпеде использован регулируемый турбо-водометный двигатель на смесевом высококалорийном топливе, обеспечивающий АПР-ЗМ высокую скорость сближения с целью, затрудняющей применение противником средств гидроакустического противодействия. Скорость подводного хода ракеты – 18-30 м/с, глубина поражения цели - до 800 м, вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м - 0,9.

В то же время на основании Cоветско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды “Шквал” и “Водопад” с СБП, а также КР типа “Гранат”.

РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 “Скат-3” с цифровой системой обработки информации, в состав которого входят - носовая антенна, две бортовых антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели. Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника). На корабле установлены навигационный комплекс “Симфония-У”,комплекс радиосвязи “Молния-МЦ” с системой космической связи “Цунами” и буксируемой антенной.

Головная лодка К-284 была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Уже в процессе его испытаний было выявлено достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой “тихой” отечественной лодки предшествующего поколения - 671 РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения.

Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. По классификации НАТО пр.971 получил шифр "Akula". Лодки северодвинской постройки (начиная с «Леопард»), а также последние из построенных на заводе в Комсомольске-на-Амуре (начиная с «Морж») получили шифр "Improved Akula". По сравнению со своими предшественниками они имели повышенную акустическую скрытность. Начиная с АПЛ К-157, при сохранении внешних обводов, лодка имеет изменённую конструкцию прочного корпуса (имеют вставку длиной несколько метров для установки нового оборудования) и внутреннего оборудования. Она получила обозначение "Akula-II" (в некоторых отечественных источниках упоминается как проект 971М. Последняя из построенных ПЛ - К-335, имеет несколько отличающийся силуэт и измененную форму обтекателя гондолы УПВ ГПБА ГАК, очевидно поэтому в некоторых изданиях она получила обозначение "Akula-III". Также на АПЛ в сторону улучшения характеристик изменен состав оборудования.

Начиная с К-263, на ПЛ устанавливается СОКС, а с К-391 - в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают ПЛ проекта 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по Российской территории.

По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре “Будущее стратегических ядерных сил России-дискуссия и аргументы” (Долгопрудный, 1995 год), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа “Лос Анджелес” с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе мирового океана обнаружить ПЛ гидроакустическими средствами практически невозможно.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. “Барсы” могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: “Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что Советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось”. Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв устранен полностью. По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 уз. шумность лодок типа Improved Акulа, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой Российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США.

Но не надо забывать, что Improved Los Angeles - пройденный этап. Есть суперсовременные АПЛ типа Seawolf. На смену этому кораблю идёт менее дорогая, но ещё более совершенная лодка - Virginia. Головной корабль серии из 30 крейсеров поступит на вооружение американских ВМС в 2006 году.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (бухта Крашенинникова) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы. Задел по ПЛ, которые были сняты с постройки использовался при постройке АПКР проекта 955. АПЛ (зав. №519) находится в достройке на Амурском судостроительном заводе. Для продолжения ее строительства изыскиваются финансовые средства. Как стало известно (11.04.2013 "Северная неделя"), ОАО "ЦС "Звездочка" поручено провести глубокую модернизацию шести ударных атомных подводных лодок проекта 971 (новый проект по сообщениям СМИ получил номер 971М, хотя в мае 2015 Дыгало И. нызывает подводные лодки после ремонта как проект 971У). В частности, первым делом по контракту с Минобороны верфь выполнит ремонт с модернизацией двух кораблей серии – К-328 «Леопард» и К-461 «Волк». Модернизация требуется масштабная, как утверждается, в небывалом объеме, поскольку затронет практически все системы корабля – от навигации и гидроакустики до вооружения и главной энергетической установки. Следом же за североморскими на «Звездочку» должны прийти еще и тихоокеанские ПЛАК проекта 971. В своем выступлении в сентябре 2013 года ГК ВМФ Виктор Чирков сказал: «До 2020 года планируется провести глубокую модернизацию 12 многоцелевых атомных подводных лодок: по проектам 949АМ – четыре единицы, 971М – шесть единиц, 945М – две единицы. Характеристики указанных подводных лодок будут не уступать, а по отдельным показателям, например по боекомплекту ударного ракетного оружия, превосходить зарубежные аналоги».

В январе 2004 года был заключен контракт с ВМС Индии на достройку с глубокой модернизацией по проекту 971И "Ирбис" и сдачу в аренду индийским военно-морским силам АПЛ (зав. №518 - К-152 "Нерпа"). Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15.08.2007, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до $785 млн. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдача в лизинг — с 15 июня 2008 года, за $650 млн сроком на 10 лет, но позднее она была скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора. В итоге 23.12.2012 АПЛ вошла в состав ВМС Индии под наименованием "Chakra". Итоговая стоимость лизинга в различных источниках колеблется от $650 млн. до $900 млн..


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (37,3 Кб)

Продольный разрез ПЛА пр. 971:

1 - выгородка основной антенны ГАК «Скат-3»; 2 - проницаемая часть носовой оконечности; 3 — торпедопогрузочный люк; 4 - носовой (торпедный) отсек; 5 - выгородка казенных частей ТА, боезапаса на автоматизированных и дополнительных стеллажах; 6 - герметичный настил (вторая палуба); 7 - агрегатная выгородка РЭВ (в основном ГАК «Скат-3»); 8 - носовая дифферентная цистерна; 9 - аккумуляторная яма (по бортам от нее находятся цистерны РТК, сама яма и средняя часть второй палубы объединены в амортизированный блок); 10 — второй (центрального поста и жилой) отсек (представляет из себя единый амортизированный блок); 11 - первая палуба; 12 - вторая палуба; 13 - третья палуба; 14 - четвертая палуба; 15 - центральный пост и выгородка БИУС «Омнибус»; 16 - жилые и медицинские помещения; 17 - выгородки аппаратуры РЭВ, вспомогательного оборудования и общесудовых систем не работающих в малошумном режиме (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 18 - ходовой мостик; 19 - прочная рубка-всплывающая камера; 20 - ограждение прочной рубки; 21 - третий (вспомогательных механизмов, включая все ПМУ) отсек (представляет из себя единый амортизированный блок); 22 - носовой люк; 23 - боевые рубки и агрегатные РЭВ; 24 - выгородки вспомогательного оборудования (включая компрессоры системы ВВД холодильные машины, ДГ, водооотливные и осушительные насосы, преобразователи и т.д.); 25 - четвертый (реакторный) отсек; 26 - аппаратная выгородка (ППУ и баки системы водяной защиты подвешены на консольных балках, заделанных в переборки); 27 - насосная выгородка (вспомогательное оборудование ППУ); 28 - пятый (турбинный) отсек (блок ПТУ через амортизаторы установлен на промежуточной раме, которая по торцам через второй каскад амортизаторов закреплена к межотсечным переборкам); 29 - шестой (вспомогательных механизмов) отсек (вторая и третья палубы объединены в единый амортизированный блок); 30 - кормовой люк; 31 - дейдвудная труба; 32 - румпельное отделение (размещаются гидравлические машины, румпели и концы баллеров вертикального руля, больших и малых горизонтальных рулей); 33 - гондола УПВ ГПБА ГАК « Скат-3»; 34 - кормовая дифферентная цистерна.


Схема размещения оборудования


Антенные и выдвижные устройства

1 - гондола УПВ ГПБА ГАК «Скат-3»; 2 - ПМУ «Зона»; 3 - РКП; 4 - ПМУ «Синтез»; 5 - ПМУ «Анис»; 6 - ПМУ «Кора» (перед «Анис»); 7 - ПМУ АП РЛК «Радиан» (МРКП-58); 8 - перископ «Сигнал-3»; 9 - перископ «Лебедь-21» (перед «Сигнал-3»); 10 - датчики СОКС

Вид спереди


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

надводное                               - 8140 или 8500 1*

подводное                               - 10500 (12770?) или 12770 1*

Длина наибольшая, м                                                 - 110,3 или 112 1*

Ширина корпуса наибольшая, м                                  - 13,6 (13,5?)

Осадка средняя, м                                                     - 9,68

Архитектурно-конструктивный тип                                - двухкорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая                                   - 480 (400?)

предельная                                          - 600

Автономность по запасам провизии, сут.                     - 100

Экипаж, чел.                                                               - 73

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

Тип                                                                   - АЭУ

ППУ:

марка                                      - ОК-9ВМ или ОК-650М.01 2*

количество х тип ЯР                - 1 х ВВР

тепловая мощность ЯР, МВт   - 190

ПТУ:

тип                                          - блочная

кол-во х мощность ГТЗА, л. с. - 1 х 50000

кол-во х мощность АТГ, кВт     - 2 x 3200

количество х тип движителей   - 1 х малошумный ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

кол-во х мощность ДГ, кВт      - 1 х 800

аккумуляторная установка:

тип АБ                                     - свинцово-кислотная

количество х тип РСД              - 2 х ВПК

привод ВПК х мощность, кВт   - ЭД х 300

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                               - 10

подводная                               - 33

Вооружение:

Ракетное:

тип ракетного комплекса          - «Гранат» 3*

тип КРСН                                - РК-55

вид старта                               - подводный, из 533-мм ТА

тип ПЗРК                                 - «Стрела-ЗМ»

кол-во конт. для хранения ЗР  - 3

боекомплект ЗР                       - 18

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм     - 4 х 650

боезапас (тип) торпед              - 12 (торпеды 65-76 или ПЛУР

86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»)

количество х калибр ТА, мм     - 4 х 533

боезапас (тип) торпед и ПЛУР  - 28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР

83Р и 84Р ПЛРК «Водопад»,

или М5 ПЛРК «Шквал»)

система подготовки ТА            - «Гринда»

Радиоэлектронное:

БИУС                                                    -  «Омнибус»

НК                                           -  «Симфония»

КСС                                - «Молния-МЦ»

система СС                             - «Цунами-БМ»

ГАК                                - «Скат-3» (МГК-540)

РЛК                                - «Радиан» (МРКП-58)

или «Радиан» (МРКП-59) 4*

ТК                                           - МТК-110

перископ ТК                            - «Сигнал-3»

командирский перископ           - «Лебедь-11» или «Лебедь-21»


1* На К-335 по данным некоторых источников
2* На К-284
3* В счет боезапаса для 533-мм ТА.
4* Начиная с К-461 и К-267.


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
- А.В. Вырский, В. Ульянов «Праздник, длинною 10 лет…». - Информация с сайта http://www.webcom.com
- Справочная информация с сайта http://www.submarine.logicsystems.ru


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024