Rambler's Top100 Проекты перспективных подводных судов ведущих КБ России.

Проекты перспективных подводных судов ведущих КБ России



На рубеже 90-х годов обозначились четыре основных назначения перспективных проектов подводной техники невоенного назначения - транспортное, спасательное, туристическое и исследовательское. Также обозначились и два направления реализации этих проектов. Первое из них - конверсия снимаемых с вооружения подводных стратегических ракетоносцев (либо использование конструктивных идей, заложенных в военной технике). Второе - создание принципиально новых проектов.


В 1992г. ЦКБ МТ "Рубин" разработало план переоборудования атомных подводных лодок постройки 1973-1982 годов в высокоширотные грузовые и исследовательские суда. Были выбраны АПЛ проектов 667БД и 667БДР за их надежные двухвальные машины и навигационную систему высокой точности, в которой сопрягаются спутниковая и гироскопическая части. У этих АПЛ оказались отличные средства связи, эхо-локации и подледного наблюдения плюс внушительная вместимость после освобождения ракетных отсеков - 2000 кубометров. Даже штатное, военное оборудование этих АЛЛ обеспечивает решения множества задач по биологическим, геологическим, гидрографическим и гидрохимическим исследованиям. Сравнительно легко снабдить эти лодки подводными роботами и буровыми установками, разместить на них подводные аппараты. Даже торпеды можно использовать, делая полыньи для всплытия. Так же позже был разработан проект подводно-надводного транспортного судна на основе АПЛ 941 проекта.

Конкретные проекты переоборудования атомоходов 667 проекта в спасательные атомные подводные лодки предложил в начале 1990-х гг. конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Е.А. Горигледжан. Переделка должна была свестись к установке вместо двух ракетных отсеков того же числа отсеков со специальным оборудованием (барокомплексы, шлюзовые камеры, посадочные места для СПС). Общекорабельные системы дорабатываются по необходимости.


В СПМБМ "Малахит" в 1992 году разрабатывался проект арктического подводного грузовоза вместимостью в 29400 тонн, обладающего 20-узловым ходом и способного заходить практически во все порты мира. Была предусмотрена даже запасная дизель-установка для входа в гавани, если нет возможности причалить с действующим реактором. Разгрузка-погрузка такого корабля занимает 30 часов - на уровне лучших мировых стандартов. Также был разработан и проект подводного атомохода-танкера в 30 тысяч тонн грузоподъемностью. Специально для будущих нефтяных и газоконденсатных разработок на шельфе ледовых морей, куда не пройдет ни один полукилометровый наливной танкер-гигант с тонкой обшивкой. Конструкторы КБ нашли технологию перевозки даже взрывоопасного газового конденсата. На сегодняшний день ОАО "СПМБМ "Малахит" предлагает для постройки проекты подводного танкера грузовместимостью 60000 тонн и газовоза грузовместимостью 150000 тонн.

Кроме проектов грузовых судов ОАО "СПМБМ "Малахит" предлагает конструторские решения экономически эффективных подводных технических средств для морского туризма и досуга: подводные самоходные экскурсионные аппараты с необходимыми береговыми средствами обеспечения эксплуатации, морские самоходные туристические катамараны с подводными экскурсионными аппаратами, подводные плавучие ресторанные комплексы, плавучие туристические центры морского досуга с гостинничным комплексом, подводными ресторанами и экскурсионными подводными аппартами. Также ОАО "СПМБМ "Малахит" предлагает к постройке сверхмалые подводные лодки - носители легководолазов ("Тритон-1" и "Тритон-2") и малые подводные лодки прибрежного действия.


ЦКБ "Лазурит", несмотря на свои проекты спасательной ПЛ "Посейдон", подводной буровой установки и погружающегося судна для подводно-технических работ, большое внимание уделяет разработке неатомных подводных кораблей малого тоннажа, особенно с использованием электрохимических генераторов. Примером может служить малая подводная лодка, предназначенная для подводных работ на арктическом морском шельфе. Реактивы, используемые с электрохимическими генераторами этой лодки, хранятся в газовых баллонах. Проектируемые ТТХ: водоизмещение около 100 м. куб., размерения 18,8х3,5х5,2м, глубина погружения до 500м, автономность до 10 дней, команда – 6 человек, скорость до 6 узлов, дальность хода до 500 миль.


Midget Submarine

малая подводная лодка, предназначенная для подводных работ на арктическом морском шельфе
(ЦКБ «Лазурит»)


После 1991 г, учитывая особую важность совершенствования аварийно-спасательных систем и средств для ВМФ, продолжая нести моральную ответственность за развитие спасательных средств как базовая организация, несмотря на отсутствие государственного финансирования, ЦКБ "Лазурит" не прекращало работ в этом направлении и все последнее десятилетие продолжало активно работать в данной области техники - в основном по собственной инициативе и на собственные средства, причем не ограничивалось проработкой отдельных технических объектов, а проводя исследования, позволяющие обосновывать и концептуально представить дальнейшее развитие системы спасения экипажей с аварийных ПЛ.

В 1997 г. были выполнены исследования и представлены предложения по формированию перспективной системы спасения подводников, основанные на выполненных разработках ряда новых технических средств и решений, повышающих эффективность операций спасения.

В современных экономических условиях страны, когда на создание или приобретение новой спасательной техники могут быть выделены весьма ограниченные средства, отобраны те предложения, которые могут дать наибольший эффект при сравнительно небольших финансовых затратах.

Например, предлагается модернизация существующих СПА пр. 18270 ("Бестер") и 1855 ("Приз") в несколько этапов (по мере выделения средств).

Их корпуса выполнены из коррозионно-стойкого титанового сплава и послужат еще долго. А оборудование, устаревшее морально и физически, подлежит замене - в первую очередь, радиоэлектронное. Затем - внедрение новых технических решений, повышающих возможности посадки СПА на наклонную под большим углом комингс-площадку при действии сильного подводного течения. Далее предлагается заменить энергетическую подсистему аппарата и систему управления движением более совершенными.

Кроме того, ЦКБ "Лазурит" по-прежнему продолжает настаивать на дооборудовании некоторых ПЛ под временные носители СПА пр. 18270. Съемное закрепляющее устройство, с помощью которого на ПЛ можно установить СПА, разработанное ЦКБ "Лазурит", уже изготовлено. Это в какой-то степени заменит списанные спасательные ПЛ.

Коллектив конструкторов рассмотрел и более солидные разработки — например, создание многофункционального водолазного спасательного комплекса в модульном исполнении, который на сегодня является наиболее перспективным спасательным средством, обеспечивающим выполнение всех работ, необходимых для спасения подводников.


КБ ? По данным, появившимся в печати, российские и китайские специалисты ведут работы над новым подводным аппаратом, способным работать на глубинах до 7000 метров. На его разработку китайское правительство выделило 22,5 млн. долларов. Согласно проекту, подводный аппарат будет иметь длину 8 м и ширину - 3 м. Экипаж будет состоять из трех человек: «пилота» и двух исследователей. Основной задачей батискафа станет исследование глубоководных областей Тихого океана и разведка подводных месторождений природных ресурсов.


Источники


- Кваша Н. "Underwater Hydrogen Propulsion Systems", Военный парад, 1997г. (http://www.milparade.ru/security/117.html).
- "Утраченные возможности", Техника-Молодежи, №9, 2000г. (http://n1l3m.narod.ru/baza/Psptr.htm).
- Калашников М. "Сломанный меч Империи" (http://borzoi.dvo.ru/elib/kalas001/00000044.htm).
- Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка проекта 940", ВТА Тайфун, №9, 2001г.
- Боярчук А. "Россия и Китай строят батискаф" (http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2002/09/16/8197).
- "Военный парад", N 5-6, 1994г.
- "Техника-Молодежи", N1, 1997г.
- Информация с сайта ОАО "СПМБМ "Малахит".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2010