Тип «М» VI–бис серии
1. Количество подводных лодок проекта: 20
2. Изображение проекта:
ПЛ типа "М" VI-бис серии. Рисунок Балакина С.
ПЛ типа "М" VI-бис серии с модернизированным ограждением рубки после капремонтов 1942-1943 годов.
Рисунок Апалькова Ю.В.
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
НИКОЛАЕВ: Завод имени А. Марти (№198) (12) |
||||||
1 |
М-53 (с 15.09.1934) |
287 |
10.02.1934 |
23.12.1934 |
10.06.1935 |
27.10.1939 пер. в М-47 |
2 |
М-71 (с 05.06.1935) |
289 |
10.03.1934 |
31.12.1934 |
24.08.1935 |
достр. на заводе №190 |
3 |
М-72 (с 05.06.1935) |
288 |
10.03.1934 |
23.12.1934 |
24.08.1935 |
достр. на заводе №190 |
4 |
М-73 (с 05.06.1935) |
291 |
10.03.1934 |
05.01.1935 |
24.08.1935 |
достр. на заводе №190 |
5 |
М-74 (с 05.06.1935) |
290 |
10.03.1934 |
31.12.1934 |
24.08.1935 |
достр. на заводе №190 |
6 |
М-75 (с 05.06.1935) |
292 |
10.03.1934 |
05.02.1935 |
24.08.1935 |
достр. на заводе №190 |
7 |
М-76 (с 05.06.1935) |
293 |
10.03.1934 |
08.02.1935 |
24.08.1935 |
достр. на заводе №190 |
8 |
М-77 (с 05.06.1935) |
294 |
29.05.1934 |
29.04.1935 |
04.11.1935 |
до 05.06.1935 - М-82 |
9 |
М-78 (с 05.06.1935) |
301 |
29.08.1934 |
25.05.1935 |
04.11.1935 |
до 05.06.1935 - М-83 |
10 |
М-79 (с 05.06.1935) |
302 |
25.08.1934 |
15.09.1935 |
15.07.1936 |
достр. на заводе №190 |
11 |
М-80 (с 05.06.1935) |
303 |
25.08.1934 |
15.09.1935 |
15.07.1936 |
достр на заводе №190 |
12 |
М-81 (с 05.06.1935) |
304 |
25.08.1934 |
15.09.1935 |
15.07.1936 |
достр на заводе №190 |
НИКОЛАЕВ: Завод имени 61 коммунара (№200) (3) |
||||||
13 |
1045 |
20.12.1934 |
15.09.1935 |
14.10.1936 |
15.11.1939 пер. в М-53 |
|
14 |
1046 |
25.03.1935 |
20.11.1935 |
17.10.1936 |
15.11.1939 пер. в М-54 |
|
15 |
1047 |
25.03.1935 |
20.11.1935 |
19.10.1936 |
27.10.1939 пер. в М-48 |
|
ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№196) (5) |
||||||
16 |
М-82 (с 05.06.1935) |
58 |
02.02.1934 |
10.06.1935 |
06.11.1935 |
до 31.01.1935 - М-61 |
17 |
М-83 (с 05.06.1935) |
59 |
10.02.1934 |
01.06.1935 |
08.11.1935 |
до 31.01.1935 - М-62 |
18 |
М-84 (с 05.06.1935) |
60 |
10.03.1934 |
15.07.1935 |
27.11.1935 |
до 31.01.1935 - М-63 |
19 |
М-85 (с 05.06.1935) |
61 |
10.03.1934 |
21.03.1936 |
19.06.1936 |
до 31.01.1935 - М-64 |
20 |
М-86 (с 05.06.1935) |
62 |
20.03.1934 |
21.03.1936 |
19.06.1936 |
до 31.01.1935 - М-65 |
4. История проекта:
Еще до завершения строительства всех подводных лодок VI серии проект начали корректировать для устранения недостатков, вскрывавшихся по мере приемки флотом построенных кораблей. 13 августа 1933 г. было принято решение о строительстве малых подводных лодок по улучшенному проекту - VI бис серии.
На подводных лодках VI-бис серии были внесены следующие изменения:
- улучшены обводы кормовой оконечности;
- разработан новый гребной винт;
- добавлена цистерна быстрого погружения;
- улучшена конструкция клапана вентиляции цистерны торпедной стрельбы и схема управления им;
- предусмотрен упоромер для замера упора гребного винта;
- система Вард-Леонарда управления вертикальным рулем заменена на контакторную, ручное управление вертикальным рулем перенесено
из центрального поста в электромоторный отсек;
- предусмотрено электрическое управление носовыми горизонтальными рулями при помощи электромотора брашпильного устройства;
- предусмотрена принудительная циркуляция масла в упорном подшипнике Митчеля;
- внесены улучшения в конструкцию перископной лебедки;
- установлен воздухоохладитель для охлаждения главного электромотора.
Проведение перечисленных конструктивных мероприятий дало значительное улучшение скоростных и маневренных качеств лодки. Наибольшая надводная скорость возросла на 2,1 уз, а подводная - на 0,8 уз, увеличилась на 375 миль дальность плавания экономическим надводным ходом (10 уз) и на 7 миль - экономическим подводным ходом (2,5 уз). Улучшилась также и обитаемость подводной лодки. Время перехода из крейсерского положения в подводное при открытых кингстонах и использовании цистерны быстрого погружения составляло 80 с. Все остальные элементы остались такие же, как на подводных лодках VI серии.
Закладка лодок новой серии началась в феврале 1934г. Всего было построено 20 подводных лодок VI бис серии, из которых 12 лодок построил завод № 198 (все для Балтийского моря), 5 лодок - завод № 196 в Ленинграде (для Балтийского моря) и 3 лодки - завод № 200 в Николаеве (для Черного моря). Подводные лодки постройки завода № 198 достраивались на заводе № 190 в Ленинграде и там же сдавались флоту. Ответственными сдатчиками и строителями были: на заводе № 198 - Г.К. Волик и С.И. Шрайбер, на заводе № 196 - Г.В. Соловьев, А.А. Пономарев, М.М. Коган и Е.П. Корсак (сдаточный механик), на заводе № 200 - И.Г. Винницкий, Е.И. Попов и др.
Создание подводных лодок VI и VI бис серий является важной вехой в истории отечественного подводного судостроения. На этих лодках был получен опыт проектирования, строительства и эксплуатации малых одновальных цельносварных подводных лодок. На их основе в дальнейшем были созданы более совершенные малые подводные лодки сначала одновальные (XII серия), а затем двухвальные (XV серия).
5. Схема проекта:
Схема продольного разреза ПЛ типа "М" VI-бис серии. Укрупненный вид (336 Кб)
Конструкция ограждения рубки ПЛ типа "М" VI-бис серии (после капремонтов 1942-1943 годов)
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 161 тонн | |
подводное: | 201 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 13,2 узла | |
наибольшая подводная: | 7,2 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 1640 (7,16), 1540 (8,2), 1065 (10), 545 (13,2) миль | |
в подводном положении: | 55 (2,5), 5,9 (7,2) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 60 метров | |
рабочая: | 50 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 37,81 м | |
ширина: | 3,11 м | |
осадка: | 2,58 м | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
орудие 21-К 45 мм: | 1 шт (195 выстрелов) | |
пулемет М-1: | 1 шт | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 2 шт | |
общее число торпед: | 2 шт | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 1 х 685 (типа 38В-8) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 240 (ПГ 60/34) | |
количество валов: | 1 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | МЛ/МС, 1 х 56 | |
обитаемость | ||
автономность: | 10 суток | |
экипаж: | 17 человек |
7. Источники:
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение".
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1996г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
- Морозов. М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. ч.1. КБФ". Полигон, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
- Рисунки Апалькова Ю.В. и Балакина С.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017