Rambler's Top100 Подводная лодка. Тип "М" 6-бис серия;

Тип «М» VI–бис серии



1. Количество подводных лодок проекта: 20


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа М VI-бис серии


ПЛ типа "М" VI-бис серии. Рисунок Балакина С.

Подводная лодка типа М VI-бис серии

ПЛ типа "М" VI-бис серии с модернизированным ограждением рубки после капремонтов 1942-1943 годов.
Рисунок Апалькова Ю.В.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 НИКОЛАЕВ: Завод имени А. Марти (№198) (12)

1

 М-53 (с 15.09.1934)

287

10.02.1934

23.12.1934
(18.10.1934)

10.06.1935

 27.10.1939 пер. в М-47
 1954 - передана ВМС КНР

2

 М-71 (с 05.06.1935)

289

10.03.1934

31.12.1934

24.08.1935

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-77
 24.06.1941 – взорвана

3

 М-72 (с 05.06.1935)

288

10.03.1934

23.12.1934

24.08.1935

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-76

4

 М-73 (с 05.06.1935)

291

10.03.1934

05.01.1935

24.08.1935

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-79

5

 М-74 (с 05.06.1935)

290

10.03.1934

31.12.1934

24.08.1935

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-78
 23.09.1941 – затонула, поднята

6

 М-75 (с 05.06.1935)

292

10.03.1934

05.02.1935
(08.02.1935)

24.08.1935

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-80

7

 М-76 (с 05.06.1935)

293

10.03.1934

08.02.1935

24.08.1935

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-81

8

 М-77 (с 05.06.1935)

294

29.05.1934

29.04.1935

04.11.1935

 до 05.06.1935 - М-82
 25.06.1936 пер. в М-85
 27.10.1939 пер. в М-45
 1954 - передана ВМС КНР

9

 М-78 (с 05.06.1935)

301

29.08.1934

25.05.1935

04.11.1935

 до 05.06.1935 - М-83
 25.06.1936 пер. в М-86
 27.10.1939 пер. в М-46
 1954 - передана ВМС КНР

10

 М-79 (с 05.06.1935)

302

25.08.1934

15.09.1935

15.07.1936

 достр. на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-84

11

 М-80 (с 05.06.1935)

303

25.08.1934

15.09.1935

15.07.1936

 достр на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-85
 24.06.1941 – взорвана

12

 М-81 (с 05.06.1935)

304

25.08.1934

15.09.1935

15.07.1936

 достр на заводе №190
 до 05.06.1935 - М-86
 01.07.1941 – погибла, поднята

 НИКОЛАЕВ: Завод имени 61 коммунара (№200) (3)

13

 М-54

1045

20.12.1934

15.09.1935

14.10.1936

 15.11.1939 пер. в М-53
 13.01.1940 пер. в М-54

14

 М-55

1046

25.03.1935

20.11.1935

17.10.1936

 15.11.1939 пер. в М-54
 13.01.1940 пер. в М-55

15

 М-56

1047

25.03.1935

20.11.1935

19.10.1936

 27.10.1939 пер. в М-48
 1954 - передана ВМС КНР

 ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№196) (5)

16

 М-82 (с 05.06.1935)

58

02.02.1934

10.06.1935

06.11.1935

 до 31.01.1935 - М-61
 до 05.06.1935 - М-71
 27.10.1939 пер. в М-43
 1954 - передана ВМС КНР

17

 М-83 (с 05.06.1935)

59

10.02.1934

01.06.1935

08.11.1935

 до 31.01.1935 - М-62
 до 05.06.1935 - М-72
 27.06.1941 – взорвана

18

 М-84 (с 05.06.1935)

60

10.03.1934

15.07.1935

27.11.1935

 до 31.01.1935 - М-63
 до 05.06.1935 - М-73
 27.10.1939 пер. в М-44
 1954 - передана ВМС КНР

19

 М-85 (с 05.06.1935)

61

10.03.1934

21.03.1936

19.06.1936

 до 31.01.1935 - М-64
 до 05.06.1935 - М-74
 25.06.1936 - пер. в М-77

20

 М-86 (с 05.06.1935)

62

20.03.1934

21.03.1936

19.06.1936

 до 31.01.1935 - М-65
 до 05.06.1935 - М-75
 25.06.1936 - пер. в М-78
 23.06.1941 – погибла, обнаружена



4. История проекта:


Еще до завершения строительства всех подводных лодок VI серии проект начали корректировать для устранения недостатков, вскрывавшихся по мере приемки флотом построенных кораблей. 13 августа 1933 г. было принято решение о строительстве малых подводных лодок по улучшенному проекту - VI бис серии.

На подводных лодках VI-бис серии были внесены следующие изменения:
- улучшены обводы кормовой оконечности;
- разработан новый гребной винт;
- добавлена цистерна быстрого погружения;
- улучшена конструкция клапана вентиляции цистерны торпедной стрельбы и схема управления им;
- предусмотрен упоромер для замера упора гребного винта;
- система Вард-Леонарда управления вертикальным рулем заменена на контакторную, ручное управление вертикальным рулем перенесено из центрального поста в электромоторный отсек;
- предусмотрено электрическое управление носовыми горизонтальными рулями при помощи электромотора брашпильного устройства;
- предусмотрена принудительная циркуляция масла в упорном подшипнике Митчеля;
- внесены улучшения в конструкцию перископной лебедки;
- установлен воздухоохладитель для охлаждения главного электромотора.

Проведение перечисленных конструктивных мероприятий дало значительное улучшение скоростных и маневренных качеств лодки. Наибольшая надводная скорость возросла на 2,1 уз, а подводная - на 0,8 уз, увеличилась на 375 миль дальность плавания экономическим надводным ходом (10 уз) и на 7 миль - экономическим подводным ходом (2,5 уз). Улучшилась также и обитаемость подводной лодки. Время перехода из крейсерского положения в подводное при открытых кингстонах и использовании цистерны быстрого погружения составляло 80 с. Все остальные элементы остались такие же, как на подводных лодках VI серии.

Закладка лодок новой серии началась в феврале 1934г. Всего было построено 20 подводных лодок VI бис серии, из которых 12 лодок построил завод № 198 (все для Балтийского моря), 5 лодок - завод № 196 в Ленинграде (для Балтийского моря) и 3 лодки - завод № 200 в Николаеве (для Черного моря). Подводные лодки постройки завода № 198 достраивались на заводе № 190 в Ленинграде и там же сдавались флоту. Ответственными сдатчиками и строителями были: на заводе № 198 - Г.К. Волик и С.И. Шрайбер, на заводе № 196 - Г.В. Соловьев, А.А. Пономарев, М.М. Коган и Е.П. Корсак (сдаточный механик), на заводе № 200 - И.Г. Винницкий, Е.И. Попов и др.

Создание подводных лодок VI и VI бис серий является важной вехой в истории отечественного подводного судостроения. На этих лодках был получен опыт проектирования, строительства и эксплуатации малых одновальных цельносварных подводных лодок. На их основе в дальнейшем были созданы более совершенные малые подводные лодки сначала одновальные (XII серия), а затем двухвальные (XV серия).


5. Схема проекта:


Схема М 6-бис серии


Схема продольного разреза ПЛ типа "М" VI-бис серии. Укрупненный вид (336 Кб)


Рубка М 6-бис серии

Конструкция ограждения рубки ПЛ типа "М" VI-бис серии (после капремонтов 1942-1943 годов)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 161 тонн
  подводное: 201 тонн
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 13,2 узла
  наибольшая подводная: 7,2 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

1640 (7,16), 1540 (8,2), 1065 (10), 545 (13,2) миль
  в подводном положении:

55 (2,5), 5,9 (7,2) миль
  глубина погружения  
  предельная: 60 метров
  рабочая: 50 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 37,81 м
  ширина: 3,11 м
  осадка: 2,58 м
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  орудие 21-К 45 мм:

1 шт (195 выстрелов)
  пулемет М-1: 1 шт
  533-мм носовые торпедные аппараты: 2 шт
  общее число торпед: 2 шт
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 1 х 685 (типа 38В-8)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 240 (ПГ 60/34)
  количество валов: 1
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: МЛ/МС, 1 х 56
  обитаемость  
  автономность:

10 суток
  экипаж:

17 человек

7. Источники:


- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение".
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1996г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
- Морозов. М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. ч.1. КБФ". Полигон, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
- Рисунки Апалькова Ю.В. и Балакина С.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016